Ольга Когдова
Повышение педагогической компетенции работников ДОУ в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс обновления образования организуется людьми.
Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка
будут зависеть от того, насколько грамотно педагоги и
руководители дошкольных учреждений, опираясь на достижения
науки, спроектируют эту модель обновления образования –
его будущее развитие.
(К. Ю. Белая, кандидат педагогических наук,
профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования,
Заслуженный учитель РФ)
Публикация «Повышение педагогической компетенции работников ДОУ в современных условиях» размещена в разделах
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная. Прописано содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложиться ответственность за качество взаимодействия с детьми.
На современном этапе педагоги ДОУ вовлечены в инновационный процесс, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
ФГТ призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности.
Педагогическая деятельность относится к числу таких видов профессиональной деятельности, которые накладывают отпечаток на всю личность человека и часто становится для него тем, что определяет тот образ мира, через который преломляются его внешние факторы.
По мнению большинства учёных наиболее эффективное влияние на развитие ребёнка оказывает личностно-ориентированная позиция педагога, направленная на обучение и воспитание, коррекцию поведения без насилия, уважение личности ребёнка, внимательное и чуткое выявление и развитие его способностей и склонностей.
Профессионально-педагогическая деятельность определяет профессионала – педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нём и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребёнка.
В современных условиях, чтобы не отстать от времени, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои знания, поэтому непрерывное самообразование становится решающим фактором развития личности педагога на всех этапах его жизненного и профессионального пути.
Способность к самообразованию – один из показателей профессиональной компетентности педагога. Это выражается в неудовлетворённости, осознанием несовершенства, стремлением к росту.
Воспитатель XXI века это:
Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному и физическому совершенству;
Профессионал, умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
Педагог, обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующий свои знания и умения самообразованием, обладающий многогранностью интересов.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Основными критериями самообразования педагогов являются : эффектив-ность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образова-тельного процесса, воспитанности дошкольников, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ.
Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
• Изучение учебной и научно-методической литературы;
• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
• Изучение новых программ и педагогических технологий;
• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
• Повышение общекультурного уровня.
Особенно актуальной стала проблема самообразования педагогов в условиях современного информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней стала необходимой. Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.
Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
Профессиональный рост педагогов возможен тогда, когда в образовательном учреждении созданы определённые условия :
1. Самостоятельная работа над рефератом по теме самообразования. В конце года каждый педагог пишет ежегодный опыт работы.
2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Детский сад приобретает книги, брошюры, журналы. Так же выписывает периодическую печать: «Управление ДОУ» с приложением, журналы: «Музыкальный руководитель», «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание».
3. Поиск в Интернете информации по теме.
4. Посещение семинаров, конференций.
5. Совещания, методические объединения. По мере возможности наши педагоги посещают методические объединения, где проводится обмен опытом.
6. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации. 7. Участие в конкурсах района.
Нельзя упускать из вида такую важную форму профессиональной компетентности, как работу с родителями. Поэтому много внимания в детском саду уделяем сотрудничеству с родителями, социумом. Используем как традиционные (беседы, доклады, так и нетрадиционные (беседы за круглым столом, викторины) формы работы с родителями.
Наиболее любимая форма работа с семьями воспитанников – это совместные праздники, развлечения. Уже стало традицией привлекать родителей к таким праздникам как «Новый год», «Выпуск в школу», «8 Марта». Они вместе с детьми готовят костюмы, переодеваются и входят в зал в различных образах.
Занимаемся использованием и распространением опыта работы других педагогов, принимаем участие в массовых мероприятиях села таких как «9 мая», «День пожилого человека», «День матери».
Когда возникла необходимость обновить и обустроить детские игровые площадки, родители оказали неоценимую помощь (вкапывали автопокрышки, красили оборудование на участке).
Педагогика не стоит на месте, она развивается. Появляются новые программы и технологии. Успех в работе педагога зависит от его профессионализма, знаний, достижений отечественной и зарубежной педагогики, творческой активности и инициативы. Чтобы не отстать от времени, необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность, т. е. развиваться, самосовершенствоваться.