вера маркова
Познавательно-игровая программа «Путешествие в прошлое русской ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-игровая программа
«Путешествие в прошлое русской ложки»
(с использование технологии Н. А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»)
Старший дошкольный возраст
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры, привитие устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.
Задачи:
Публикация «Познавательно-игровая программа „Путешествие в прошлое русской ложки“» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. История ложки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения ложки, с процессом ее преобразования человеком; дать представления о разнообразии применения ложек, обогащать словарный запас детей, развивать диалогическую речь, умение высказывать свое мнение, учить детей использовать в речи малые фольклорные формы для эмоционального восприятия содержания занятия.
Развивающие: развивать познавательный интерес к скрытым свойствам материалов (дерево, металл, стекло, керамика, пластмасса, алюминий); развивать внимание, память, ассоциативное мышление, воображение, развивать сотрудничество в коллективной музыкальной деятельности.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории и традициям своей страны, обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, художественно-эстетическое развитие.
Материалы и оборудование: коллекция разных ложек, видеофильм «Музей ложки», оборудование для просмотра видеофильма, аудиозапись мелодии «Ах вы, сени», оборудование для прослушивания аудиозаписи, панно «река времени», картинки-«метки» для наклеивания на панно «река времени», клей-карандаш (5 штук, ложки по количеству детей, гуашь, кисточки, картинки ложек для раскрашивания, печь, лавка, стол, старинная посуда, чугун, игрушка Домовенок, макет «Русская изба», куклы мальчик и девочка в русских народных костюмах. Картинки формата А4, отображающими древность, старина, наше время, театр на ложках.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Ремесла наших предков», «Утварь русская», игра на ложках, разучивание приветствий, поговорок про ложку, беседа «Традиции русского народа».
Ход НОД.
Введение в тему.
(В группе оформлен уголок русской избы : печь, лавка, стол, накрыт старинной посудой. Звучит русская народная мелодия).
- Ребята, сегодня на улице пасмурно и холодно, а в нашей группе тепло и светло! А тепло от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится весело и хорошо. Дети, давайте поздороваемся, улыбнёмся друг другу, нашим гостям, и подарим тепло наших сердец, чтобы всем стало радостно, светло, уютно.
Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое!
Здравствуй,вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю,-
Всех я вас приветствую!
(Раздаётся стук около печки.)
- Ой, вы слышите? Кто-то кряхтит и постукивает! Кто бы это мог быть? И почему же он нам не показывается? Давайте поприветствуем его и пригласим к нам в гости.
Дети: Здравствуйте, милости просим в наш дом.
Здравствуй, гость дорогой.
Хорошему гостю хозяин рад.
- Это же домовенок Кузя! (Воспитатель достает из-за печки игрушку «Домовёнок Кузя»)
Кузя говорит, что приготовил нам подарок, а какой узнаем, отгадав загадку.
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот –
Открывай пошире рот.
Воспитатель достаёт из валенка деревянную и металлическую ложки.
- Ой, какая красота. Спасибо тебе, Кузя.
Решение проблемной ситуации
- Дети, а знаете ли вы, какая из этих ложек появилась раньше?
-А что вы знаете об истории появления ложки на Руси?
-Как вы считаете, откуда это можно узнать? (Из книг, интернета, от взрослых, посетив музей и т. д.)
- История ложки начинается с древних времен. Поэтому я предлагаю отправиться в путешествие по «реке времени», в прошлое ложки, и узнать, как появился этот необходимый предмет. Согласны?
Тик-так, тик-так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
В Древность с вами попадём.
- Вот мы и попали в древнюю Русь. На Руси ложку изготовили довольно рано.
- Посмотрите, какая это ложка? Попробуйте, удобна такая ложка?
- Да, ложки из дерева были простые, легкие и удобные.
Люди с любовью и очень бережно относились к ложке.
Давным-давно, древние славяне жили большими семьями и за стол обедать садились все вместе. Рассаживайтесь за большим столом.
Кушанье ели из общего чугуна (на столе чугун с кашей). Самым первым опускал ложку в чугун хозяин семьи. А если кто-то осмеливался его опередить, то тому доставалось ложкой по лбу или совсем выгоняли из-за стола, оставляя голодным. Отсюда и пошла поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!» А еще говорили «Что положишь в котел, то и попадет в ложку»
- А какие поговорки про ложку вы знаете?
• Дорога ложка к обеду.
• Один с сошкой, семеро с ложкой.
• Пустая ложка рот дерет.
• Ложку не донес, а рот открываешь.
• Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать.
• Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.
• Ложка не кошка, рта не оцарапает.
У древних славян детей в семье было много, а игрушек не было. А ложка всегда была рядом. И ребятишки играли с ней, как с игрушкой. Давайте и мы поиграем с ложкой.
Игра «Передай ложку»
Дети становятся в круг, включается фонограмма «Ах вы, сени» и дети под музыку, передают ложку по кругу и произносят слова:
Ты беги, скорее ложка
Быстро-быстро по рукам.
У кого осталась ложка
Тот в кругу станцует нам.
(Повторяется 2 раза)
- Вот так начиналась история ложки. Что мы выяснили? Какие были первые ложки на Руси? А как еще использовали ложку? Давайте найдем соответствующие картинки и расположим их на «реке времени».
- Хотите узнать, как изменялись ложки?
- Тогда плывём дальше по нашей «реке времени».
Тик-так, тик-так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
В Старину попадём.
(Макет Русской избы. Куклы мальчик и девочка в русских костюмах)
- Кто нас встречает?
- Посмотрите, как изменилась ложка? Какая она стала?
- Да, шло время и человеку захотелось, чтобы его ложка была еще и красивая. Тогда люди стали раскрашивать - расписывать ложки цветами, ягодами, составляли разные узоры. Ложки становились красивыми, вот такими (показ раскрашенной деревянной ложки).
Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие.
Эти росписи сохранились и до наших времен.
- А вот Кузя приготовил нам задание. Нужно собрать картинки и назвать роспись. Справимся?
(Игра «Разрезные картинки» - дети собирают картинки, называют роспись).
Творческая мастерская
- А хотите стать на время мастерами – ложечниками? Приглашаю вас в мастерскую украсить ложки самой известной хохломской росписью.
- Рассаживайтесь удобнее.
- Какие цвета используются для хохломской росписи? (Рассматривание картинки)
(Беседа во время творческой мастерской)
В старину русские люди носили ложку при себе, за поясом или за голенищем сапога. Без своей ложки в гости не ходили. Если же в дом приходил гость, то хозяин ложки ему не подавал, а ждал, когда тот достанет свою ложку. Ложка была редкость. Отсюда и пошла поговорка «Хороша ложка к обеду».
-Молодцы. Отличные получились ложки – яркие, нарядные.
- Как вы думаете, а как еще использовали люди ложки?
-Да, ребята, ложки - это русский народный ударный музыкальный инструмент, который является одной из визитных карточек России.
Хотите поиграть на ложках? Давайте порадуем нашего друга Кузю и гостей.
Музыкально-ритмическая игра «Наши ложки»
Ложки спят
На коленочках лежат
(Дети сидят и держат в каждой руке ложку, положив их себе на колени)
Вот проснулись, потянулись, (Поднять ложки перед собой, над головой,
опустить перед собой)
Друг на друга оглянулись.
Завтракать они пошли, (Подносить по очереди ложку ко рту)
Стали печь пирожки. (Ударять ложка о ложку, переворачивая их то вправо
то влево)
А потом пошли гулять (Ударять медленно ложками по коленям, то правой то
левой рукой)
Прыгать бегать и скакать (Ударять по коленям одновременно)
По дорожке пробежали (Ударять быстро ложками по коленям)
И нисколько не устали
На качели сели,
К небу полетели: (Стучать ложками перед собой)
Вверх- вниз (Хлопнуть над головой, затем перед собой 2 раза)
Вверх-вниз,
И за спинку спрятались? (Спрятать ложки за спину)
Надо ложки поискать,
С кем же будем мы играть?
- Ребята, что мы узнали о ложках? Какие они стали? (расписные) Как еще их использовали?
- Выберем соответствующие картинки и наклеим их на «реке времени».
- Нам пора отправляться дальше.
Тик-так, тик-так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
В Современность попадём.
- Посмотрите, как же изменилась ложка в наше время.
- Да, сегодня, так много материалов и красок, и ложка, которой мы кушаем, тоже стала очень разнообразной красивой, яркой и удобной. Дети рассматривают ложки.
Посмотрите, ребята, из какого только материала не изготавливают ложки!
Из металла – металлические
Из алюминия – алюминиевые
Из дерева – деревянные
Из пластмассы – пластмассовые
Из стекла – стеклянные
Из керамики – керамические
Из фарфора – фарфоровые.
- А что ещё можно делать с ложкой? (коллекционировать, подарить, как сувенир на память, использовать, как музыкальный инструмент).
- Деревянные расписные ложки сейчас считаются сувениром нашей страны — России, узоры рассказывают нам о жизни людей того времени и их традициях.
- Какие традиции, связанные с ложкой вам известны?
(Дети рассказывают об известных им традициях и о традициях своей семьи, связанных с ложкой)
- Издавна родившемуся малышу было принято дарить ложку из серебра, потому что ее применение способствует безболезненному росту зубов и отличному аппетиту.
- Старинная традиция дарить на новоселье ложку вместе с караваем хлеба, солью и деньгами.
. - А какой незаменимой и желанной была ложка в военные годы! Сколько интересных случаев с ней было связано! Ложка и талисманом служила, и от пули защищала, и окопы рыть помогала, о доме напоминала, развлекала!
Стихотворение Климовой Н. В.
Алюминиевая ложка как прекрасна, как проста,
Но солдату эта ложка очень - очень дорога!
С ней солдат не расстаётся
На привале и в бою.
Алюминиевая ложка помогает жить ему.
Ведь без ложки и без щей
Будет наш солдат слабей!
А ему слабеть нельзя
За плечами вся страна,
За солдатом вся Россия
И ему нужна так сила!
С автоматом наравне
Ложка служит всей стране!
- Ребята, что мы узнали о современной ложке?
- Давайте наклеим картинки современных ложек.
С давних пор люди с уважением относятся к ложке. И даже создали музеи ложки. Один такой музей находится в уральском городе Нытва.
- Хотите там побывать? Усаживайтесь поудобнее.
(Виртуальная экскурсии «Музей ложки»)
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Давайте вспомним, как изменялась наша ложка с течением времени. (Подходят к панно «река времени», рассматривают)
- А что вам запомнилось больше всего?
- Да, ложка очень древний предмет. Она бывает разная - деревянная, металлическая, пластмассовая. Ложка кормит, развлекает. Ложка – важная и незаменимая вещь для человека.
- Смотрите, неугомонный Домовёнок зовет нас в театральный центр.
Воспитатель достает театр на ложках. Предлагает поиграть в
самостоятельной деятельности.