Мария Сидорова
Познавательно — информационный проект для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Липецку — 310 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы…
это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности, молодости и зрелости.
(А. И. Куприн)
Вид проекта : познавательно - информационный
Публикация «Познавательно — информационный проект для детей старшего дошкольного возраста Тема: „Липецку — 310 лет“» размещена в разделах
Участники проекта : воспитатели Куланина А. И., Сидорова М. В., дети старшей группы «Колокольчик», родители, педагоги дополнительного образования, заместитель заведующей по УВР Лосихина С. К., музыкальный руководитель Фролова Т. Ю., Мраев Максим Викторович - основатель Благотворительного фонда «Дружная семья»
Срок осуществления проекта : февраль – июль 2013 года
Продолжительность проекта : долгосрочный 6 месяцев
Актуальность темы:
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
В 2013 году у города Липецка юбилей - ему исполняется 310 лет. Мы считаем, что знакомство детей с родным краем сформирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Воспитание любви и интереса к родному городу, развитие интеллекта, связной речи детей старшей группы, позитивного отношения к миру.
Задачи.
1. Воспитывать чувства любви и гордости к своей малой родине.
2. Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о родном городе.
3. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
4. Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта;
5. Изучить историю родного города, познакомить с улицами, достопримечательностями, а также с его жителями и их профессиями.
6. Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.
7. Развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
8. Развивать представление о национальной культуре, об образе жизни людей Липецка и Липецкой области.
Предполагаемые результаты:
• Формирование разносторонних знаний о родном городе, любви и бережного отношения к нему.
• Приобретение детьми исследовательских навыков сбора информации.
Предварительная работа
• Ознакомительная консультация с родителями о проекте.
• Посещение Липецкого музея, сбор информации посредством интернет ресурсов.
Теоретическая часть проекта :
• Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
• Составление объявления для родителей с целью привлечения к участию в проекте.
Роль родителей в реализации проекта.
Организовать сотрудничество с родителями по теме проекта : создание тематической выставки совместных рисунков «С днем рождения, любимы город!», сбор фотографий на тему «Где я был с папой и мамой в городе Липецке» для оформления фотоальбома»
Участие специалистов в реализации проекта
Привлечь музыкального работник к презентации проекта «С днем рождения, любимый город!» музыкально – тематический досуг, заместителя заведующей по УВР создание рекламного проспекта «Дети рисуют памятные места города Липецка», Мраева М. В. – организация и участие в акции «Липа – дерево дружбы» (высадка дерева на территории детского сада)
Продукт проектной деятельности : Тематическая выставка детских рисунков «С днем рождения любимый город!», создание фотоальбома «Где я был с папой и мамой в городе Липецке», создание в группе центра патриотического воспитания.
Ход работы над проектом
1-й этап: подготовительный
• «Беседа с детьми «В 2013 году – городу Липецку исполнится 300 лет»
• разработка этапов проектной деятельности;
• разработка примерных конспектов НОД и экскурсий;
• разработка сюжетно-ролевых игр “Семья”, “Школа”, “Детский сад”, “Защитники Отечества” и так далее;
• создание предметно-развивающей среды, а также центра патриотического воспитания в группе.
• подготовить выставки детских работ на тему “Мой любимый город”, «Салют над городом в честь Дня Победы», «Улицы любимого города», принять участие в городском творческом конкурсе «Дорога глазами детей»
• продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта;
2-й этап: основной
• проводятся НОД и экскурсии, на которых дети изучают историю города, знакомятся с достопримечательностью города, знакомятся с жителями города;
• проводятся туристические прогулки по городу и окрестностям детей вместе с родителями, на которых дети наблюдают красоту природы родного края;
• проводятся дидактические игры “Нарисуй пейзаж”, “Достопримечательности родного города”; сюжетно – ролевые игры “Семья”, “Школа”, “Детский сад”;
• Оборудован центр патриотического воспитания, в котором, фотографии нашего города, папки с информацией об истории родного города и его сегодняшнем дне.
• Дети участвуют в различных видах деятельности: совместно с родителями. Заняли второе место в городском конкурсе детского творчества «Дорога, глазами детей», создав композицию из пластилина района НЛМК города Липецка.
• проводятся выставки детских работ на тему “Мой любимый город”, «Салют над городом в честь Дня Победы»»
• подготовили формы работы с родителями для реализации проекта : туристические прогулки по городу, индивидуальные беседы, выставки, конкурсы, уголок для родителей.
Результаты работы
1. Проводятся НОД с детьми, на которых дети знакомятся с историей города, с архитектурой прошлого и настоящего, с символикой, с названиями улиц, а также с его жителями и их профессиями.
Темы НОД и вечерних бесед: «Мой любимый город», «Как появился наш город», «Кем работают жители нашего города», «Прошлое и настоящее родного города»
2. Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек. Туристические прогулки – самый любимый вид деятельности детей. Здесь дети знакомятся с достопримечательностями города, наблюдают за транспортом, за жителями, прослеживают красоту природы в разные времена года.
3. Данная система предполагает работу с различными видами игр: дидактической, сюжетно-ролевой, словесной. И ребятам очень интересно играть в данные игры. Например, игра – викторина “Знатоки города Липецка”, «Опиши свое любимое место в городе», «Где я нахожусь» и так далее.
4. Большую работу проводим в творческой деятельности. Организуем выставки детских работ в группе и ДОУ. Совместно с родителями организуем конкурсы, например “Моя родословная”, «Герб моей семьи» (смотри проект «семья»). Ведь в настоящее время у детей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: семья - хранительница национальных традиций, счастье семьи – это счастье и благополучие народа, государства.
Для осуществления проекта создана предметно – развивающая среда:
• Подобраны атрибуты к сюжетно ролевым играм, ведь игра – основной вид деятельности ребёнка.
• подобрана художественная литература по нравственно – патриотическому воспитанию детей (стихи, рассказы, пословицы и поговорки и так далее). Изготовлены папки «Край наш Липецкий!», «Липецк – город металлургов!», подобран материал по ознакомлению детей с природой родного края, образцы гербов городов Липецкой области.
• собраны альбомы с фотографиями папка «Активная жизнь липчан», «Где я был с папой и мамой в городе Липецке», «Исторические места Липецка и Липецкой области», создан рекламный проспект «Дети рисуют памятные места города Липецка»
• создан центр патриотического воспитания в группе.
Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями, помогает осуществить данный проект. Совместно с родителями мы пополняем атрибутами центр, готовимся к выставкам, проводим туристические прогулки по городу, экскурсии. И непосредственно для родителей готовится различная агитационная информация.
Форма презентаций
1. Выступление для педагогов ДОУ на педагогическом совете по теме: “Сотрудничество детского сада и семьи в процессе ознакомления детей с родным городом”.
2. «С днем рождения, любимый город» - музыкально – тематический досуг