Елена Логвинова
Деловая игра как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТ НА ТЕМУ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОУ»
Выполнила: Логвинова Елена Борисовна,
старший воспитатель МБДОУ № 4 г. Азова
г. Азов 2015 г.
Необходимость внедрения новых форм
Публикация «Деловая игра как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Так, как образование в современном обществе претерпевает значительные изменения, усложняются функции самого ДОУ, формы и методы организационно – педагогической деятельности.
Новые задачи требуют новых подходов и решений. Искать их в одиночку – занятие сложное и неэффективное. В таких условиях важнейшим средством развития педагогического коллектива является педагогический совет. В образовательном учреждении педсовет - площадка, где проявляется новаторство, осуществляется поиск решения педагогических проблем и обобщается опыт коллег.
Инновационные формы педагогических советов способствуют развитию творчества и инициативы, повышают качество образовательного процесса. Я часто задаюсь вопросом: «Как сделать педсовет как одного из важнейших форм самоуправления образовательного учреждения интересным, запоминающимся, нужным для каждого педагога? Как организовать его в очередной раз так, чтобы педсовет стал актуальным для всех педагогов и администрации ДОУ? Как провести педсовет, который поразил бы коллег оригинальностью темы, формы, методическим оснащением? Как превратить его в событие? Как повышать профессиональное мастерство педагогов от педсовета к педсовету?
Что же такое «профессиональное мастерство» педагогов детского сада? По каким критериям можно оценить уровень его развития и определить перспективы роста?
В педагогической энциклопедии даётся определение педагогического мастерства как постоянно совершенствуемого искусства воспитания и обучения, доступного каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Исходя из этого, вслед за целым рядом учёных, занимавшихся выявлением сущности педагогического мастерства : Ю. П. Азаровым, Ф. Н. Гоноболиным, И. А. Зязюновой, Н. В. Кузтминой, А. А. Реаном, Т. А. Стефановской и др., можно утверждать, что педагогическое мастерство - это комплекс свойств личности, который обеспечивает стремление к постоянному саморазвитию и самообразованию, высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности и выход на уровень педагогического искусства. К таким свойствам можно отнести: гуманистическую направленность педагогической деятельности, творческое воображение, мышление, профессиональные психолого-педагогические и методические знания и педагогические способности и педагогическую технику.
В настоящее время одной из самых актуальных для педагогов дошкольного образования стала проблема развития воспитанников в игровой деятельности. Поэтому большая часть методической работы должна быть направлена на решение данной проблемы на основе уже выработанных в ДОУ форм и методов работы с коллективом по повышению качества игровой деятельности детей. Вместе с тем педагогическое мастерство выражается и в эффективном поиске новых педагогических идей, в умении видеть проблему, анализировать проблемные педагогические ситуации и решать нетиповые задачи профессиональной деятельности.
Теоретическая часть
В последние десятилетия получили широкое распространение нетрадиционные педагогические советы, так как именно они дают возможность педагогу проявить свою индивидуальность, личностные качества педагога, профессиональные знания и умения, способности, способствуют развитию умения видеть проблему, анализировать проблемные педагогические ситуации и решать нетиповые задачи профессиональной деятельности. Педсоветы различают и по формам организации (Белая К. Ю., Колодяжная Т. П.) :
традиционный — это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним;
педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов;
нетрадиционный педсовет (например, в форме деловой игры, конференции и др.). Его подготовка требует написания сценария, разделения участников на команды и распределения ролей.
Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с педагогами. По форме и организации деятельности участников педсоветы делятся :
на педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями);
доклад с содокладами;
заседание с приглашением докладчика-специалиста.
Наряду с этим на педсовете может не быть основного доклада, который заменяется серией сообщений, объединенных одной тематикой.
Педсовет - деловая игра – обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация.
Деловые игры – это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи.
Признаки деловой игры (Бельчиков Я. М., Бернштейн М. М. ,1989) :
• Моделирование процесса;
• Реализация процесса «цепочки решений»;
• Распределение ролей между участниками;
• Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта, интересов;
• Наличие управляемого эмоционального напряжения;
• Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
• Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива;
• Коллективная выработка решений участниками игры;
• Альтернативность решений;
• Наличие системы индивидуального и группового оценивания деятельности участников игры.
Основная цель опыта
Основная цель опыта – оптимизация работы по повышению квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом в рамках педсовета - деловой игры :
• Внести разнообразие в формы проведения педагогического совета,
• учитывать конкретные особенности разных педагогов,
• активизировать творчество и инициативу каждого педагога;
• подобрать формы и методы методической работы практически направленные, нацеленные на оказание реальной помощи педагогам в оптимизации воспитательно - образовательной работы.
Адресная направленность
Данный опыт может стать неплохим подспорьем для старшего воспитателя ДОУ, обдумывающего предстоящий педсовет. Представленный опыт предполагает творческое использование. Предложенная разработка может быть принята за основу педсовета в конкретном образовательном учреждении или взяты за основу лишь отдельные идеи и приёмы.
Хочется надеяться, что опыт будет интересен руководителям ДОУ, истаршим воспитателям, методистам дошкольных учреждений, занимающихся проблемой совершенствования профессионального мастерства педагогов и повышения качества образовательных услуг ДОУ.
Список литературы:
1. Белая К. Ю. Педсовет в дошкольном образовательном учреждении Подготовка и проведение. М. 2008
2. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. М., 2008.
3. Белая К. Ю. Сотникова В. М. Разноцветные игры. М., 2007.
4. Богославец Л. Г., Давыдова О. И. Терминологический диктант как форма методического контроля («Справочник старшего воспитателя» №9, 2009 г.)
5. Бушнева И. М. Якунина И. М. и др. Педагогические советы. Волгоград, 2009.
6. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М. ,2004.
7. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. М. 2005 (приложение к журналу «Управление ДОУ»)
8. Давыдова О. И. Майер А. А. Итерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. Санкт-Петербург, 2010.
9. Журнал «Управление ДОУ» №6, 2004.
10. Колодяжная Т. П., Управление современным дошкольным образовательным учреждением. М., 2004
11. Леонова А. В., Коротовских Л. Н. Формы работы по приобщению детей к чтению. («Справочник старшего воспитателя» №3, 2009 г.)
12. Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ.
13. Маханёва М. Д. Управление развитие ДОУ.
14. Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ : методическое пособие. М., 2008
15. Минкевич Л. В. Тематические педсоветы в дошкольном учреждении. М., 2010
ПЕДСОВЕТ – ДЕЛОВАЯ ИГРА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
«КРАСОТА – ТВОРЕНИЕ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ»
Предварительная работа
Открытые просмотры
• Тематический контроль «Развитие связной речи»
• Консультация – практикум: «Рисунки детей как показатель психического состояния ребёнка» - проводит педагог - психолог
• Анализ планирования занятий по изобразительной деятельности детей.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
ЧАСТЬ 1
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Вступительное слово предоставляется председателю педагогического совета. Он выступает с приветствием и напутствием перед участниками педагогического путешествия. Обсуждается актуальность темы, задачи художествено-эстетического воспитания дошкольников; предлагается считать педсовет своеобразным «путешествием» по тропе знаний в области развития творческих способностей к изобразительной деятельности, формирования культуры.
Назначается «начальник поезда», на котором будет совершено путешествие, определяющий его остановки («станции») и дающий командам разрешение на продолжение маршрута.
Участники педсовета делятся на две команды с помощью лотереи. «Начальник поезда» даё т целевую установку: «Командам двигаться каждой по своему маршруту. При правильном ответе на вопросы получать разрешение на переход к последующим этапам путешествия. Победившей будет считаться та команда, которая несмотря на трудности, не сойдет с дистанции и первой придет к финишу». Команды в течение 1 минуты должны дать название своей команде, которое будет созвучно теме педсовета.
ЧАСТЬ 2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ
Первая остановка
Станция «Раздумье»
(Решение педагогических ситуаций)
1 КОМАНДА
• Вниманию воспитателей предлагается рисунок девочки на тему «Моя семья». После тщательного изучения рисунка педагоги должны ответить на вопросы: Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребёнка? Можно ли по рисунку девочки определить микроклимат в семье? Какой он?
• Дети должны были выбрать с полки наиболее понравившуюся мягкую игрушку и нарисовать ее с натуры. Им было предложено обследовать натуру разными способами: дети средней группы, изучая игрушку, гладили её по шёрстке, показывали части тела и т. д. ; дети старшей группы изучали игрушку с опорой на зрительное восприятие. Будут ли отличаться рисунки детей разных возрастных групп? Дайте психологическое обоснование своим суждениям.
• Между мамами состоялся следующий разговор. «Как хорошо рисует ваш сын. У моего же одни каракули. Сколько ни говорю, чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо». – «А вы пробовали его научить?» - «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у него нет способностей». Права ли в своих догадках мама плохо рисующего ребёнка? Какой совет можно дать родителям, желающим развивать умения, способности своих детей
2 КОМАНДА.
• Мама купила 2-летнему сынишке цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но у него ничего похожего на окружающие предметы не получалось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, на рисунке никак не появлялся домик, который ему так хотелось нарисовать. Папа категорично заявил, что ребёнку ещё рано рисовать. Но мать настойчиво вкладывала карандаш в руку сына и водила им по бумаге: «Давай вначале вместе нарисуем, потом у тебя одного получится». Она вслух проговаривала то, что получалось в процессе совместного рисования, побуждала мальчика самостоятельно узнавать изображённое на бумаге. Проанализируйте поведение родителей, укажите, кто прав и почему. Проанализируйте действие мамы с точки зрения теории Выготского Л. С. о «зоне ближайшего развития».
• Детям 5 лет, живущим в крупном городе, предложили нарисовать дом. Большинство нарисовали традиционный одноэтажный домик, в основе которого был изображён прямоугольник и сверху треугольник. Чем объяснить однообразие, примитивность в изображении дома на рисунках пятилетних городских жителей? С какими ошибками в обучении ребёнка рисованию связаны эти явления?
• Объясните, почему детские рисунки служат ценным материалом для вывода о разных сторонах психического развития ребёнка?
Вторая остановка
Станция «Угадай-ка»
(Решение кроссворда по теме
«Народно-прикладное искусство в работе с детьми»)
Задание: заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки, на котором все его посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.
1. Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (синий)
2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан? (дерево)
3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку? (глина)
4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов? (Жостово).
5. Благодаря какому цвету Хохлому часто называют так? (золотой).
6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья? (игрушка).
7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера - в Каргополье. (гончар).
8. К какому виду пространственных искусств можно отнести изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров? (скульптура)
9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера? (прялка) .
Третья остановка
Станция «Калейдоскоп изобразительного искусства»
1 КОМАНДА
• Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? Человека? Военных действий?
• Выберите из представленных портретов портрет В. М. Васнецова и из репродукций («Алёнушка», «Богатыри», «Иван Грозный») репродукции его картин.
• Перечислите все виды изобразительного материала, техникой которых дети старшего дошкольного возраста могут овладеть.
• Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе воспитательно-образовательной работы.
2 КОМАНДА
• Как называют художника, отдающего предпочтение изображению природы? Животных? Цветов, фруктов, неодушевлённых предметов?
• Выберите из представленных портретов портрет И. Е. Репина и из представленных репродукций («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии») репродукции его картин.
• Перечислите все виды изобразительного материала, с помощью которых дети младшего дошкольного возраста могут создавать рисунки.
• Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей в системе воспитательно-образовательного процесса.
Четвёртая остановка
Станция «Умелец»
Задание на изготовление из имеющегося изобразительного материала и домашних заготовок коллажа на тему «В мире народных промыслов».
Пятая остановка
Станция «Живые картинки»
Рассказать друг другу (с показом детских работ) о наиболее удачно проведённом занятии по изобразительной деятельности (с точки зрения продуктивности решения программных задач и эмоциональной насыщенности).
Шестая остановка
Станция «Дискуссионная»
Педагогам предлагается оценить предметно-развивающую среду в своей возрастной группе по развитию творчества детей и в ДОУ в целом.
Седьмая остановка
Станция «Аналитическая»
Анализ педагогом-психологом навыков и умений детей в изобразительной деятельности с помощью проведённого анкетирования родителей «Что рисует Ваш ребёнок?»
ЧАСТЬ 3
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
Решение
1. Продолжить целенаправленную работу по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, опираясь на знание программы и творчество педагогов.
2. Сделать оформление эстетической развивающей среды в группах доступной для проявления детского творчества.
3. Обратить внимание педагогов на планирование и проведение занятий по ознакомлению с графикой, с произведениями живописи, с архитектурой. Провести взаимопосещение таких занятий до конца учебного года.
4. Сделать подборку методической литературы по ознакомлению детей с живописью, графикой, архитектурой.