Получи документы

Портфолио дошкольника как интерактивная форма работы с родителями

Оксана Логвиновская
Портфолио дошкольника как интерактивная форма работы с родителями

В своей работе, в дошкольном учреждении в рамках комплексного сопровождения ребенка я искала разнообразные формы работы с родителями. Одной из них, очень современной и эффективной считаю портфолио дошкольника. Начиная работу над созданием индивидуальных образовательных маршрутов ребенка в ДОУ, мы пришли к тому, что воспитателям, специалистам, работающим с ребенком намного проще и легче представить маршрут его развития через введение портфолио дошкольника. Ведь ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА - это и копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, и копилка его успехов, и копилка его положительных эмоций. Собирая специальную папку - портфолио, мы можем не только зафиксировать успехи, но и проследить динамику, оценить сильные стороны развития ребенка, а также наметить умения и навыки, требующие развития.

Публикация «Портфолио дошкольника как интерактивная форма работы с родителями» размещена в разделах

Ребенок растет, развивается, умножает свои знания с первых дней жизни. Все любящие родители снимают детей на видеокамеру, фотографируют, стараются сохранить в истории драгоценные моменты. Но у родителей получается, в основном, зафиксировать физический рост и внешние изменения детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания?. Жаль, но порой остаются "за кадром" творческие работы наших малышей : рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в театр или на концерт и многое-многое другое. Хорошим решением для исправления этой "печальной ситуации" вполне может стать детский портфолио! Ведения портфолио ребенка способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъектность и адаптивность в каждом ребенке.

Не приходилось ли вам задумываться над тем, что воспитателям детского сада, знающим малыша с одной стороны (ребенок в коллективе) весьма полезно было бы знать его и с другой стороны (ребенок в семье и наедине с собой). Любой, даже самый эмоциональный рассказ, не идет в сравнение с "иллюстративным материалом", не так ли?

Проанализировав сложившуюся ситуацию, я искала новые формы взаимодействия с родителями с актуальным содержанием. Так возникла идея проекта, которую я вынесла на рассмотрение педагогов ДОУ. Мою идею поддержали педагоги и администрация ДОУ. Была разработана соответствующая нормативная база и продуманы программно - методические условия, тем более что. материально - технические и кадровые условия позволяют воплотить мою идею по созданию портфолио дошкольника.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Результаты анкетирования родителей.

На вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребенка в будущем?», преобладающими желаниями родителей были - видеть ребенка здоровым, умным, обеспеченным. Родители и педагоги всегда озабочены проблемой: как сделать так, чтобы маленький ребенок, только что пришедший в этот мир, стал счастливым, удачливым, умным, добрым…

Поэтому необходимо было найти то связующее звено, которое помогло бы грамотно построить взаимодействие с семьями, найти близкий контакт с родителями воспитанников.

Продумывая работу над портфолио дошкольника, мы рассматривали детскую субкультуру, как важнейший фактор социализации подрастающего поколения.

мы можем выделить в качестве содержательных компонентов портфолио дошкольника следующие субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей:

- детское философствование (рассуждение о жизни, любви, детях и пр.);

- детское словотворчество;

- эстетические представления детей (рисование, аппликация, лепка);

- табулирование личных имен.

Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе определяется введением портфолио дошкольника.

Продумывая систему работы над созданием портфолио дошкольника в ДОУ мы продумали цели, важные педагогические задачи, субъекты проекта и их формы взаимодействия.

Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника.

Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, т. к. позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, игровой и др.

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

- создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;

- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

- поощрять его активность и самостоятельность;

- формировать навыки учебной деятельности;

- содействовать индивидуализации образования дошкольника;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

- укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с МДОУ.

Мы решили объединить несколько видов портфолио дошкольника и наметить основные функции портфолио для того, чтобы не получилось "собирание ради самого собирания".

После определения функций. которые вы видите на экране, нам стало ясно, как эти функции реализовывать, то есть была определена структура портфолио и обсуждали важность тех или иных рубрик (разделов) портфолио.

