Лучший педагог года

Поступление в школу как один из важных этапов развития в жизни ребенка младшего школьного возраста

Тамара Киселева
Поступление в школу как один из важных этапов развития в жизни ребенка младшего школьного возраста

На сегодняшний день проблема адаптации ребенка к школе является актуальной в психологии развития. Поступление в школу является важным этапом в жизни маленького взрослеющего человека. Ребенок вступает в новую социальную ситуацию развития. Он становится учеником. Начинается интересная школьная жизнь, ребенок приобретает новые знания, умения и навыки, но самое важное, ребенок должен быть готов сотрудничать с детьми и педагогами. Детям бывает порой трудно с первых дней в школе адаптироваться в новом коллективе, наладить отношения с одноклассниками. В статье речь пойдет о том, как помочь ребенку побороть свои страхи, комфортно чувствовать себя в школе, не бояться школьных занятий, научиться взаимодействовать с окружающими и с легкостью приобрести новых друзей.

Публикация «Поступление в школу как один из важных этапов развития в жизни ребенка младшего школьного возраста» размещена в разделах

Наиболее эффективным методом психологической коррекции является сказкотерапия. Рассказывая сказки, вы учите малыша жить в социуме, знакомите его с правилами и нормами надлежащего повеления, которые приняты в современном обществе, прививаете ему моральные императивы.

СКАЗКОТЕРАПИЯ - это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению возникших индивидуальных трудностей в жизни ребенка. Метод развивает творческие способности, расширяет сознание, совершенствует навыки взаимодействия с окружающим миром.

К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, Л. С. Выготский, В. А. Сухомлинский, И. В. Вачков, М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и многие другие ученые.

Дети, к сожалению, не всегда реализуют свои возможности, так как боятся, что у них ничего не получится. Уверенность в себе приобретается с возрастом. Попытки уговоров и убеждений часто не действуют, а дают как раз противоположную реакцию, когда ребенок еще больше замыкается в себе. В этих случаях успешным является использование фантастических элементов, которые дети так любят в сказках, когда героям помогает какое-то волшебное средство или событие. Поверив в силу волшебных средств, ребенок может перешагнуть через свой страх, а дальше уже будет это делать и сам, без волшебных средств. Используя сказочные или фантастические элементы, важно их обставить таким образом, чтобы ребенок действительно в них поверил. Вспомните сказку, которая особенно нравится школьнику. Попробуйте создать сказку наяву, где школьник будет главным героем. А навыки преодоления собственного страха помогут ребенку и тогда, когда он станет взрослым. С поступлением в школу у ребенка появляются новые поводы для тревоги: нужно выполнять контрольные работы, отвечать у доски, строить отношения с одноклассниками. …

Для коррекции страхов первоклассников можно использовать волшебную сказку «Таблетки бесстрашия: как помочь ребенку побороть страх», опубликованную детским психологом А. Бурковой в журнале «Школьный психолог». Она подойдет как для групповой, так и для индивидуальной работы с младшим школьником.

СКАЗКА. Вечером Михаил сидел дома, грустно глядя в окно. За окном была осень. Деревья сбрасывали листочки, которые кружились на ветру и аккуратно устилали красными и желтыми красками двор.

Михаил тяжело вздохнул.

— Чего вздыхаешь? — спросил его дедушка, войдя проверить, куда делся его любимый внук.

— Да вот завтра надо стихотворение рассказывать на уроке, а я боюсь это делать перед всем классом. Михаилу было семь лет, и в этом году он пошел в первый класс.

— А чего бояться? — удивился дед. — Ты же стихи хорошо выучил.

— Боюсь — и всё.

Дед сел рядом с внуком.

— Я думаю, что я могу тебе помочь, — заговорщически обратился он к Михаилу.

— Как? — оживился Миша.

— Дам я тебе на завтра специальную таблетку бесстрашия. Примешь ее во время урока чтения, и страх исчезнет сам собой. Миша утвердительно закивал головой.

— Хочу.

Дедушка ушел в свою комнату и вскоре вернулся, неся с собой маленькую круглую желтую таблетку.

Миша разочарованно посмотрел на нее. Он думал, что таблетка бесстрашия должна выглядеть совсем по-иному. Но таблетку взял.

На следующий день в классе Миша трясся от страха на уроке чтения. Вот учительница вызвала его к доске читать стихи. Миша забросил дедушкину таблетку в рот, проглотил ее, и страх тут же исчез.

Миша встал и спокойно направился к доске. Стихотворение прочитал без запинки и с выражением, за что получил заслуженную пятерку.

После школы Миша с дедушкой пошли на прогулку. Глядь, во дворе старшие мальчики из третье- го класса играют в футбол. Хочется Мише с ними поиграть, а страшно подойти и попросить, чтобы его приняли в игру.

— Дедушка, можешь их попросить, чтобы они со мной поиграли? — попросил Миша.

— Ты уже взрослый, Михаил. Должен сам попросить, — ответил дедушка. Михаил замолчал, наблюдая за игрой. Но видно, что робел, боялся подойти к ребятам.

— Дедушка, а у тебя больше не осталось таблеток бесстрашия?

Дедушка порылся в кармане и достал небольшую баночку, на дне которой виднелось несколько желтых таблеток. Дедушка протянул ее Михаилу.

Миша съел одну таблетку, баночку с оставшимися таблетками спрятал себе в карман и смело направился к играющим ребятам. Он вежливо поинтересовался, можно ли с ними поиграть в футбол и, получив согласие, присоединился к одной из команд.

На следующий день Мишу в школе начал задирать Васька, самый главный хулиган в классе. Он дразнился и грубо толкал Мишу. Миша терпел, терпел, а потом выпил таблетку бесстрашия и грозно дал отпор Ваське. Ребята в классе после этого сильно зауважали Михаила.

Но вечером, когда он лежал в кровати один, ему опять стало страшно. Ему чудились какие-то чудовища, которые могут под покровом ночи прийти в его комнату.

Дрожал Миша, дрожал, никак не мог уснуть. Все- таки не выдержал, достал баночку с таблетками бесстрашия, съел одну, страх ушел, и Михаил заснул.

На следующее утро он с дедушкой пошел в бассейн. Дедушка начал учить Мишу, как прыгать с бортика в бассейн.

Миша посмотрел вниз с огромной, как ему показалось, высоты, и ему стало очень страшно. Но не мог же он ударить лицом в грязь перед дедушкой.

— Сейчас, дедушка, я приду, — сказал Миша и бросился в раздевалку. Там достал баночку и выпил последнюю таблетку бесстрашия. В этот день Михаил научился прыгать в воду с бортика в бассейне.

Довольный, он шел с дедушкой домой и ел мороженое. Вдруг видит, что собака гонится за котенком. Котенок от испуга бросился к Мише. Недолго думая, Миша подхватил котенка. Собака, заливаясь лаем, прыгала вокруг мальчика, а котенок, жалобно пища, прижимался к нему.

— Брысь, — сказал Миша собаке, хотя сердце в груди билось от страха быстро-быстро.

— Фу! — скомандовал он еще раз. — Сидеть!

И вдруг собака села перед Михаилом и послушно замахала хвостом. Тут же прибежал откуда-то хозяин собаки и увел ее.

— Дедушка! — Миша выпустил из рук котенка, который сразу же убежал куда-то по своим делам.

— Ты видел? Собака послушалась меня. Мне даже таблетка бесстрашия не понадобилась.

— Я считаю, что тебе никакие таблетки бесстрашия не нужны. Ты и так смелый, — ответил дедушка.

— Нет, раньше я мог пересилить страх, только если пил таблетки бесстрашия. Дедушка замялся.

— Михаил, это не были таблетки бесстрашия. Это были просто витаминки. Я знал, что ты храбрый. Тебе надо было самому в это поверить.

— То есть? — удивился Миша. — Это я переборол страх сам, а не таблетки бесстрашия?

— Да, ты сам, — улыбнулся дед. И на душе у Михаила стало хорошо и спокойно. Все-таки это он сам смелый и храбрый. И никакие таблетки бесстрашия ему не нужны.

После чтения сказки ее нужно обсудить с детьми, задавая следующие вопросы:

- В каких ситуациях тебе бы пригодились таблетки бесстрашия?

- Как ты думаешь, что помогло Мише преодолеть страх?

- Что делать детям, которые чего-нибудь боятся? Предложите детям нарисовать иллюстрации к сказке или инсценировать ее. Если возможно, лучше первый страх, может и небольшой, преодолеть вместе с ребенком. Подбадривать его и потом обсудить:

- Что ты чувствовал?

- Сможешь в следующий раз победить страх сам?

- Какой следующий страх ты собираешься побороть?

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК В ЭТОМ ГОДУ ПОШЕЛ В ПЕРВЫЙ КЛАСС, ПОМОГИТЕ ЕМУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЕ, БУДЬТЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ, КОТОРУЮ ПРОЖИВАЕТ ВАШ РЕБЕНОК, ПРОЯВЛЯЙТЕ ЗАБОТУ, ОКАЗЫВАЙТЕ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ, РАДУЙТЕСЬ ЕГО УСПЕХАМ, ДАВАЙТЕ МУДРЫЕ СОВЕТЫ И ТОГДА ВАШ РЕБЕНОК БУДЕТ С ХОРОШИМ НАСТРОЕНИЕМ ХОДИТЬ В ШКОЛУ И БЫСТРО АДАПТИРУЕТСЯ В НОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ!

ЛЮБОЙ СТРАХ МОЖНО ПОБЕДИТЬ, НУЖНО ЛИШЬ ПОВЕРИТЬ В СЕБЯ!

С уважением, автор статьи Киселева Т. Г. (бакалавр психолого-педагогического образования)

Публикации по теме:

Формирование культуры здорового образа жизни средствами физической культуры у детей младшего школьного возраста Формирование культуры здорового образа жизни средствами физической культуры у детей младшего школьного возраста Цель: Определить и обосновать.

Конспект занятия по развитию речи «Поступление в школу юных космонавтов» Цель: Обогащение и активизация активного словаря детей, расширять знания детей о профессии космонавт. Задачи: Образовательные: Закреплять.

Мнемотехника как одно из эффективных средств развития речи воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного и младшего школьного возраста – явление.

Основные показатели познавательного развития ребенка младшего дошкольного возраста Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. Доброхотова Ирина Альбертовна. Особенности познавательного развития.

Особенности требований матери к учебной деятельности своего ребенка младшего школьного возраста Существенные требования матери к учебе своего ребенка младшего школьного возраста В психологии (Л. И. Айдарова, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов,.

Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью Психологические науки Архипова М. Г. студентка 2 курса магистратуры группы 580352 ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация.

Спортивный час «Подвижные игры как один из способов повышения двигательной активности у детей младшего школьного возраста» Цель: Укрепление здоровья, развитие двигательных навыков и физических качеств посредством подвижных игр и эстафет, использование подвижных.

Влияние неблагополучной семьи на социальную адаптацию ребенка младшего школьного возраста ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Бельского района Тверской области Статья на тему: «Влияние неблагополучной.

Зарядка, как один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнкаЗарядка, как один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнка Движение – это жизнь! Движение во взаимодействие с музыкой – это огромная радость, которая проявляется от удовлетворения естественной потребности.

Значение игровой деятельности для социально-психологического развития ребенка младшего дошкольного возраста Весь дошкольный возраст считается классическим возрастом игровой деятельности. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Поступление в школу как один из важных этапов развития в жизни ребенка младшего школьного возраста
Опубликовано: 30 августа 2019 в 16:59
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД