Папки-передвижки

Конспект беседы о рыбах

Анфиса Гусева
Конспект беседы о рыбах

О РЫБАХ

Цель: расширить у детей знания и представления о рыбах, их внешнем виде, защитной окраске, повадках, местах обитания, о той пользе, которую они приносят.

Ход:

Дети, сегодня мы с вами поговорим о рыбах.

Мир рыб отличается разнообразием видов. Рыбы очень хорошо приспосабливаются к различным условиям жизни. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручейки.

Каких рыб вы знаете?

Публикация «Конспект беседы о рыбах» размещена в разделах

У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Окружающая вода увлажняет и очищает их глаза. Хотя у рыб и нет век, это не значит, что они не спят. Они тоже отдыхают, когда стемнеет. А некоторые при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы: по одному с каждой. Причём рыба умеет видеть каждым глазом в отдельности. Поле зрения у неё намного шире, чем у человека: она видит и перед собой, и над собой, и сзади, и под собой.

Рыбы обладают хорошим обонянием, они чувствуют запах ноздрями, но не могут ими дышать. Рыбам, как и людям, необходим для дыхания кислород, но они получают его из воды. Когда рыба глотает воду, вода проходит через жабры. Жабры поглощают кислород и затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз рыбы.

Кто может ответить, как передвигаются рыбы?

Большинство рыб двигается вперёд, волнообразно изгибая тело. Помогают рыбам управлять движением плавники – хвостовой и боковые. А плавательный пузырь помогает рыбам держаться на нужной глубине.

Рыбки умеют хорошо прятаться. В этом им помогает очень разнообразная окраска, которая в значительной степени зависит от цвета воды и дна.

Тёмные поперечные полоски у щук помогают им оставаться незамеченными среди водорослей.

У большинства рыб спинка темнее, чем брюшко, что помогает им сливаться с тёмным фоном дна.

Для рыб очень важна температура воды!

Рыбы южных водоёмов (сазан, лещ, сом, осётр) зимой засыпают, их тела покрываются слизью, они не плавают и не едят.

А вот налим, наоборот, любит холод. Про него говорят: «В зимний холод налим молод». В жару налимы забиваются в норы и ямы и впадают в оцепенение.

Неприхотливые рыбы – щука, окунь, плотва – великолепно чувствуют себя и в холодной, и в тёплой воде (от 3°С до 30°С).

Карась выживает в прудах, промерзающих до дна.

Рыб называют хладнокровными животными – температура их тела совпадает с температурой окружающей среды.

Каких только удивительных рыб не водится в морях, реках и озёрах! Форма тел у рыб настолько разнообразна, что невозможно дать ей общую характеристику. Вообще, рыбе легче плавать, если её тело имеет продолговатую форму. Но странная, на наш взгляд, форма тела помогает некоторым рыбам прятаться и добывать пищу.

У рыбы-меча верхняя челюсть похожа на меч. Эта крупная хищная рыба весит до трёхсот килограммов!

Тело рыбы-сабли по форме напоминает саблю.

Нож-рыба имеет тело, похожее на нож. Она умеет плавать хвостом вперёд.

Рыба-ёж покрыта длинными иголками.

Рыба-землекоп любит покопаться в земле.

О каких ещё рыбах вы хотите узнать?

Большинство рыб мечут икру и таким образом размножаются.

Некоторые рыбы строят себе жилища. Другие откладывают икру прямо в воду и уплывают прочь, не проявляя о ней никакой заботы. Миллионы беспризорных икринок погибают, так и не став мальками. Их поедают другие животные, в том числе и рыбы.

Естественно, больше шансов на выживание у тех мальков, за которыми присматривают родители. А таких мам и пап немало. Причём бывает, что отцы оказываются более заботливыми, чем матери. Например, самец рыбы-мичмана ни на мгновение не покидает своих будущих детёнышей. Он непрерывно кружит над икринками, отложенными самкой, да ещё и свистит, отпугивая врагов. Так что будущим мичманам нечего бояться – отец не даст их в обиду!

Кстати, те рыбы, которые покидают своих детей, мечут огромное количество икры – авось кто-нибудь выживет! А те, которые стерегут свою икру, мечут её намного меньше.

Хищные акулы откладывают не икринки, а большие яйца, покрытые твёрдой скорлупой.

Впрочем, не все мальки вылупляются из икры. Некоторые рыбы вынашивают их в своём чреве. Таких рыб называют живородящими. Их малькам «везёт» больше всех: они не расстаются с матерью до момента рождения.

Знаете ли вы, сколько живут рыбы?

Оказывается, от пяти до ста лет!

Мелкие рыбёшки живут меньше, а крупные – щука, сом, осётр – доживают до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов! Если не попадутся на крючок рыболова, то будут жить очень долго.

Дополнительный материал к теме «О рыбах»

Вопросы детям.

1. Каких рыб вы знаете?

2. Где живут рыбы? (в реках, морях, озёрах)

3. Чем питаются рыбы? (насекомыми, листьями и стеблями подводных трав)

4. Каких рыб называют хищными? (рыб, которые питаются другими более мелкими рыбами, мальками, икрой)

5. Какая рыба самая опасная и хищная? (акула)

6. Как называются детёныши рыб? (мальки)

Из чего они выводятся? (из икринок)

7. Чем покрыта кожа рыб? (чешуёй)

8. Какие звери и птицы питаются рыбой? (медведи, лися, кошки, чайки, пеликаны, пингвины)

9. Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак, рыболов)

10. Чем ловят рыбу? (удочкой, сетью, сачком)

11. Как ухаживают за аквариумными рыбками?

12. Как называют рыб, живущих в море? (морские)

Как называют рыб, живущих в реке? (речные)

Как называют рыб, живущих в озере? (озёрные)

Как называют рыб, живущих в пруду? (прудовые)

Как называют рыб, живущих в аквариуме? (аквариумные)

Как называются котлеты, сделанные из рыбы? (рыбные)

Как называется суп, сваренный из рыбы? (рыбный или уха)

Как называется салат, сделанный из рыбы? (рыбный)

13. Каким морских рыб вы знаете? (акула, морской окунь, треска, скумбрия, сельдь)

14. Каких рыб называют пресноводными? (тех, которые живут в реках, озёрах, прудах)

Каких пресноводных рыб вы знаете? (щука, карась, сом, налим, лещ, карп)

Загадки о рыбах.

Колюч, да не ёж.

Кто же это?

(Ёрш)

У неё во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котёл попала.

(Щука)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

(Сом)

Что это у Галочки:

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в реке.

(Удочка)

Стихи о рыбах.

В пруду или озере, больше нигде,

В тихой, спокойной стоячей воде,

Где буйная зелень на дне разрослась –

Вот именно там обитает карась.

C длинным телом серебристым,

Обитает в речке быстрой.

Многим рыбам – страшный враг.

Догадался? Нет? Судак!

Лещ огромный осторожно

Показал спинной плавник.

Всплеск услышать невозможно –

До чего хитёр старик!

Ёрш колючий, конопатый,

Некрасивый и горбатый.

Но ушица без ерша

Вряд ли будет хороша.

Сом собрался на охоту:

Быть голодным неохота.

Выплыл сом со дна реки.

Берегитесь, окуньки!

Щука – хищница речная,

Щука всех в реке пугает.

Разевает щука пасть –

Страшно щуке в рот попасть.

Рыбка, словно мотылёк,

Над водой взлетела.

Глазик – чёрный уголёк

И, как льдинка, тело.

Плавники дрожат, трепещут,

Спинка выгнулась дугой,

Чешуинки так и блещут

У красавицы такой.

Я собрался на рыбалку,

Только вот рыбёшку жалко…

Публикации по теме:

29 апреля — День рыб на МAAM. Сведения о рыбах 29 апреля - День рыб на МААМ. Сведения о рыбах. Многие рыбы живут близ скал, в иле или песке вдоль побережья. Большинстворыб живут у поверхности.

Конспект беседы «Домашние животные»Конспект беседы «Домашние животные» Конспект беседы "Домашние животные" Цель: уточнение и закрепление у детей представлений о домашних животных и их детенышах. Задачи: 1.

Конспект беседы «Мёд и пчёлы»Конспект беседы «Мёд и пчёлы» Конспект беседы "Мёд и пчёлы" Цель: закрепление представлений детей о происхождении мёда, его полезных свойствах. Закрепление представления.

Конспект беседы «Божья коровка»Конспект беседы «Божья коровка» Цели: Формирование экологической воспитанности дошкольников. Задачи: расширять знания, и представления об особенностях внешнего вида божьей.

Конспект беседы о А. С. ПушкинеКонспект беседы о А. С. Пушкине Программное содержание. Познакомить детей с жизнью А. С. Пушкина и его произведениями. Воспитывать любовь и интерес к поэту, к русской литературе.

Конспект беседы «Одуванчик»Конспект беседы «Одуванчик» Цель: познакомить детей с цветком одуванчика, его строением и особенностями развития. Задачи: - углублять знания детей о цветах и их.

Конспект беседы «Профессия — врач»Конспект беседы «Профессия — врач» Конспект беседы "Профессия - врач" Цель: закрепление детей знаний о профессии и труде врача. Расширение кругозора. Воспитание чувства.

Конспект беседы «Семья — это счастье»Конспект беседы «Семья — это счастье» Конспект беседы "Семья - это счастье!" Цель: формирование правильного отношения к семье, ее членам, к жизненным ценностям семьи. Задачи:.

Конспект беседы «Что мы знаем о птицах»Конспект беседы «Что мы знаем о птицах» Конспект «Что мы знаем о птицах» (продолжение). Цель: продолжать знакомить детей с перелетными птицами: с повадками, местами обитания, чем.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей логопедической группы «Что мы знаем о рыбах» Задачи: Образовательные: -Закреплять знания об обитателях воды-рыбы; -Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект беседы о рыбах
Опубликовано: 25 октября 2022 в 20:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД