Папки-передвижки

Постановка звука [р]. Консультация для родителей

Надежда Лукьяненко
Постановка звука [р]. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Постановка звука р

Консультация для родителей

Знакомство с органами речи.

- Посмотри на картинку и скажи, что это? Это органы речи. Ими мы разговариваем.

- Сейчас мы их назовем. Возьми зеркало и посмотри в него внимательно. Произнеси звуки «п», «б». Что помогло произнести тебе эти звуки? Какие органы речи? - Правильно, губы.

- Покажи верхнюю губу на себе и на рисунке.

- Покажи нижнюю губу на себе и на рисунке.

Публикация «Постановка звука [р], Консультация для родителей» размещена в разделах

- Гладя в зеркало, весело улыбнись и произнеси звук «с».

- Какие органы речи помогли тебе произнести этот звук? Правильно, губы, зубы, язык, хотя язык из-за зубов ты не видишь;

- Покажи нижние передние зубы (на себе и на рисунке).

- Покажи верхние передние зубы (на себе и на рисунке).

- В произнесении звуков принимают участие и коренные зубы, те что располагаются далеко во рту. К ним любят плотно прижиматься боковые края языка.

- Посмотри в зеркало и потяни долго звук «и», открывая рот.

- Что делают боковые края языка? Правильно, боковые края языка плотно прижимаются к боковым коренным зубам.

- Покажи коренные зубы (на себе).

- А сейчас познакомимся с нашим главным органом речи. О нем есть такая загадка:

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

Конечно, ты сразу догадался, это – язык.

- Положи широкий язык на нижнюю губу и посмотри в зеркало.

- Посмотри, у языка есть:

- кончик языка;

- спинка языка;

- корень языка ;

- правый бок (край) языка ;

- левый бок (край) языка.

- Покажи еще раз части языка и постарайся запомнить.

- А сейчас мы познакомимся с верхней частью рта – небом. За небом дрожит язык.

- Подними язык и погладь свое небо, а теперь покажи его на картинке.

Небо начинается с верхних бугорочков. Это зубные лунки, каждая лунка, как домик, в котором находится корень зуба. Эти бугорочки имеют красивое название – альвеолы.

- Найди кончиком языка альвеолки верхних зубов;

- Поводи языком вправо, влево по верхним альвеолам;

- Найди кончиком языка альвеолы у нижних зубов.

- Поводи им вправо, влево по нижним альвеолам давай найдем его.

- Хочешь посмотреть маленький язычок? Его увидеть нетрудно: открой широко рот и покашляй – язычок двигается. А теперь давай найдем его на картинке и покажем.

- Звуки нашей речи произносят с голосом и без голоса. Командуют голосом твои голосовые связки, которые находятся у тебя в горле. Хочешь убедиться в этом? Пожалуйста:

- закрой уши руками и произнеси длительно звук «з-з-з». Ты слышишь шум в ушах, значит, голосовые связки работают;

- закрой уши руками и произнеси звук «с-с-с». Шума не слышно (в ушах не шумит, значит, голосовые связки не работают.

- Закончилось наше знакомство с органами речи. Эти знания тебе пригодятся для того, чтобы хорошо говорить, значит и грамотно писать и хорошо читать.

Чтобы научиться правильно говорить звук «Р», ребенок должен прежде всего знать правильную артикуляцию этого звука. Вот она.

Когда мы произносим звук «р», наши губы улыбаются, язык находится за верхними зубами. Он там вибрирует. Попросту сказать – прыгает, скачет.

Для того, чтобы подготовить язык к правильному произношению звуков, нужно выполнять специальные упражнения. Выполнять упражнения ребенок должен активно и сознательно. При этом ему должно быть интересно.

Советую работать над каждым упражнением в такой последовательности:

- покажите ребенку нужное упражнение, препровождая показ забавным стихотворением, сидя или стоя с ребенком перед зеркалом. Ребенок должен видеть лицо взрослого и свое лицо;

- предложите ребенку самому выполнить упражнение перед зеркалом; проследите за точностью и правильностью его движений, темпом выполнения и т. д.

