Ася Кузьмина
Поручения для детей раннего и дошкольного возраста. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Поручения — это задания, которые взрослый эпизодически дает ребенку, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта.
Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.
Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело (поручение) до конца.
Публикация «Поручения для детей раннего и дошкольного возраста, Консультация для родителей» размещена в разделах
То есть поручение – это возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить. Для того чтобы поручения оказывали на ребенка воспитательное воздействие и служили действенным средством воспитания, они всегда должны содержать конкретную цель. Так же необходимо помнить о том, что выполнение поручений должно приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
Сначала взрослый добивается лишь эмоционально-положительного отношения к поручению. Это осуществляется чаще всего благодаря положительной, доброжелательной оценке того, что ребенок охотно отозвался помочь взрослому, правильно выполнил задание, добился результата.
По мере возникновения у детей интереса к выполнению поручения, необходимо добиваться более осознанного отношения к заданиям взрослых, полезности выполняемого дела. «Хорошо, что ты решил помочь мне. Мы вместе быстро приготовили обед».
Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, активная роль родителя необходима. Однако по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания целесообразно перейти «словесному напоминанию»: достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации, в данных условиях.
Чтобы облегчить ребенку выбор задания, целесообразно организовать специальные ситуации, в которых он может проявить инициативу. Особенно полезны ситуации, связанные с бытовым трудом (уборка уголка кукол, стеллажа с игрушками, шкафа и др.).
Поручения имеют свои особенности по организации:
Они всегда исходят от взрослого;
В них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача;
В них заключается элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого;
Они дают возможность родителям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду.
Различают четыре основных вида детского труда, где возможно применение поручений: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд (творчество). Рассмотрим особенности этих видов труда по возрастастным критериям.
Возрастные рамки — от 1,5 (2) до 4 лет.
В этой возрастной группе поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (например, разложить ложки на столе, собрать игрушки перед уходом с прогулки и т. д.). Такие элементарные, на первый взгляд, задания включают детей в деятельность, направленную на пользу семьи, в условиях, когда он еще не может сам организовать труд по собственному побуждению.
Поручение дает маме возможность индивидуализировать приемы развития: помочь, научить, оказать поддержку, одобрить. По мере накопления ребенком опыта участия в выполнении поручений мама должна усложнять их содержание.
Поручения детям направлены на освоение навыков самостоятельности, самообслуживания: умывание, раздевание, одевание и т. п. В силу ежедневной повторяемости действий, навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми и начинают осознаваться как обязанность. В этом возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость, что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия.
Однако необходимо стимулировать развитие умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формировать привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от мамы терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малыша.
Так же мама должна обратить внимание на формирование у детей элементарные хозяйственно-бытовых навыков: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их и т. д. Мама в процессе похвалы может оценивать и нравственную сторону трудового участия детей: «Наташа хорошо помогла маме, какая молодец!» или «Ты — заботливая девочка, аккуратная, как старательно убирала игрушки!». Такие оценки вызывают у детей желание подражать взрослым, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.
Возможно вовлечение ребенка и в труд в природе (например, дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, подкармливают зимующих птиц и проч.). Руководя трудом малышей, мама может называть растения, их части, а так же производимые в труде действия. Труд в природе не только расширяет детский словарь, активизирует его, но и способствует общему интеллектуальному развитию. Процесс ухода за животными и растениями тесно связывается с наблюдениями за ними. Например, дети с мамой не только поливают растения, но и обогащают сенсорный, интеллектуальный опыт (например, «Покажи, где листочки маленькие, а где большие», «Понюхай цветок», «Посчитай, сколько распустилось цветков» и т. п.).
Возрастные рамки — от 4 до 5 лет.
В данной возрастной группе задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для рисования, определить последовательность уборки игрушек и т. п.). Число поручений значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия ребенка в труде, его умения становятся более прочными. Мама может дать поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, покормить рыбок, вытереть полочку от пыли и др.
Дети данного возраста достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это.
Процессы, связанные с самообслуживанием используются для формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Приобретаются и новые навыки: уборка постели, уход за волосами, обувью.
Содержание хозяйственно-бытового труда так же значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для творчества (рисование, лепка и т. д., стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли и т. д.
Используя возросшие возможности ребенка и учитывая сформированные навыки, мама приучает ребенка к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, инициативу в выполнении порученных дел.
Дети данного возраста, в сфере труда в природе, начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей. Дети сами поливают растения, ориентируясь определять потребность во влаге. Мамы может разъяснить, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить.
Возрастные рамки — от 5 до 6 (7) лет.
В данной возрастной группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается, т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.
Мама привлекает ребенка к выполнению самых разнообразных поручений, особое место занимают поручения-задания, результат которых отсрочен во времени, а так же поручения общественного характера (помочь членам семьи). Увеличивается и объем детского труда. Хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и самообслуживание еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности.
Дети могут опрыскивать растения из пульверизатора, сметать щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлить землю. В процессе труда мама может научить ребенка наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним. В процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности.