МААМ-картинки

Поурочные задания, для коррекции пространственных представлений у детей 7–9 лет с нарушением интеллекта на уроках математики (7 фото)

Елена Самарина
Поурочные задания, для коррекции пространственных представлений у детей 7–9 лет с нарушением интеллекта на уроках математики
▼ Скачать + Заказать документы

Ранее, в статье «Диагностика пространственных представлений у детей 7-9 лет с нарушением интеллекта. Коррекционная работа на уроках математики», мною описаны диагностика уровня пространственных представлений и, соответственно, направления коррекционной работы по их формированию у детей младшего школьного возраста с олигофренией в степени дебильности (F-70).

В данной статье я хочу поделиться подробным описанием заданий, которые подойдут для включения в такие этапы урока, как: организационный момент (каждый урок, физкультминутка (каждый урок) и домашнее задание (задаётся два раза в неделю; предполагает отдельную тетрадь; на проверку отводится 5 мин. в конце урока математики).

Публикация «Поурочные задания, для коррекции пространственных представлений у детей 7–9 лет с нарушением интеллекта на уроках математики» размещена в разделах

Подбор заданий осуществлялся с таким умыслом, чтобы их можно было включить в любой урок математики, в независимости от его темы, цели и задач. Каждый из задействованных в программе этапов урока, может включать любые задания на усмотрение учителя / педагога-дефектолога, главное, чтобы они соответствовали задачам программы коррекции.

I. Организационный момент.

Предполагает проверку пространственных представлений во время рассаживания детей по учебным местам.

После приветствия педагог даёт детям установку: «Кто правильно ответит на вопрос / выполнит задание, тот может садиться на своё место».

А) Ребенку задаются вопросы:

- что выше (ниже): голова или плечи?; глаза или нос? и т. п.

- какая часть лица выше (ниже) всех остальных? и т. п.

- какая часть тела находится над (под) шеей? и т. п.

- что находится между глазами и ртом?; между плечом и кистью? и т. п.

- дотронься до груди; она спереди или сзади?; а что сзади? и т. п.

Б) Ребенка просят выполнить задания:

- дотронься пальцами главной руки, которой пишешь, до правого глаза (левого уха, правой ноги, левой ноздри и так далее); как называется главная рука?

- дотронься пальцами не главной руки, до правого глаза (левого уха, правой ноги, левой ноздри и так далее); как называется не главная рука?

- дотронься правой рукой до коленей (пяток, плечей);

- дотронься левой рукой до затылка (лба);

- подними правую руку, отведи влево (вправо).

В) Ребёнку демонстрируется изображение полок с игрушками и задаётся вопрос:

- какая игрушка выше (ниже, чем?;

- какая игрушка находится между верхней и нижней?.

Либо ребёнку демонстрируется картинка с объёмными геометрическими фигурами. Для анализа их расположения в пространстве и задаются следующие вопросы, с использованием понятий «ближе», «дальше», «перед», «за», «спереди от», «сзади».

Так же можно вместо картинки использовать различные предметы (игрушки разного размера, коробочка и карандаши и так далее, располагая их на столе и задавая вопросы: «Что ближе?», «Где карандаш, за или перед коробкой?» и тому подобное.

Г) Ребенку предлагается сравнить между собой по высоте предметы окружающие его в классе, на улице (если экскурсия).

Задания и вопросы варьируются в зависимости от уровня развития детей и уже усвоенного материала. В течении учебного года, задания усложняются.

II. Физкультминутка

Этап физкультминутки мы предлагаем полностью посвятить развитию пространственных представлений. Таким образом, содержание динамических пауз подчинено цели коррекционной работы.

Примеры физкультминуток (так же варьируются от способностей детей, уже усвоенного материала и желания учителя).

А) «САМОЛЁТ»

Цель: развитие координации речи с движением, закрепление понятий «право», «лево».

Правила: дети выходят из-за парт и встают так, чтобы не мешать друг другу и повторяют движения (если повторяется несколько раз, то и слова) за учителем.

Руки в стороны - в полет отправляем самолет.

(Дети бегут на одном месте на носочках, расставив руки в стороны.)

Правое крыло вперед,

(Поворот через правое плечо)

Левое крыло вперед,

(Поворот через левое плечо)

Полетел наш самолет.

(Бегут, расставив руки в стороны)

Б) «ЦЕПОЧКА»

Цель: формирование пространственных представлений с точки зрения сторонности.

Правила: дети беспорядочно ходят по классу («запутываются»). По команде учителя строятся в шеренгу у доски или у свободной стены. Каждый ребенок называет имя того, кто стоит от него «справа» («правее») и «слева» («левее»). После выполнения дети расходятся по местам.

III. Домашнее задание

Как уже было сказано, мы предлагаем для дополнительного творческого домашнего задания завести дополнительную тетрадь в клеточку. На первой странице каждой тетради наклеен небольшой конвертик (обычный почтовый или в технике оригами, для деталей игры «Танграм» или «Листик».

Поурочные задания, для коррекции пространственных представлений у детей 7–9 лет с нарушением интеллекта на уроках математики

Каждый раз учитель либо вклеивает в тетрадь карточку с заданием, либо образец, для «Танграм» и вкладывает в конвертик геометрические фигуры.

Задания, как и в предыдущих этапах, усложняются на протяжении года (по мере усвоения детьми). Вначале каждое задание объясняется учителем, затем дети уже сами ориентируются в заданиях и способны понять, что им нужно сделать, в зависимости от вклеенной карточки.

А) Упражнение «ТАНГРАМ» или более сложный вариант, рассчитанный на II полугодие - «ЛИСТИК».

Фото №1 Ранее в статье Диагностика пространственных представлений у детей лет с нарушением интеллекта

Цель: обучение детей составлять целый образ предмета из геометрических фигур, определяя их пространственное взаимоотношение (дети анализиуют образец, рассказывают о размещении разных геометрических фигур в составляемой фигуре, развивают пространственный анализ и синтез).

Правила: необходимо собрать силуэт из геометрических фигур.

При первоначальном объяснении задания, учитель демонстрирует образец силуэта (заяц, журавль, ворон и другие) со словами: «Посмотрите внимательно на картинку. Из каких фигур она составлена? Сделайте дома такую же из фигурок, которые лежат в конверте и наклейте в тетрадь». При проверке домашнего задания учитель повторно спрашивает «Из каких фигур состоят части силуэта? Как фигуры расположены по отношению друг к другу?».

По мере развития детей можно предлагать более сложные разновидности игры: «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Монгольская игра».

Фото №2 в конце урока математики

Б) Упражнение «БАБОЧКА» или «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

Цель: обучение ориентировке на листе бумаги в клетку, через выполнение практической деятельности по инструкции (дети упражняются в рисовании по клеткам, двигаясь в направлениях: «вверх – вниз», «налево – направо», а так же в копировании половины рисунка с левой стороны, отсчитывая соответствующее количество клеток в заданном направлении; развивают зрительно-двигательную координацию, целостное восприятие и глазомер). Также данное задание развивает умение соотносить действия с инструкцией.

Для выполнения задания нужен разворот тетради. На страницу слева наклеивается инструкция, а на странице справа рисуется жирная красная (чёрная) точка, от которой дети будут начинать выполнение задания.

Фото №3 Публикация Поурочные задания для коррекции пространственных представлений у детей лет с нарушением интеллекта на уроках математики размещена в разделах ЗПР

Правила: нарисовать рисунок по инструкции воспитателя.

При первоначальном объяснении задания, учитель демонстрирует детям уже готовый вариант, разворот тетради и объясняет, что для того, чтобы нарисовать Бабочку (зайчика, личиску, стрекозу и тому подобное, нужно «Поставить карандаш на точку и вести линию, считая клеточки в соответствии с пошаговой инструкцией».

Фото №4 Задержка психического развития Математика

В) Упражнение «ЛАБИРИНТЫ»

Цель: обучение на основе зрительно-пространственного прослеживания ходов, отыскивания нужного выхода (дети упражняются в ориентировании на микроплоскости, развивают умение описывать путь своего движения («повернуть налево», «идти вперед» и так далее) при отчёте о проделанной дома работе).

Правила: необходимо отыскать нужный предмет, выход.

Фото №5 Каждый из задействованных в программе этапов урока может включать любые задания на усмотрение учителя педагога дефектолога главное чтобы они соответствовали задачам программы коррекции

При первоначальном разборе задания, учитель поясняет детям, что в их тетрадях вклеена задача-лабиринт и инструкция к выполнению данной задачи (как правило, карточка с заданием и инструкцией, занимает один тетрадный лист).

Фото №6 Организационный мом ент

Г) Упражнение «СЛОЖИ УЗОР» (на основе кубиков Б. П. Никитина)

Развивает способность к анализу и синтезу, пространственную ориентировку, умение комбинировать, как главного элемента конструкторской деятельности.

Правила упражнения: необходимо собрать узор из геометрических фигур, соответствующий образцу и вклеить в тетрадь.

Первоначальная инструкция в ходе объяснения домашнего задания: учитель демонстрирует образец узора со словами «Посмотрите внимательно на узор. Из каких фигур он составлен? Сделайте дома такой же из фигурок, которые лежат в конверте, и наклейте в тетрадь». При проверке домашнего задания, учитель повторно спрашивает «Из каких фигур состоит узор? Как фигуры расположены по отношению друг к другу?».

Варианты игры:

1) Глядя на образец, срисовать узор по точкам и раскрасить в соответствии образцу (в данном варианте, вместо вкладывания геометрических элементов в конверт, вклеивает в тетрадь (помимо образца) карточку с точками, по которым ребёнок должен повторить узор).

2) Придумать новые узоры из имеющихся геометрических элементов (в данном варианте, учитель вкладывает в конверт геометрические элементы, соответствующие вклеенному в тетрадь образцу). При объяснении задания, учитель акцентирует внимание детей на то, что нужно не повторить образец, а составить из имеющихся элементов новый узор.

Публикации по теме:

Физические упражнения как средство формирования навыков письма у детей 6–7 лет Теоретической основой нашего исследования являются взгляды отечественных педагогов и психологов (А. Р. Лурия, Е. В. Гурьянов, О. И. Галкина, Т. С. Комарова,.

Перспективный план работы педагога-психолога на учебный год ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы педагога-психолога на учебный год Основные цели деятельности Программы психолого-педагогического сопровождения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поурочные задания, для коррекции пространственных представлений у детей 7–9 лет с нарушением интеллекта на уроках математики
Опубликовано: 29 января 2015 в 02:29
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поурочные задания, для коррекции пространственных представлений у детей 7–9 лет с нарушением интеллекта на уроках математики» (включая файлы) размещена пользователем Елена Самарина (УИ 291844) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД