наталья Вязникова
Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ по вопросу развития математических представлений в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Значимость проблемы математического образования в условиях ДОУ
Одной из важных проблем, встающих перед педагогом, является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения. Успешность этой деятельности во многом зависит от умения педагога дошкольного образования выстроить процесс образования и общения с детьми. Детский сад - первая и очень ответственная ступень общей системы образования.
Публикация «Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ по вопросу развития математических представлений в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
«Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний»- Л. А. Венгер.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, легким, радостным.
Особая роль методической работы в управлении процессом математического развития детей в МАДОУ проявляется в активизации творческой деятельности педагогов и воспитателей, в повышении уровня их профессионализма, обогащении знаний о современных тенденциях в математическом развитии дошкольников.
Основными задачами методического руководства работой по формированию элементарных математических представлений являются :
-организация работы по повышению компетенции педагогов в вопросах математического развития дошкольников, применению современных технологий математического развития, решению проблемных ситуаций и т. д. ;
-оказание своевременной квалифицированной помощи по выполнению ООПДО;
-организация контроля за работой воспитателей по выполнению ОО «Познавательное развитие»;
-проведение тематического контроля по осуществлению работы по ФЭМП, контроль проведения мероприятий математического содержания, разработке методических рекомендации для педагогов;
-изучение, обобщение, распространение и внедрение результативного педагогического опыта и идей; публикация трудов педагогов-новаторов, востребованных современной образовательной практикой.
Какой же нужен сегодня воспитатель дошкольному образованию? Какие качества присущи современному воспитателю?
Гуманистическая направленность Профессиональная направленность Позитивный настрой Трудолюбие Организаторские способности
Способность к творчеству Способность к самообразованию.
Уровень методической подготовки педагога, его способность к профессиональному совершенствованию, инновациям изучались методами анкетирования. По результатам анкетирования на начало 2017-2018 учебного года сделан вывод: 10 % воспитателей испытывают трудности в составлении парциальных программ; 6 % - овладении ИКТ технологиями; 8 % -в проведении НОД по ФЭМП (это, в основном, молодые педагоги и воспитатели, имеющие педагогическое образование, но не дошкольное; 4% - в установлении личностно-ориентированного взаимодействия во взаимодействии с родителями. Но готовность педагогов к освоению новых образовательных технологий по ФЭМП показала 87%.
Анкетирование позволило определить методические проблемы, затруднения, которые возникают у воспитателей в процессе работы и оптимальные пути их решения. Но вместе с тем был учтен интерес большинства педагогов к инновациям.
Методическая работа в МАДОУ проходит дифференцированно с учетом педагогического стажа, квалификационной категории, уровня образования с каждым педагогом.
Цели методической работы с воспитателями среднего уровня - формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений, осознание собственной индивидуальности.
Методическая работа с воспитателями высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы (на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников, в т. ч. по ФЭМП). Опыт таких воспитателей обобщается и предлагается вниманию коллег на районных, городских методических объединениях.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ
Эффективной формой, позволяющей в комплексе решать основные практические и исследовательские задачи, интегрировать различные образовательные формы обучения для педагогов в нашем МАДОУ, является методический совет. Важное место в содержании работы методического совета занимает анализ деятельности учреждения, результаты использования новых педагогических технологий, анализ профессиональной деятельности членов коллектива, рассмотрение прогностических программ и проектов, анализ и утверждение дидактических, методических материалов; разработка Положений о конкурсах внутри учреждения; организация тематических смотров-конкурсов (в декабре 2017 года проходил смотр-конкурс на лучший центр интеллектуального развития детей дошкольного возраста- ФЭМП + конструирование в соответствии с Годовым планом); обобщение лучшего педагогического опыта.
Задача старшего воспитателя координировать работу методического совета; целенаправленно воспитывать у педагогов глубокий и устойчивый интерес к работе по развитию у детей элементарных математических представлений, способствовать совершенствованию их педагогического мастерства в ОО «Познавательное развитие».
Совет: Не стоит стремиться к высоким инновационным технологиям со всеми педагогами сразу. Даже с воспитателями с большим стажем работы необходимо периодически возвращаться к «азам» методики по ФЭМП. Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию. Например, в начале учебного года можно провести экспресс-опрос «Знаете ли Вы математическую терминологию?», «Методы, используемые в НОД по ФЭМП с учетом возраста детей» и т. д. Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией, в т. ч., математической; знать методы и приемы по ФЭМП. Полученные результаты могут Вас порадовать или удивить. Но это даст Вам проблемное поле и позволит выстроить методическую работу в нужном русле.
Используемые в нашем МАДОУ формы работы с педагогами реализуются по всем направлениям деятельности педагогов с детьми. Вот некоторые формы работы, которые мы конкретно применяем в обновлении содержания воспитательно-образовательного процесса по математическому образованию дошкольников.
1. Квик-настрой- подготовка педагогов на успешную работу. Применяется постоянно, эффективно подготавливает педагогов к определенной теме.
2. Консультация-парадокс или консультация с запланированными ошибками с целью повышения активности, глубокого размышления, привлечения внимания педагогов к наиболее сложным аспектам излагаемой темы. Очень действенная консультация, отражающая знания педагогов методики, в нашем случае, ФЭМП; метода моделирования и т. д. Параллельно идет работа педагогов над ошибками.
3.«Коучинг–сессия»(англ. Coachin-обучение, тренировки). Концептуальная основа коучинга – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Раскрытие потенциала педагога с целью максимального повышения его эффективности. Это симбиоз психотерапии, «мозгового штурма», высказывания идей и рассказов о личном опыте педагогического успеха. Каждый педагог может высказывать свое мнение и знать, что его идеи и предложения не остаются без внимания, как, например, воспитатель средней группы, в совместной беседе со старшим воспитателем анализировала свое занятие по ФЭМП с использованием технологии ТРИЗ (исследование текущей проблемы (ситуации); определяла внутренние и внешние препятствия на пути к результату; выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы; составление плана действий, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку).
4. Мастер – класс призван познакомить с педагогическим опытом, авторскими находками, что помогло воспитателю достичь значительных результатов. В нашем МАДОУ наиболее востребованы мастер-классы :
- изготовление математических дидактических игр и пособий;
- трансляция педагогического опыта;
- разработка планов-конспектов по ФЭМП;
изготовление лэп-бука;
- разработка математических досугов, праздников.
5. Деловая игра в нашем МАДОУ является интересной и эффективной формой актуализации и расширения знаний педагогов по вопросам профессиональной компетентности. Деловая игра «Математическая мозаика» с целью повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации познавательной деятельности в части ФЭМП проводилась в ноябре 2017. Двум командам педагогов были предложены задания (вопрос-ответ) на владение знаниями методики ФЭМП у детей. Воспитатели практически защищали математические проекты; составляли алгоритмы обучения, разгадывали кроссворды, а так же участвовали в аукционе пословиц и стихов математического содержания).
6. Школа молодых и начинающих педагогов. В детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто имеет достаточный педагогический стаж.
В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы.
Так, методическая работа с молодыми воспитателями ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями. Сюда относятся педагоги, долго отсутствовавшие в профессии. Ежегодно по запросу молодых педагогов составляются тематические занятия Школы. В 2017 -2018 учебном году 22% педагогов заявили темы по ФЭМП.
7. Проектирование. Проектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает важное место в педагогической практике. Но в каждом ДОУ сложилась своя практика проектирования. В нашем МАДОУ проектирование проходит в рамках годовых задач, также на основании накопленного практического опыта конкретного педагога. С сентября 2016 года педагоги реализовали 3 больших проекта по ФЭМП районного, городского уровня «Математика и игра», «Математические перевертыши», «Веселый счет».
8. Мультимедийные презентации не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса, владению педагогами ИКТ-технологиями.
9. Самообразование педагога -самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. В настоящее время из 27 педагогов, 9 педагогов избрали разнообразные темы по математическому содержанию детей. В конце учебного года проходят творческие отчеты по самообразованию, когда у каждого педагога намечен сроки и форма отчета по выбору (мастер-класс, выставка пособий, развлечение и т. д.).
Образовательные технологии
Интерес педагогов к инновационным технологиям не ослабевает. Лаборатория выходит за рамки одной педагогической технологии и становится направленной на достижение определённых метапредметных результатов. В нашем случае - это интеграция образовательных областей.
И сегодня мы реализуем на практике технологию – педагогический скетчинг.
Данная технология опирается, прежде всего, на скорость и позволяет выполнять быструю визуализацию различных объектов, локаций, сцен. Также служит дополнительным приемом коммуникации в команде педагогов во время процесса разработки, моделирования, общения друг с другом. Данная техника зарекомендовала себя как необходимый инструмент для тех, кто часто вынужден доносить свои мысли и идеи до других. А наши педагоги и должны доносить до детей достоверные, интересные знания.
Стилей в скетчинге очень много, выполняется он самыми разными инструментами.
Выполняя годовую задачу по развитию элементарных математических представлений, мы решили освоить математический скетчинг.
Цель: Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.
Вызвать у воспитателей внимание и интерес к задачам занимательного характера, помогающими сформировать и развить у детей интерес к математике, развить мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции.
Начальным этапом стало обсуждение темы коллажа по составлению занимательных задач для детей : деление на группы, выделение центральных образов, обсуждение деталей коллажа (цвет, форма, расположение, распределение обязанностей в группе педагогов. С помощью заготовок (вырезки из журналов, газет, открыток, цветной бумаги, математических знаков, цифр, информации из сети Интернет и т. д.) мы пробовали и фантазировали, осваивая этот новый вид работы. Он позволяет не только продумать и организовать часть НОД по математике со старшими дошкольниками или совместную деятельность, но также выявить новые способности педагогов - способности коллажного мышления. Способности творчески мыслить, по-новому смотреть на многие привычные вещи. Мы щли по принципу от простого- к сложному.
Далее создавали коллективные тематические плакаты. Можно по вырезкам газет, из разных картинок изготовить плакаты по темам «Математические истории», «Дни недели», «Ориентировка в пространстве» и т. д. Далее наши педагоги переносили освоенные знания в практическую плоскость. Ведь уже в старших группах можно использовать слова –коллаж, фотомонтаж, творческий коллаж, схема, модель, афиша.
При проведении НОД по ФЭМП воспитатели иногда затрудняются в составлении проблемной ситуации для детей. Другой новой технологией стала кейс-технология, сущностью которой является решение и анализ проблемной ситуации, основанной на реальных фактах. Кейс не даёт проблему в открытом виде, образовательного процесса ее нужно вычленить из той информации, которая содержится в описании кейса. В практике детских садов широко применяют кейс-иллюстрации, кейс-фото, так как они соответствуют потребностям дошкольников (иллюстрируют те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни и требуют от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении; дошкольнику проще увидеть ситуацию, или героев ситуации нежели их представлять).
Сначала нашим педагогам было дано описание определенной ситуации, с которой они столкнулись в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Предлагалось обдумать способы ее решения. В небольших группах происходило коллективное обсуждение приведенного случая из практики. Обязательным является составление SWOT-анализа (выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз). В основу брались традиционные направления в ФЭМП- количество • величина • форма • ориентировка в пространстве • ориентировка во времени. Составляли ситуации к НОД о ФЭМП. В настоящее время формируется картотека проблемных ситуаций.
И, конечно, идет активное обучение педагогов LEGO - технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий и т. д. В МАДОУ еще есть недостаточное понимание некоторыми педагогами влияния LEGO- технологий на развитие личности дошкольников. В требованиях ФГОС ДО указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей. В процессе занятия конструктором LEGO у ребенка развиваются : мышление-умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать; концентрация внимания; мелкая моторика; умение действовать по образцу, а в старших группах по замыслу.
Творческой группой педагогов разработан цикл НОД для младших и средних групп по LEGO-конструированию, который органично дополняет лексические темы перспективного планирования. Работа продолжается для старших и подготовительных групп.
В перспективе: начать деятельность педагогов в адаптации конструкторов нового поколения Lego Wedo, который уже приобретен в МАДОУ. Запланированы семинары, консультации; 5 педагогов прошли курсы повышения квалификации по робототехнике. Готова программа «Робик».
Результат работы:
1) осознанная готовность педагогов МАДОУ к внедрению новых образовательных технологий по ФЭМП;
2) проведенные педагогические мероприятия нашли свое отражение в практике педагогов, что повышает их профессиональную компетентность;
3) активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;
4) педагоги самостоятельно выбирают приемлемые формы и методы воспитания и обучения, вследствие чего идет самореализация педагога в профессиональной деятельности.
При этом выявляются реальные затруднения, нерешенные проблемы, намечаются перспективы. Такой подход к работе позволяет легче проводить анализ выполнения годовых задач, планировать работу МАДОУ на сле-дующий учебный год, находить новые эффективные формы работы с педагогами, объективно отслеживать возможные изменения и определить дальнейшие тенденции.
.