Галина Запорожцева
Повышение качества корррекционно-развивающего обучения с помощью технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Повышение качества корррекционно- развивающего обучения через технологии.»
План:
1. Актуальноть проблемы.
2. Нормативно-правовое обеспечение.
3. Содержание деятельности и методическое обеспечение.
4. Результат работы.
5. Проблемы и пути решения.
6. Перспективы
Сегодня, в связи с изменениями в различных сферах жизни, актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Перед педагогами стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в специальной коррекционной школе 8го вида, общественно-полезному труду, а в дальнейшем самостоятельной жизни. Для этого необходима достаточно полная коррекция и компенсация дефектов у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.
Публикация «Повышение качества корррекционно-развивающего обучения с помощью технологий» размещена в разделах
В своей работе я руководствуюсь нормативно-правовой базой: «Законом об образовании», «Типовым положением ДОУ», «Типовым положением о специальном (коррекционном ОУ)», Уставом ДОУ, родительским договором.
Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями. Это проявляется в стремлении педагогов к поискам вариативных программ, технологий, использовании новых методов обучения и воспитания. В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования особое значение приобретает регуляция его качества. Оно неразрывно связано с внедрением в практику работы ДОУ современных программ и технологий, базирующихся на личностно-ориентированном подходу к ребенку. Нам коллектив работает по новой «Программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», рекомендованной нам аттестационной комиссией. Принципиально значимыми приоритетами этой программы являются:
• Учет генетических закономерностей развития ребенка.
• Анализ социальной ситуации развития ребенка в семье.
• Включение родителей в коррекционно-пдагогический процесс.
• Формирование и коррекция высших психологических функций в процессе занятий.
• Определение базовых достижений умственно-отсталого ребенка.
В силу того, что программа не снабжена методическим материалом, решение задач дошкольного образовательного учреждения затруднено. Поэтому программ и ее разделы дополняются различными технологиями в соответствии с требованиями дошкольного образовательного стандарта:
• Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых детей». Это пособие используют в работе с детьми воспитатели и учителя-деффектологи. В пособии дается подробное описание дидактических игр и упражнений, направленных на развитие элементов мышления, речи, сенсорики, ручной моторики.
• Войлокова Е. Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».
• Наумова Э. А. «Играя, учимся говорить».
• Цвынтарный В. А. «Играем пальчиками и развиваем речь». Эти пособия предназначены для воспитателей, учителей-деффектологов логопедов. Методика, предлагаемая в данных пособиях направление на развитие памяти, внимания, элементов мышления, воображения, развитие мелкой моторики рук.
• Чистякова Е. А. «Психогимнастика». Автор предлагает методику специальных игровых занятий, направленных на совершенствование у детей внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений.
• Мастюкова Е. М. «Коррекциооно-педагогическая работа по физическому воспитанию у дошкольников с задержкой психического развития». В этом пособии даны комплексы коррекционно-оздоровительной гимнастики, описана методика проведения гимнастики для стимуляции речевых центров, которая включает в себя элементы логоритмики, пальчиковой и артикуляционной гимнастики. Также даны рекомендации по проведению оздоровительных мероприятий после дневного сна.
• Громова О. М. «Игры и забавы по развитию мелкой моторики у детей». В этом пособие предлагается музыкально-литературный материал, способствующий развитию у детей внимания, памяти, воображения, координации движения со словом и пением, ориентировке в пространстве.
Важным условием повышения качества коррекцинно-развивающего обучения и воспитания является стремление педагогов к постоянному совершенствованию, изучению современных методов реабилитации и дидактики, отслеживанию книжных новинок, публикаций в журналах, использованию материалов из интернета. В своей работе я использую специальную коррекционную литературу известных авторов: Стребелевой Е. А., Екжановой Е. А., Забрамной С. Д., Катаевой А. А. и др., опыт работы педагогов практиков, работающих в дошкольных учреждениях компенсирующего вида, посещаю открытые занятия коллег, все лучшее заношу в свою методическую копилку.
В результате коррекционно-развивающего обучения наши воспитанники получают достаточно качественную подготовку к дальнейшему обучению в специальной (коррекционной) школе 8го вида и выгодно отличаются от детей, не посещающих ДОУ данного вида.
Они владеют порядковым и обратным счетов в пределах 10, выполняют счетные операции на конкретном материале, дифференцируют форму, величину и цвет предмета, осуществляют синтез из 3х-5ти частей, имеют навыки послогового чтения.
Благодаря логопедической работе у наших воспитанников значительно улучшается звукопроизношение, развивается связная речь. Включение в работу с детьми педагога-психолога, социального педагога, инструктора по физическому воспитанию, дефектолога, логопеда, воспитателя, музыкального руководителя позволяет существенно обогащать детское развитие, положительно влиять на наиболее «западающие» его стороны. В процессе своей работы мы сталкиваемся с определенными трудностями. Особое место среди них занимают: недостаток специальной методической литературы, технологий, повышение квалификации узких специалистов, работающих непосредственно с детьми с нарушением интеллекта. Если ребенка с нарушением интеллекта направленно готовить к жизни в социуме, дав ему соответствующую его возможностям подготовку, он вполне успешно адаптируется в жизни, чему есть многочисленные примеры. Пусть даже ему длительное время понадобится помощь родных в решении вопросов трудоустройства, жилищных проблем, обустройстве быта. В случае выраженного интеллектуального снижения такая помощь может и должна быть постоянной. Тем не менее стереотипы правильного поведения привычки и любовь к труду сделают жизнь этого человека необременительной, полезной для окружающих. В случае, если не начать как можно ранее направленную работу по социализации умственно-отсталого ребенка, он может стать социальным индивидом-человеком, беспомощным в решнии простейших житейских проблем.
Систематическая, планомерная, целенаправленная работа всех служб и специалистов, тесная связь с семьей дает положительные результаты в коррекционно-развивающем обучении.