Ирина Моисеева
Степ-аэробика как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Моисеева Ирина Владимировна
Инструктор по физической культуре муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43»
Аннотация.
Вашему вниманию представлен опыт работы по развитию двигательной активности у детей дошкольного возраста с помощью современных технологий, а точнее, степ-аэробики. Сегодняшнего дошкольника характеризует сниженная физическая активность. Формирование мотивации к занятиям физической культурой является важным аспектом воспитания детей. Наиболее эффективным временем для формирования физической активности является
Публикация «Степ-аэробика как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Работа инструкторов по физической культуре
- Степ - аэробика для детей
- Темочки
дошкольный возраст.
Степ-аэробика воздействует на тело комплексно, при этом деликатно корректирует форму ног, развивая нужную группу мышц, что так необходимо детям дошкольного возраста. Она оказывает положительное действие на весь организм, укрепляя дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную и нервную системы, а также нормализуются артериальное давление и деятельность вестибулярного аппарата.
Данный материал может быть интересен педагогам, занимающимся оздоровлением дошкольников, воспитателям и родителям.
Ключевые слова: двигательная активность, физическое воспитание, дошкольники, аэробика, музыка.
Одним из главных условий полноценного воспитания и развития личности дошкольника является правильно организованное физическое воспитание. В современных условиях значительно возрастает значение рационально организованной двигательной активности детей дошкольного возраста в сохранении и укреплении их здоровья, развитии двигательных способностей, воспитании физических и нравственно-волевых качеств [3, С. 98].
Двигательная активность (ДА) — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И. А. Аршавским. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма) [1, С. 165].
Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т. е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие.
Говоря о двигательной активности как основы жизнеобеспечения детского организма, Э. Я. Степаненкова указывает, что именно она оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка. «Во время мышечной работы активизируется не только исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и механизм моторно-висцеральных рефлексов (т. е. рефлексов с мышц на внутренние органы) работы внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция (координация физиологических и биохимических процессов в организме). Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом: страдают и нервно-мышечная система, и функции внутренних органов» [4, С. 12].
Для решения задач физического воспитания подрастающего поколения, требуется введение новых форм оздоровительных мероприятий. В своей практике я использую современные технологии организации физкультурно-оздоровительного процесса одним из которых является степ-аэробика. В связи с этим актуальным на сегодняшний момент является создание программы по аэробике для детей дошкольного возраста.
Идея выполнения физических упражнений под музыку возникла из практики обучения танцам. В связи с решением задач физического воспитания, эта идея была реализована в направлении физического воспитания, обозначенном как ритмическая гимнастика. Вначале это была форма выполнения разминочной части занятия. В дальнейшем ритмическая гимнастика оформилась как относительно самостоятельный раздел физического воспитания в виде ритмики, а затем – аэробики. [2, С. 98].
Аэробика, как и другие направления физического воспитания, имеет свои достоинства и свои недостатки. К ее достоинствам следует отнести такие, как комплексное развитие двигательных способностей занимающихся. Прежде всего, координации движений, общую, силовую и прыжковую выносливость, гибкость, чувство равновесия и ритма. Занятия аэробикой способствуют формированию культуры движений – точность и выразительность поз, положений различных частей тела, направлений, длительности и амплитуды движений. В процессе занятий аэробикой происходит повышение уровня работоспособности занимающихся. И не только физической, но и – умственной.
В настоящее время аэробика достаточно вариативна по своим разновидностям. Прежде всего, следует выделить базовую (классическую) аэробику, созданную в свое время Д. Фонда. Ее содержание определяется комплексом общеразвивающих упражнений, циклически повторяемых под музыку. [3, С. 34].
На сегодняшний день, одним из самых популярных видов аэробики является степ-аэробика. она представляет собой различные варианты шагов, подъемов и подскоков на степ - платформу под динамическую музыку в комбинации с танцевальными движениями.
Степ-аэробика воздействует на тело комплексно, при этом деликатно корректирует форму ног, развивая нужную группу мышц, что так необходимо детям дошкольного возраста. Аэробика оказывает положительное действие на весь организм, укрепляя дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную и нервную системы, а также нормализуются артериальное давление и деятельность вестибулярного аппарата.
Работая в этом направлении, я придумываю свои собственные танцевальные композиции, комбинируя основными движениями, изображая при этом животных, которые похоже двигаются.
Музыку к занятиям необходимо подбирать популярную, которую дети воспринимают положительно и с большим удовольствием выполняют танцевальные движения, двигаясь в ритме любимой музыки.
В начале занятия нужно повторять несколько простых, но важных правил:
• Подъем на платформу осуществлять за счет ног, а не спины.
• Ступню ставить на платформу полностью.
• Спину всегда держать прямо.
• Не делать резких движений.
• Не делать движений одной и той же ногой или рукой больше одной минуты.
И еще одно важное правило - правило гигиены: учащиеся на занятия должны приходить в облегченной форме одежды: шорты, футболки, а спортивная обувь – кроссовки.
Итак, особенности занятий по степ - аэробике :
• Наличие платформы - степов для занятий;
• Подбор современной музыки (ритмичной, заводной, веселой);
Решение задач по обучению дошкольников аэробике проходит в три этапа.
1 этап - ознакомление воспитанников с новыми упражнениями, создание целостного впечатления о движении и сопровождающей его музыке, разучивание упражнения.
2 этап - углубленное разучивание движений, уточнение его элементов и создание целостного образа и настроения движения.
3 этап - закрепление представления о музыкальном сопровождении и движении, самостоятельное выполнение разученных движений, а в дальнейшем применение их в аэробике.
Ритмические упражнения помогают детям воспринимать музыку в движении: начинать движения вместе с музыкой, двигаться в характере и темпе музыки, заканчивать движения с окончанием музыки.
Педагог периодически должен контролировать прогресс своих занимающихся, оценивать возможности каждого ребенка еще до начала занятий, чтобы потом сравнивать с ними его последующие достижения.
Очень важно в дошкольный период пробудить у детей любовь и стремление к самостоятельной двигательной активности. Надо научить его двигаться естественно и непосредственно, фантазировать, творчески отвечать на музыку движением.
Список литературы:
1. Барабаш О. А. Контроль качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида: учебное пособие под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. – СПб. СПбНИИ физической культуры, 2007. – 172 с.
2. Бурдыгина Е. В. Оздоровительная аэробика, как средство реабилитации студенток, имеющих нарушения в состоянии здоровья // Материалы научной конференции студентов и молодых ученых вузов юга России: Тезисы докладов. - Краснодар, 2003.
3. Гончаров В. Ю. Оздоровительный эффект на занятиях ритмической гимнастики [Текст] / В. Ю. Гончаров, М. Г. Шейкин // Гимнастика. - 1987. -№ 1.-С. 12-20.
4. Земсков Е. А. Гимнастика: типология уроков физической культу-ры в школе. – М. Физическая культура, 2008. – 192 с.