Работа над портфолио – не разовая акция. Мы рассматриваем работу над портфолио как важный способ активизации самосознания ребенка на протяжении длительного времени. Нужно приучить ребенка к постоянной работе по сбору папки личных достижений, поскольку это – технология всматривания в себя, которая потребуется ему на протяжении всей последующей жизни. Нужно, чтобы ребенок осознал, что в дальнейшей жизни будет требоваться эта постоянная работы по пополнению своей папки личных достижений. Следовательно, задача детского сада, «приучить» ребенка и его родителей к ведению портфолио, т. е. сформировать потребность в регулярном обращении к папке личных достижений, фиксации успехов. Таким образом, деятельность по оформлению и ведению портфолио способствует формированию «Образа Я» ребенка, развитию самооценки, становлению рефлексивной позиции.

Работу над созданием портфолио, мы начинали с целенаправленного наблюдения за деятельностью дошкольника. С детьми обсуждали вопрос об истории имени ребенка, организовывали занятия - исследования, заинтересовывали ребенка в создании портфолио.

На педсовете мы пытались подойти с творческой точки зрения к процессу создания портфолио. Ведь любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который еще не умеет читать смог понять, о чем идет речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

Разработали Положение о портфолио дошкольника, который определяет порядок формирования и использования портфолио, как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении №102.

Следующим шагом моей работы стал сбор информации. Ведь прежде чем использовать такую новую для дошкольников форму работы я хорошо изучила разработку школьного портфолио, обсудила все организационные и рабочие вопросы со старшим воспитателем и заведующей ДОУ.

Проанализировала и отобрала материалы свидетельствующие об успехах ребенка (результаты продуктивной, художественной, познавательной, физкультурной деятельности) для размещения их в портфолио и представила материал на рассматривание и обсуждение педагогами ДОУ папки достижений.

Огромную помощь в оформлении портфолио оказали мне мамы и папы детей. Они с любовью и душевным теплом писали о своем ребенке в сочинениях, выражали свои надежды и чаяния, делились своими мыслями, старались встать на позицию ребенка, принять его точку зрения. Это значит они менялись сами, становились ближе и роднее своему ребенку.

Непонимание родителями ценности портфолио приводит либо к его формальному заполнению (оформлению, либо к отстранению ребенка от ведения портфолио, когда родители все делают сами. Сложившуюся ситуацию мы пытались изменить только при установлении субъект-субъектных отношений воспитателей и родителей, использования новых, более эффективных форм работы с семьей. Поэтому важным было не насаждать идею ведения папки достижений, а убеждать, советоваться, принимать общее решение по поводу содержания и способов оформления папки.

Работа с родителями нашла свое отражение в плане работы по ведению портфолио дошкольника. Это и консультации, семинары - практикумы, родительские собрания, открытые занятия. И меня радует что, каждая новая встреча несет взаимопонимание и поддержку, а главное удовольствие для всех участников, Родители проявили активность, заинтересованность, выдумку. Вы сами убедитесь в этом, познакомившись с некоторыми из портфолио, которые находятся в стадии оформления.

Презентация портфолио для родителей, детей группы, близких взрослых, педагогов осуществлялось в разных формах :

- персональная выставка;

- фестиваль достижений "Давайте будем хвастаться";

- детское интервью;

-в ходе работы круглого стола и др.

Родители и ребенок не только поддерживают постоянный интерес к учебно-познавательной деятельности. Вместе с этим они приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, возможно, пригодится им уже в начальной школе, а в среднем звене будет просто необходим. Портфолио дошкольника вполне может стать весомым аргументом при поступлении в учебные заведения, где прием первоклассников производится на конкурсной основе.

Рассчитываю, что ведение мониторинга достижений ребёнка при активном участии родителей, воспитателей и специалистов позволит обеспечить достойный уровень восприятия окружающего мира и даст возможность успешно перейти на ступень школьного обучения.

Кроме того, при оценке результативности и качества деятельности ДОУ, в ходе аккредитационной экспертизы, в частности, разделов «Работа с родителями» также удобно опираться на материалы детских портфолио, в которых наглядно прослеживается позитивное взаимодействие с семьями воспитанников.

На протяжении всей работы над портфолио дошкольника развиваются :

у ребенка у взрослого

- мелкая моторика

- чтение слогами и фразами

умение отбирать информацию

память, воображение, мышление, воля

- чувство доверия к взрослому, желание с ними сотрудничать - чувство уверенности в силах ребенка

- понятие об истинной сущности ребенка

педагогическая культура

Развитие социальной компетентности дошкольников происходит в обстановке тесного сотрудничества детей в коллективе, детей и родителей, детей и педагогов. Формирование навыков сотрудничества – процесс длительный и очень сложный. В итоге будет выработана согласованность между всеми участниками проекта, которая позволит добиться в минимальные сроки максимально хороших результатов.

Мы можем говорить только о предварительных итогах, потому что это новое. Мы только нарабатываем опыт.

ИТОГ РАБОТЫ

1. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопления субъективного опыта.

2. Введение портфолио в практику детского сада позволит педагогам увидеть индивидуальные особенности ребенка, его интересы и возможности, изменить стиль взаимодействия с семьями воспитанников: воспитатель и родители становятся партнерами в изучении ребенка.

3. Портфолио дошкольника позволит поставить детей в самый центр педагогической деятельности, актуализировать аналитические способности участников образовательного процесса.

При наличии неоспоримых преимуществ портфолио работа по его оформлению имеет ряд проблем :

- внедрение данной формы работы требует систематической работы по повышению квалификации педагогов, формированию готовности принять и одобрить данную инновацию;

- в практике работы отсутствуют методические рекомендации к ведению портфолио дошкольника;

- возникают трудности в привлечении родителей к ведению портфолио;

- способность к рефлексии и самооценке находится у дошкольников в зачаточном состоянии;

- ведение портфолио требует определенных временных затрат.

Философия портфолио предполагает, что субъектом его ведения является сам ребенок, а педагоги и родители могут его направлять, консультировать, оказывать помощь. Следовательно, образовательная деятельность дошкольного учреждения должна быть направлена на формирование у ребенка способности к осознанию и фиксации собственных достижений, а так же умения представлять сверстникам и близким взрослым собственные успехи

Публикации по теме:

Информационный буклет как форма работы с родителями Цель: привлечь внимание целевой аудитории Форма: буклет Обоснование идеи: Главные преимущества информационного буклета: невысокая стоимость,.

Из опыта работы «Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями в ДОУ» Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации для ребенка. Чтобы вовлечь семью в единое образовательное.

Фотоотчёт. «Субботник — как форма работы с родителями по благоустройству зимнего участка»Фотоотчёт. «Субботник — как форма работы с родителями по благоустройству зимнего участка» Зима в январе заявила о себе как полноправная хозяйка на наших зимних прогулках. Постройки, которые мы сделали еще до нового года, пострадали.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Месячник по патриотическому воспитанию как форма работы с детьми и родителямиМесячник по патриотическому воспитанию как форма работы с детьми и родителями В феврале 2017 года в нашем детском саду прошёл традиционный месячник по патриотическому воспитанию. Цель: развитие и укрепление основ.

Нетрадиционная форма работы с родителями «Родительская почта»Нетрадиционная форма работы с родителями «Родительская почта» Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных Изменившаяся современная семья озабочена решением.

Портфолио дошкольника «Мой опыт работы»Портфолио дошкольника «Мой опыт работы» Каждому педагогу хорошо известно, что такое портфолио, какие цели оно преследует и для чего нужно в целом. Портфолио –это своеобразный.

Речевые тренинги как форма работы с родителямиРечевые тренинги как форма работы с родителями ФОТООТЧЕТ На страницах своего блога я уже рассказывала о различных формах работы с родителями (творческая студия "ЛОГО-АРТ", родительские.

Стенгазета как форма работы с родителямиСтенгазета как форма работы с родителями Уважаемые коллеги! Хотелось бы познакомить вас со своими стенгазетами, которые стали неотъемлемой частью моей работы. Стенгазеты являются.

Стенгазета как форма работы с родителями в подготовительной группеСтенгазета как форма работы с родителями в подготовительной группе Приближается праздник защитников Отечества, а у воспитателей снова встает вопрос, как поздравить пап, дедушек группы. В своей работе я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Портфолио дошкольника как интерактивная форма работы с родителями
Опубликовано: 18 марта 2023 в 09:33
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД