Надежда Фомина
Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста «Что вы знаете о птицах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни.
Рассказать о роли человека в жизни птиц.
Задачи.
• Вызвать интерес к окружающему миру, формировать представления о птицах – об особенностях внешнего вида жизненных проявлениях, повадках и приспособлении к среде обитания.
• Умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их.
• Активизировать внимание и память детей, развивать логическое внимание: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста „Что вы знаете о птицах“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
• Воспитание гуманного отношения к птицам.
Активный словарь: бойкий, серая, ловкая, красногрудый, всеядная, белобока, смелая, зимующая, перелетная, смелая, умная.
Ход.
Организационный момент
Дети входят в группу, где представлены различные материалы о птицах : картинки, книги, поделки и т. д.
Ребята, рассмотрите внимательно все, что нас окружает.
О ком расскажут нам эти книги и картинки?
1. Да, сегодня я хочу побеседовать с вами о птицах. Посмотрите на эти картины (трясогузка, скворец, ласточка)
Каких птиц вы узнали?
Можно ли их увидеть сейчас в природе?
Почему нельзя?
Почему они улетели?
Какой корм едят эти птицы?
Где сейчас эти насекомые?
Вывод: птицы улетели в теплые края, так как с похолоданием для них не стало корма.
Предлагаю назвать одним обобщающим словом – перелетные.
Вспомним стихи и загадки
Трясогузка, трясогузка-
Полосатенькая блузка!
Поселись в моем саду
И за ставенкой резной
Свей гнездо свое весной!
Кто без нот и без свирели
Лучше всех наводит трели.
Голосистее, нежней. Кто же это? (соловей)
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка)
Прилетели скворцы-
Молодой весны гонцы,
Червяков они клюют
И поют, поют, поют!
Перелетные птицы улетели в теплые края.
2. Физкультминутка «Птички»
Птички в гнездышке сидят. И на улицу глядят. Погулять они хотят. И тихонько все летят.
3. А к нам прилетели вот эти птицы (Выставляю карты зимующих птиц)
Они прилетели к нам зимовать.
Послушайте стихи.
На сугроб ложится
Голубая тень,
Тенькают синицы:
«Синий, синий день!»
Зимой как в лесу, так и в городе часто можно увидеть синицу.
Давайте опишем синичку, какая она.
«Оперение синицы яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленой плащик, а голову украсила темной шапочкой. Синица всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев.
Все тропинки занесло,
Снег блестит, искрится.
Клювиком в мое стекло
Стукнула синица.
За окном повешу ей
Я кусочек сала.
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
Отгадайте загадку.
Твердый клюв похож на крест
Семена из шишек ест,
В оперенье рыжий цвет
Как зовут? Найди ответ.
Да, это клест. Оперенье у клестов-самцов – нарядное, ярко-вишневое, а перья самочка окрашены в желто-зеленый цвет. У клеста удивительный клюв – очень крепкий, сжатый с боков в виде креста.
Он мороза не боится.
Не страшна ему зима!
Сосны, ели дарят птице
Золотые семена.
Клесты выводят птенцов зимой. Потому, что в лесу много еловых и сосновых шишек.
С наступлением первых заморозков к нам прилетают снегири.
Розовые яблоки на березе зимней
Что это за чудо?
Розовые яблоки с ветки покатились,
В стайку красногрудых птичек превратились.
Снегирь – птица, которая встречается часто в городе зимой. Как вы думаете, почему?
Да, действительно, зимой голод вынуждает снегиря в поисках пищи приближаться к жилищу человека.
У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные с металлическим отблеском, а грудка ярко-красная. Знаете ли вы, что самочка снегиря имеет не такую яркую окраску? Она чаще всего серо-бурая.
Прилетают стайки ярких веселых птиц.
Прилетели свиристели
Заиграли на свиристелях.
Здравствуй, северная гостья!
Зимовать у нас не бойся.
Мы тебе морозным днем
Угощенье принесем.
Они очень любят ягоды рябины. Оперенье у нее нарядное, розовато – коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристелей украшают задорные серебристо - розовые хохолки. А на крыльях словно нарисованы ярко красным карандашом ровные полоски.
4. А еще есть птицы, которые живут постоянно рядом с нами, они ведут оседлый образ жизни. Это – воробей, голубь, сорока и ворона.
Послушайте стихи.
Птичьи гнезда опустели,
Оказался всех храбрей
Наш дворовый воробей.
Холодов не испугался.
С нами на зиму остался.
Воробей – маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «серый воробышек». А ведь на самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосами. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая.
Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. Они любят соседство с людьми, живя возле человека, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки под козырьком подъезда или балкона.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев.
А это кто?
Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица.
Она хорошо приспособилась жить рядом с человеком, прекрасно изучила его привычки. Ворона птица всеядная. Это крупная птица, она выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое.
Несу обед собаке в миске-
Она внимательно следит,
Бочком, бочком подходит близко,
Хватает кость и прочь летит.
И, конечно, наша сибирская птица – голубь.
Голубь птица крупная, разных расцветок, они птицы непугливые. Летают мало, больше ходят и при каждом шаге кивают головой, воркуют.
На асфальте, гру-гру-гру,
Много крошек соберу,
Для того чтоб их хватало
И подружке сизокрылой.
Птицей мира я зовусь,
И легко я приручусь.
Загадка
Всюду я летаю,
Все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу.
Может быть, меня за это
И зовут «лесной газетой»?
Да, это загадка о сороке.
Много прозвищ у сороки: сорока – белобока, сорока – стрекотуха и даже сорока- воровка.
По бокам перышки у сороки белые. Голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. И любит сорока все яркое и блестящее.
Подводим итог нашей беседы: все птицы приспособлены самостоятельно добывать корм, но зимой его мало, поэтому зимующим птицам надо помочь выжить. Их подкармливают в кормушках.
В зимний день
Среди ветвей
Стол накрыли для гостей
(кормушка)
Это доброе дело людей, любящих природу!
Дети! А почему птицы могут летать? Давайте проделаем опыт. Возьмем два листа бумаги: один ровный и гладкий, другой скомкан. Бросаю. Почему скомканный лист падает быстро, а гладкий – медленно планирует, т. к. лист легкий и широкий при падении опирается на воздух, поэтому может лететь.
Раздаю птичьи перья - маховые и пуховые, рассматриваем их, показать, что перо с полым стержнем
Чем перышки отличаются друг от друга?
Какое из них согревает птичку?
Какое перо помогает птице летать?
Перо легкое или тяжелое?
Почему оно легкое?
Вношу в игру веер, и показываю, как складывается и раскрывается. Также раскрываются и складываются перья и хвост, когда садится и взлетает птица. Когда крылья раскрыты, птичка становится широкий и большой, она и опирается на воздух.
Таким образом, птицы летают, потому что у них: широкие крылья и хвост, легкие перья с полым стержнем, жесткие маховые перья, птицы легкие, т. к. едят понемногу и часто.
Сколько всего хорошего было сказано сегодня про птиц.
А что было бы с нашей природой, если бы их не было? (деревья бы все погибли)
Да, ребятки, без них действительно было бы скучно. Их мелодичные, звонкие, веселые песни вселяют нам радость, оживляют природу.
Берегите их! Кормите их! Любите их!