Приложение МААМ

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе

Елена Скулганова
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Для того чтобы игры-экспериментирования успешно осуществлялись в младшей группе, мы постаралась создать соответствующую предметно-развивающую среду, в которой главное место отвели центру экспериментирования «Песок-Вода». Родители с удовольствием откликнулись на просьбу принять участие в пополнении необходимого оборудования: ракушки, камешки, разнообразные контейнеры, воронки, пластиковые баночки, губки, пробки. Все это позволило нам проводить всевозможные игры - эксперименты. Например, в тазике с водой лежат разные по цвету шарики, которые надо выловить ситечком и разложить по цвету; миска, из которой нужно набрать воду кружкой и налить её в бутылку, пользуясь воронкой; пипетка для переливания воды из одной ёмкости в другую и т. д. На другом столе расставлены миски с крупой – в одной спрятаны ключики, их надо найти, в другой – манка и гречка. Чтобы сварить кашу, необходимо отделить манку от гречки – просеять через сито с ручкой, а в прозрачную пластиковую бутылку с узким горлышком перебросать фасоль.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе» размещена в разделах

Предлагаем детям слепить колобков, в процессе чего они получают представления о том, что из влажного песка можно лепить.

Игра "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей.

Игра «Волшебные тени» знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень.

Игра «Разноцветные льдинки» дает представление о том, что лед - это замороженная вода.

Проводим следующие игры-экспериментирования: «Теплая-холодная», «Пена», «Ловись рыбка», «Перелей водичку», «Вылови шарик сачком», «Погладим песочек», «Забьем колышек», «Украсим горку», «Украсим полянку», и др.

В этом возрасте в экспериментировании мы ставим цель опыта, помогаем детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляем необходимые действия. Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы подуем на одуванчик?"

Учим детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей.

Выступаем, как партнеры, выясняем с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого необходимо, уточняем. Затем проверяем предложенные детьми все способы решения проблемы. Далее планируем свою деятельность : например: обернем стакан бумагой, но ее нет, тогда подкрасим воду красками. Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит. Затем совместно делаем выводы: вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной и др.

В процессе работы знакомим детей со свойствами и качествами такого материала как камень: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Из камней можно делать постройки.

Камни, песок, вода постоянно присутствуют в группе. Вместе с детьми мы изучаем их свойства, играем с ними, делаем поделки, которые впоследствии становятся украшением группы : из камней выложили и раскрасили «Цветик-семицветик», построили дорожку к домику зайчика. Здесь проявляются творческие качества, развиваются воображение и сенсорные способности. Опыт и наблюдения мы повторяем, усложняем, переносим из группы в предметную среду и наоборот. Вообще исследовательскую деятельность, стараемся включать в разные виды деятельности : в игру, непосредственно образовательную деятельность, прогулку.

Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, мы постоянно пополняем наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т. д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

В процессе работы, играя с детьми, стараемся создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы. Например, развивая сюжет ролевой игры, предлагаем слепить пирожки для угощения кукол, используя для этого сухой песок. Попытка вылепить из него пирожки первоначально заканчивается неудачей, при этом дети сами осознают, что у них не получается и почему. Неудача направляет внимание на выявление свойств песка. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Чтобы найти выход из создавшейся ситуации предлагаю детям намочить песок и попробовать еще раз слепить пирожки. Дети с радостью замечают, что на этот раз у них все получилось.

Проблемная ситуация, неуспех в деятельности, замена материала и его сенсорное обследование приводит к осознанию свойств материала (из влажного песка можно лепить, дети знакомятся со способами обследования для выявления свойств (сжать, надавить ладошкой, а также способами сделать песок пригодным для лепки.

В процесс познания включаются все органы чувств. Малыш слушает, смотрит, пробует на вкус, улавливает запахи, открывая многообразие признаков предметов. Для этого мы учим малыша способам обследования. Их формирование происходит по мере усвоения ребенком сенсорных эталонов слуховых (шкала музыкальных звуков, речевых фонем); зрительных (спектр цветов, геометрические формы); тактильных (представления о таких свойствах, как горячий - холодный, мягкий - твердый, гладкий - шершавый);обонятельных.

Малышу с помощью экспериментирования легче понять и установить связи, закономерности в окружающем мире.

Всем известно, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка). Именно поэтому, стараемся привлечь родителей к совместному решению данных вопросов. Нацеливаю родителей на то, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.

В нашем детском саду ведется экспериментальная деятельность по теме «Апробация и внедрение принципов педагогики М. Монтессори в образовательный процесс». М Монтессори в своей работе отвела большое место упражнениям с водой. Она хотела показать родителям и педагогам, какие удивительные превращения происходят с детьми, когда они играют с водой, знакомятся с ее свойствами. Упражнения с водой М. Монтессори мы включаем во все виды деятельности. В развивающую среду группы в соответствии с темой эксперимента мы включаем и дидактические материалы М. Монтессори. Мы проводим следующие упражнения «Как переливают воду из одного сосуда в другой», «Переливание из чайника в чашку», «Переливание воды через три воронки», «Тихая вода в центре круга», «Звенящая вода», «Вода принимает форму» и др.

Таким образом, можно сказать, что специально организованное исследование – это возможность для грандиозных открытий детей, неиссякаемый источник получения новой информации и положительных эмоций. Осуществление всей этой работы способствовало созданию фундамента умений и навыков детей в области познания окружающего, развития познавательных способностей, активности.

Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности деятельности.

Младшая группа.

Неживая природа.

№ Объект Название опыта Цель опытно-исследовательской деятельности Материал и оборудование

1. Вода Узнаем, какая вода. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества. Три емкости: пустая, с чистой водой, окрашенная вода с добавлением ароматизатора; пустые стаканчики.

2. Вода Изготовление цветных льдинок. Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска.

Стаканчики, формочки, краска, ниточки.

3. Снег Снеговичок. Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды.

Снеговик, вылепленный из снега, емкость.

4. Воздух Что в пакете? Дать детям первоначальные представления о воздухе, его свойствах: невидим, без запаха, не имеет формы.

Полиэтиленовые пакеты, баночки с крышкой.

5. Воздух Игры по обнаружению воздуха. Обнаружение воздуха в окружающем пространстве.

Познакомить детей с тем, человек дышит.

Трубочки для коктейля, воздушные шары, ленточки.

6. Песок, глина.

Мы – волшебники.

свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств при взаимодействии с водой. Прозрачные емкости с песком и глиной, емкость с водой.

Физические явления.

№ Объект Название опыта Цель опытно-исследовательской деятельности Материал и оборудование

1. Цвет Волшебная кисточка. Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух основных. Краски, палитра, кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, листы с тремя, нарисованными

2. Звук Угадай, чей голосок? Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой.

3. Теплота Горячо – холодно. Научить определять температурные качества веществ и предметов. Емкости с водой разной температуры, ванночка.

Человек.

№ Объект Название опыта Цель опытно-исследовательской деятельности Материал и оборудование

1. Органы чувств Наши помощники. Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств. Коробочки с дырочками, лимон, бубен, яблоко, сахар,

Рукотворный мир.

№ Объект Название опыта Цель опытно-исследовательской деятельности Материал и оборудование

1. Бумага Бумага, ее качества и свойства. Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется). Бумага, ножницы, емкость с водой.

2. Древесина Древесина, ее качества и свойства. Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности) и свойства (режется, не бьется, не тонет в воде). Деревянные предметы, емкости с водой.

3. Ткань Ткань, ее качества и свойства. Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества и свойства. Образцы хлопчатобумажной ткани, ножницы, емкость с водой.

Публикации по теме:

Оформление детского сада. Развивающая среда в моей группеОформление детского сада. Развивающая среда в моей группе Создавая развивающую среду в своей группе я воспользовалась своим творческим опытом, знаниями и умениями, и возможностями. Чтобы детям было.

Экологические уголки в группе.Экологические уголки в группе. В течение многих лет я работаю по теме "Экологическое воспитание дошкольников", стараюсь создать в группе соответствующую эколого-развивающую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе
Опубликовано: 20 ноября 2014 в 14:00
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Скулганова (УИ 261379) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД