Ольга Яковлева
Консультация для родителей «Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети ненавидят учителей, от которых никогда не дождёшься одобрения или признания того, что хорошо сделано. Это убивает стремление к совершенству». К. Д. Ушинский
Семья–колыбель духовного рождения человека.
Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше. Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.
Публикация «Консультация для родителей „Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2021
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Дети – первые, кто пострадал, глубоко и трагически от дефицита времени у взрослых. Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.
Разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей : одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять; другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка; некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем; а есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.
Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.
Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка.
Несколько советов, о том, как поощрять ребёнка в семье :
• Поощряйте ребенка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки, когда он старательно моет посуду, готовит уроки, с радостью играет с младшей сестрой;
• Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, как их принимать, быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему;
• Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядится, обсудите это с ним;
• Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательности, чуткости, дисциплинированности, ответственности и т. д. ;
• Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности.
В процессе воспитания дисциплинированности приходиться прибегать и к наказаниям.
Небольшие советы по поводу того, как сделать наказание эффективным, если соблюдать следующее условия:
• Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения;
• Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу;
• Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости;
• Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания;
• Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы;
• Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания;
• Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.
Родители, помните!
• Наказывайте ребенка только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
• Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
• Важно подчеркнуть, что наказывается поступок, а не личность.
• После наказания проступок должен быть «предан забвению».
• Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок обещает в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.
Самое дорогое для нас -это наши дети! И наша задача быть терпеливее с ними, воспитывать с минимальными психологическими травмами.
Любите своих детей!
Считается, что ежедневные объятия необходимы:
- 5 объятий – для выживания;
-10 – для психологической поддержки;
-15 – для нормального роста и развития ребёнка.
Литература:
Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М., 1979.- 255 с.
Аллан Фромм. Азбука ухода за детьми (психология) : книга АСТ, 2017. – 68 с.
Гурвич Н. Е. Влияние дискурсивных практик в отношении девиантного поведения подростков на применение к ним мер ограничительно-коррекционного характера / Н. Е. Гурвич // Вестник Московского университета. Серия 16, Психология, педагогика. – 2013. – Вып. 2. – С. 23-30.
Леви В. Л. Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок : книга Торобоан, 2007. – 358 с.
Мандель, Б. Р. Психология зависимостей (аддиктология) : учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – М. : Вуз. учебник : ИНФРА-М, 2012. – 320 с.