- расскажите ребенку, в чем он ошибся, выполняя упражнения. Нельзя говорить ему, что он делает упражнения неверно. Всячески подбадривайте его, если что-то не получается;

- повторите показ, если это потребуется;

- попросите ребенка выполнить упражнение без зеркала. А сами проконтролируйте правильность и точность выполнения.

Поначалу будет трудно, но постепенно напряженность исчезнет, а движения станут свободными и координированными.

Звук «р» - наиболее сложный по образованию. Он требует точных движений различных частей языка и нарушения его бывают разнообразными.

Итак, предложите ребенку разыграть «Сказку о Веселом Язычке».

-Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике это

Красные двери.

Рядом с дверями –

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (рот открыть, закрыть). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе).

-Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «иголочкой», спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть).

-Немного подумав, Язычок решил одеться потеплее и пойти в цирк. На арене цирка выступали наездники (упражнение «Лошадка»).

-Громко цокая, Язычок представлял себя мчащейся лошадкой, поэтому он щёлкал быстро. (Дайте возможность ребенку пощёлкать языком).

-Затем лошадка стала уставать, Язычок - щелкать медленнее. (Рот широко открыть, щелкать языком медленно).

-Пока шло представление в цирке, на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим д-д-д).

-Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). «Пора мне спать», - подумал Язычок.

-Мы с тобой тоже отдохнём, а потом ещё поработаем.

-Наш Язычок «поспал», теперь просыпается и готов снова работать.

(Все нижеприведенные упражнения способствуют формированию правильного произношения звука «р»).

Упражнение «Часики».

Наш веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо,

А потом опять вперёд.

Тут немного отдохнёт.

Упражнение «Улыбочка» - «Трубочка».

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

Упражнение «Качели»(выполнять10 раз).

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело:

Но пора за дело.

Упражнение «Заборчик».

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

Гвозди, молоток и клещи –

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук – тук!»,

Язычку я лучший друг.

(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т», «д-д-д»).

Упражнение «Лопаточка».

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок

Лег в кроватку и умолк.

Упражнения для формирования правильного произношения

звуков Р, РЬ

Несколько специальных упражнений, приведенных ниже, дополняют артикуляционную гимнастику и лишь в сочетании с ней способствуют формированию правильного произношения звука «р».

Упражнение «Автомат».

- Представь, что у тебя есть автомат. Постреляем из него.

Выполнение упражнения. Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, многократно и отчетливо произнося «т-т-т». Убыстрять темп.

Упражнение «Пулемет».

Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д».

Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает.

Предложите ребенку повторять с придыханием на «бугорках» :

тда – тда – тда – тда

тду – тду – тду – тду

тдо – тдо – тдо

тдэ – тдэ – тдэ

Упражнение «Барабан».

Быстро стучим по небу: ддддддд, начинаем с верха и спускаемся «вниз» к верхним резцам.

Упражнение «Балалайка» на бугорках: тднь – тднь – тднь.

Упражнение «Балалайка с ветерком» : дзнь – дзнь- дзнь

Упражнение «Моторчик».

Научить ребенка произносить звук «р» с вибрацией кончика языка (раскатистый «р») можно следующим способом.

Губы улыбаются, между зубами небольшая щель. Язык находится за верхними зубами. Он постоянно говорит д-д-д. В это время указательный палец ребенка (перед этим тщательно и чисто вымытый, вводим под язык, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. Когда рука ребенка привыкнет и язык не будет соскальзывать с пальца, ребенок сможет самостоятельно вызывать колебания языка.

Это упражнение нравится детям, они с удовольствием его выполняют.

Если процесс закрепления «р» идет медленно, ребенок может произносить отдельные слова со звуком «р», помогая себе пальчиком.

Желаю успеха!

Публикации по теме:

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Планирование работы с родителями по теме «Экспериментальная деятельность дошкольника» Цель: Углубить знание родителей в экспериментальной деятельности дошкольника по ознакомлению с окружающим миром. Привлечь родителей к активному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Постановка звука [р]. Консультация для родителей
Опубликовано: 25 августа 2013 в 07:45
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Постановка звука [р]. Консультация для родителей» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Лукьяненко (УИ 118622) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД