Портфолио — фактор объективной системы оценивания успешности учителя

Галина Ланцова
Портфолио — фактор объективной системы оценивания успешности учителя

ПОРТФОЛИО – ФАКТОР ОБЪЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Начну с притчи «Раздача талантов». «Некий богатый господин отправляется в дальнюю страну и оставляет своих рабов справляться без него. Перед отъездом господин раздаёт 3 рабам монеты – таланты, причём делит их не поровну. Так, одному рабу досталось целых пять талантов, другому – два, а третьему – всего один. Раздав дары, господин велел рабам непременно пустить их в ход и приумножить. Затем он уехал. Прошло много времени, и господин вернулся из далёкой страны. Первым делом он созвал трех рабов и потребовал с них строгий отчёт: как и на что они употребили данное им состояние. Первый раб, у которого было пять талантов, приумножил их вдвое – их стало десять. Господин похвалил его. Второй, которому было дано два таланта, тоже распорядился ими мудро – теперь у него стало их в два раза больше. Этот раб тоже удостоился похвалы от господина. Пришёл черёд третьего держать ответ. И принёс он с собой только один талант – тот, что хозяин дал ему перед отъездом. Раб объяснил это так: «Господин, я испугался твоего гнева и решил вовсе ничего не делать. Вместо этого зарыл свой талант в землю, где он пролежал долгие годы, и только сейчас я достал его». Услышав такие слова, господин страшно разгневался: назвал раба ленивым и лукавым, и прогнал негодного прочь.»

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранить уровень компетентности, необходимо все время чему-то учиться, находить и развивать способности и таланты, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Сегодня каждый человек должен быть не только профессионалом своей профессии, но и уметь представить себя с лучшей стороны.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования школа должна создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования и самоактуализации личности. Одним из таких средств может стать портфолио учителя.

Современная школа в условиях перехода на новую модель образования нуждается в “новом” типе учителя – творчески думающего, владеющего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, имеющего активную жизненную позицию.

В школе должен работать “мобильный” учитель, обладающий не только совокупностью знаний, умений и навыков, а иметь основанную на них личную, социальную и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире. Изменяются педагогические ценности, и на первый план выходит исследовательская культура. Согласно новой парадигме образования учитель, прежде всего, должен начать преобразование с себя, т. е. научиться оценивать свою деятельность.

В словарях термин «оценивание» — это высказывание мнения, суждения о ценности или значении кого-либо или кого-нибудь. Оценивание можно провести разными способами: наблюдение, интервью, анкетирование, портфолио и т. д.

Портфолио (фр. Porter – излагать, формулировать и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.

Портфолио – это набор материалов, демонстрирующих умения учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.

В современной школе портфолио является одним из наиболее популярных способов оценивания педагогической деятельности. Портфолио - это полное собрание собственных достижений.

Термин «портфолио» не является изобретением ХХI века. Уже в XIX веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями. А в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект.

Термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. Именно поэтому этот термин применяется в модельном бизнесе. Также бытует мнение, что термин «портфолио» пришел в систему образования из политики и бизнеса. Каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций. Родиной идеи применения портфолио в системе образования считаются Соединённые Штаты Америки, где она возникла в 80-х годах.

Педагогическое портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня своего профессионализма.

Основная цель портфолио — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.

Педагогическая философия портфолио предполагает: интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение, успех; перенос педагогического акцента на самооценку.

Портфолио может стать инструментом, оптимизирующим самооценочную деятельность педагога в межаттестационный период, сделать этот период “прозрачным” и, следовательно, повысить общественный контроль за всем аттестационным процессом. Создание портфолио учителя позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе.

Портфолио – форма, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. В процессе подготовки к аттестации педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности, необходимо сделать самоанализ за последние пять лет. Еще одним “за” портфолио является возможность накопить удачные учительские работы, а затем доработав их, предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику.

Цели портфолио:

- получение навыка работы с информацией, по её своевременному сбору и сортировке;

- формирование устойчивого навыка планировать работу на основе анализа её результатов;

- повышение компетентности при оценивании своей деятельности;

- выработка собственного стиля работы;

- умение ставить цели и достигать их, видеть свои слабые и сильные стороны.

Практическая значимость портфолио учителя:

- аттестация на квалификационную категорию;

- участие в национальном проекте «Образование», творческих конкурсах;

- лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;

- систематизация деятельности учителя;

- стимулирующий фактор.

Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой учитель.

Структура портфолио учителя:

1. Общие сведения об учителе.

2. Научно - методическая деятельность.

3. Результаты педагогической деятельности.

4. Внеурочная деятельность 5. Творческая деятельность

Требования к оформлению портфолио и принцип работы:

- Системность и регулярность самомониторинга.

- Достоверность.

- Объективность.

- Нацеленность на самосовершенствование.

- Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.

- Аккуратность и эстетичность оформления.

- Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.

- Наглядность результатов работы.

- Технологичность.

Портфолио – “копилка” лучших результатов. На этапе сбора информации должны быть все результаты, чтобы на этапе сортировки выделить из них лучшие.

Педагогическое портфолио отражает динамику развития учителя; показывает результаты самореализации; демонстрирует стиль преподавания и уровень компетенций учителя; помогает проводить рефлексию и планировать деятельность учителя.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т. д.

Портфолио позволяет учителю: реально представить результаты своего труда; увидеть свои резервы; иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию; администрации: осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя.

Вполне возможно портфолио учителя может рассматриваться как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Современный учитель должен ориентироваться на переоценку своей деятельности, искать новые пути для совершенствования профессиональных качеств. В центре системы методической службы школы стоит педагог новой формации – эталон, качествами которого должен стремиться обладать каждый.

Публикации по теме:

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС до Азаренко Юлия Степановна., учитель-логопед ГБДОУ№ 24 Приморского района, г. Санкт-Петербурга Тема статьи: «Пути совершенствования системы.

Система оценивания образовательных достижений Система оценивания образовательных достижений В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе.

Опыт использования формирующего оценивания в контрольно-оценочной деятельности учителя на уроках и во внеурочной деятельности Введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Космос
  • Космос
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Портфолио — фактор объективной системы оценивания успешности учителя
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 21:45
+113Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Пушистые ёжики» для старшего дошкольного возраста
Цели работы. На занятии дети упражняются в нарезании бахромы по краю круга ( узких полос, идущих от края круга к центру, выполняют разметку детали по...
Фотоотчет «Огород на окне» в разновозрастных группах
Традиционно в нашем детском саду, каждую весну, на окне появляется маленький огород. Это лук, зелень, это те растения, которые неприхотливы в уходе, растут...
Проект «Удивительные животные Севера»
Проект в подготовительной группе «Удивительные животные севера» Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий. Вид проекта: краткосрочный....
Прогулка «День жаворонка»
22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. В старину, чтобы...
Развлечение к Всемирному Дню земли «Земля — наш общий дом» с детьми в средней группе...
Развлечение Всемирный День Земли «Земля – наш общий дом» с детьми в средней группе 4 - 5 лет. Всемирный День Земли отмечается 21 марта. Эта дата была...