Получи документы

Портфолио — фактор объективной системы оценивания успешности учителя

Галина Ланцова
Портфолио — фактор объективной системы оценивания успешности учителя

ПОРТФОЛИО – ФАКТОР ОБЪЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Начну с притчи «Раздача талантов». «Некий богатый господин отправляется в дальнюю страну и оставляет своих рабов справляться без него. Перед отъездом господин раздаёт 3 рабам монеты – таланты, причём делит их не поровну. Так, одному рабу досталось целых пять талантов, другому – два, а третьему – всего один. Раздав дары, господин велел рабам непременно пустить их в ход и приумножить. Затем он уехал. Прошло много времени, и господин вернулся из далёкой страны. Первым делом он созвал трех рабов и потребовал с них строгий отчё т: как и на что они употребили данное им состояние. Первый раб, у которого было пять талантов, приумножил их вдвое – их стало десять. Господин похвалил его. Второй, которому было дано два таланта, тоже распорядился ими мудро – теперь у него стало их в два раза больше. Этот раб тоже удостоился похвалы от господина. Пришёл черёд третьего держать ответ. И принёс он с собой только один талант – тот, что хозяин дал ему перед отъездом. Раб объяснил это так: «Господин, я испугался твоего гнева и решил вовсе ничего не делать. Вместо этого зарыл свой талант в землю, где он пролежал долгие годы, и только сейчас я достал его». Услышав такие слова, господин страшно разгневался: назвал раба ленивым и лукавым, и прогнал негодного прочь.»

Публикация «Портфолио — фактор объективной системы оценивания успешности учителя» размещена в разделах

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранить уровень компетентности, необходимо все время чему-то учиться, находить и развивать способности и таланты, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Сегодня каждый человек должен быть не только профессионалом своей профессии, но и уметь представить себя с лучшей стороны.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования школа должна создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования и самоактуализации личности. Одним из таких средств может стать портфолио учителя.

Современная школа в условиях перехода на новую модель образования нуждается в “новом” типе учителя – творчески думающего, владеющего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, имеющего активную жизненную позицию.

В школе должен работать “мобильный” учитель, обладающий не только совокупностью знаний, умений и навыков, а иметь основанную на них личную, социальную и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире. Изменяются педагогические ценности, и на первый план выходит исследовательская культура. Согласно новой парадигме образования учитель, прежде всего, должен начать преобразование с себя, т. е. научиться оценивать свою деятельность.

В словарях термин «оценивание» — это высказывание мнения, суждения о ценности или значении кого-либо или кого-нибудь. Оценивание можно провести разными способами: наблюдение, интервью, анкетирование, портфолио и т. д.

Портфолио (фр. Porter – излагать, формулировать и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.

Портфолио – это набор материалов, демонстрирующих умения учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.

В современной школе портфолио является одним из наиболее популярных способов оценивания педагогической деятельности. Портфолио - это полное собрание собственных достижений.

Термин «портфолио» не является изобретением ХХI века. Уже в XIX веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями. А в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект.

Термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. Именно поэтому этот термин применяется в модельном бизнесе. Также бытует мнение, что термин «портфолио» пришел в систему образования из политики и бизнеса. Каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций. Родиной идеи применения портфолио в системе образования считаются Соединённые Штаты Америки, где она возникла в 80-х годах.

Педагогическое портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня своего профессионализма.

Основная цель портфолио — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.

Педагогическая философия портфолио предполагает : интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение, успех; перенос педагогического акцента на самооценку.

Портфолио может стать инструментом, оптимизирующим самооценочную деятельность педагога в межаттестационный период, сделать этот период “прозрачным” и, следовательно, повысить общественный контроль за всем аттестационным процессом. Создание портфолио учителя позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе.

Портфолио – форма, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. В процессе подготовки к аттестации педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности, необходимо сделать самоанализ за последние пять лет. Еще одним “за” портфолио является возможность накопить удачные учительские работы, а затем доработав их, предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику.

Цели портфолио :

- получение навыка работы с информацией, по её своевременному сбору и сортировке;

- формирование устойчивого навыка планировать работу на основе анализа её результатов;

- повышение компетентности при оценивании своей деятельности;

- выработка собственного стиля работы;

- умение ставить цели и достигать их, видеть свои слабые и сильные стороны.

Практическая значимость портфолио учителя :

- аттестация на квалификационную категорию;

- участие в национальном проекте «Образование», творческих конкурсах;

- лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;

- систематизация деятельности учителя;

- стимулирующий фактор.

Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой учитель.

Структура портфолио учителя :

1. Общие сведения об учителе.

2. Научно - методическая деятельность.

3. Результаты педагогической деятельности.

4. Внеурочная деятельность 5. Творческая деятельность

Требования к оформлению портфолио и принцип работы :

- Системность и регулярность самомониторинга.

- Достоверность.

- Объективность.

- Нацеленность на самосовершенствование.

- Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.

- Аккуратность и эстетичность оформления.

- Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.

- Наглядность результатов работы.

- Технологичность.

Портфолио – “копилка” лучших результатов. На этапе сбора информации должны быть все результаты, чтобы на этапе сортировки выделить из них лучшие.

Педагогическое портфолио отражает динамику развития учителя; показывает результаты самореализации; демонстрирует стиль преподавания и уровень компетенций учителя; помогает проводить рефлексию и планировать деятельность учителя.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т. д.

Портфолио позволяет учителю : реально представить результаты своего труда; увидеть свои резервы; иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию; администрации: осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя.

Вполне возможно портфолио учителя может рассматриваться как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Современный учитель должен ориентироваться на переоценку своей деятельности, искать новые пути для совершенствования профессиональных качеств. В центре системы методической службы школы стоит педагог новой формации – эталон, качествами которого должен стремиться обладать каждый.

Публикации по теме:

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС Азаренко Юлия Степановна., учитель-логопед ГБДОУ№ 24 Приморского района, г. Санкт-Петербурга Тема статьи: «Пути совершенствования системы.

Система оценивания образовательных достижений Система оценивания образовательных достижений В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе.

Опыт использования формирующего оценивания в контрольно-оценочной деятельности учителя на уроках и во внеурочной деятельности Введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в.

Опыт работы «Портфолио дошкольника — инновационная технология развития успешности ребёнка по ФГОС» «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. От новорождённого до меня – страшное расстояние», - говорил известный писатель Лев Толстой.

Презентация «Портфолио учителя технологии» Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг,.

Проект «Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребёнка» Портфолио дошкольника –это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций. Возможность.

Система оценивания музыкального воспитания в ДОУ Система оценивания музыкального образования в ДОУ. Основной целью музыкальной деятельности в детском саду является развитие музыкальности.

Система оценивания образовательных достижений Система оценивания образовательных достижений Программой дошкольного образования предусмотрено оценивание динамики образовательных достижений.

Система оценивания образовательных достижений. Мониторинг а ДОУ Мониторинг в ДОУ осуществляется по диагностическим материалам Ю. А. Афонькиной "Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной.

Портфолио учителя-логопеда Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Соузга Портфолио профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Портфолио — фактор объективной системы оценивания успешности учителя
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 21:45
+113Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД