Получи документы

Консультация «Поощрение или наказание — за или против»

Марина Кондратенко
Консультация «Поощрение или наказание — за или против»

Поощрение или наказание – за или против.

Поощрение и наказание – два диаметрально противоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себя представляют?

Современная педагогика всё чаще теряется в поисках ответа на вопрос: стоит ли наказывать или стоит прощать ребенка за определенные поступки. И речь идё т не только об общих вопросах типа что лучше: «Кнут или пряник?», а вопрос оказывается куда глубже, намного актуальнее.

Публикация «Консультация „Поощрение или наказание — за или против“» размещена в разделах

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. «Ты молодец, справился с трудной задачей», «Мне нравится твоя сила воли», «Я очень довольна твоими успехами», все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка, на формирование его характера. Существует много способов выразить ребенку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок… Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявлять себя с хорошей стороны.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам детей: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. Надо помнить, что чем больше взрослые используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияния на поведение детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ждать положительного результата.

Проблемой использования методов поощрения и наказания занимались К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко и другие. В настоящее время этой проблемой занимаются Л. Ю. Гордин, Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков. Но нетрудно заметить, что работы этих и многих других учёных полны самых противоречивых утверждений - от непомерно расширительного толкования поощрений и наказаний, попыток выдать их за какие-то «универсальные» воспитательные средства до почти полного отрицания их педагогического значения.

Причина такого положения в том, что в педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и наказания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь порку, воздействие грубым насилием, а к поощрениям - только награды, подарки. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Итогом служат крайние и взаимоисключающие друг друга подходы в теории, которые отрицательно сказывается и на практике использования поощрения и наказания.

Яркий и продуктивный пример грамотного применения наказаний и поощрений – педагогический опыт А. С. Макаренко. Собрав в своём отряде (колонии) несколько десятков самых отъявленных молодых преступников, советский педагог смог добиться потрясающих результатов. Главное, что дал педагогической науке Макаренко в этом плане – это принцип, что наказание должно быть крайне редким, максимально щадящим и быть исключительной мерой по сравнению с поощрением.

А. С. Макаренко правильно указал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.

Если правильно использовать наказание и поощрение в воспитании ребенка, то можно предотвратить или преодолеть девиантное поведение.

Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из какой-то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной педагогической ситуация потребности в коррекции поведения детей.

Дети не растут самостоятельно. Какой характер, какие привычки и наклонности заложены в детстве, с тем и пойдет человек по жизни. В основе коррекционного воспитания - формирование привычки к правильному поведению, т. е. такой привычки, когда ребенок уже не может поступить иначе, когда правильное поведение становится его потребностью.

Я считаю, что надо:

- чаще хвалить ребенка, чем осуждать; подбадривать, а не подмечать неудачи; вселять надежду, а не подчеркивать, что изменить уже ничего невозможно;

- чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые;

- не надо самим создавать опасные прецеденты, надо быть последовательными – запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми;

- воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием;

- не ущемлять достоинство и самолюбие ребенка;

- если есть сомнения, наказывать или нет, - не наказывайте!

Надо помнить, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

- нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

- проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;

- упрямство – свидетельство желания быть независимым;

- агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;

- суета, беготня – ребенок дает выход энергии.

Таким образом, процесс воспитания дело очень деликатное и крайне индивидуальное. Естественно, для гармоничного развития личности ребенку необходимы как запреты и ограничения, так и поощрения и определенные свободы. Но главным методом воспитания, я считаю, - это убеждение. А для этого надо разговаривать со своим ребенком, общаться с ним, искать примеры положительного подтверждения своих мыслей, быть тактичными, убеждая его.

Публикации по теме:

Круглый стол для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье» Цель. Формирование у родителей культуры поощрения и наказания ребёнка в семье. Задачи. - Дать родителям возможность задуматься над проблемами.

Консультация для родителей «Поощрение или наказание в процессе воспитания ребёнка» Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало.

Консультация для родителей «Дошкольник и компьютер: за и против» Сегодня сложно представить нашу жизнь без компьютеров, ноутбуков, планшетов и смартфонов. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Ими.

Консультация для родителей «Детский сад — за и против»Консультация для родителей «Детский сад — за и против» Перед каждым родителем стоит вопрос,который волнует всех:"Нужно ли отдавать ребенка в детский сад?" Конечно,если после декретного отпуска.

Консультация для родителей «Наказание детей» В воспитании детей часто не удается обойтись без наказаний. Психологи уверяют, чтобы ребенок в полной мере осознал вину и старался больше.

Консультация для родителей «Наказание и поощрение в семье» СМЫСЛ НАКАЗАНИЯ Наказание- это прежде всего сигнал о нарушении правила, нормы или установленного порядка. Смысл его - сделать более весомыми.

Консультация для родителей «Ребенок и занятия спортом: за и против»Консультация для родителей «Ребенок и занятия спортом: за и против» Тема «Ребенок и занятия спортом: за и против» Родителям очень важно понимать, что спорт оказывает сильное влияние на детей в раннем возрасте.

«Ребёнок и компьютер: за и против». Консультация для родителей Консультация для родителей"Ребёнок и компьютер:за и против. "Отличительной чертой времени, в котором мы живём, является стремительное проникновение.

Консультация для родителей «Воспитание или наказание?»Консультация для родителей «Воспитание или наказание?» Без строгости в воспитании ребенка не обойтись,но не надо путать ее с наказанием. Воспитание детей ремнем формирует у него страх перед.

Стихотворения для детей в возрасте от 4 до 8 лет на темы «Плохие поступки и наказание» Здравствуйте, уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. Путешествуя по Вашему сайту я натолкнулся на серьёзнейшую проблему – плохое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Поощрение или наказание — за или против»
Опубликовано: 13 июля 2022 в 11:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД