Любовь Елфимова
Познавательно-исследовательский проект «Почемучки»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский
проект «Почемучки»
Срок проекта : долгосрочный
Тип, вид проекта : познавательно-исследовательский
Место проведения: МКДОУ «Травянский детский сад»
Участники проекта : воспитанники средней разновозрастной группы.
Цель: развитие познавательного интереса детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
• Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Почемучки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
• Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов; - развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
• Воспитывать гуманно-ценностного отношения к природе;
• Создавать необходимые условия для развития познавательно-исследовательской деятельности детей;
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
• Привлекать родителей к совместной деятельности.
Актуальность проекта
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В среднем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно - исследовательская деятельность это форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов, которая способствует формированию целостной картины мира.
Основные методы и формы работы по реализации проекта :
1. Формы образовательной работы с детьми:
• опыты, эксперименты
• экспериментирование на прогулке
• индивидуальная работа с детьми
• самостоятельная экспериментальная деятельность
• дидактические игры
• подвижные игры
• труд в природе и в уголке природы
• чтение художественной литературы, беседы
• просмотр презентаций, мультфильмов.
• анализ
2. Формы работы с родителями:
• Мастер класс
• Консультация, беседы
• Буклеты, памятки
Предметно-развивающая среда.
Необходимые материалы:
• Приборы-помощники: лупы, компас, магниты, микроскопы, зеркала, термометры, бинокли, весы, песочные часы.
• Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).
• Природный материал: желуди, шишки, камешки, глина, песок, ракушки, перья, мох, листья, семена, спилы дерева и т. д.
• Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;
• Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;
• Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
• Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный (организационно -диагностический)
Анализ научной и методической литературы. Педагогическая диагностика на начало проекта. Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.
2 этап – основной (практический)
Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей,
3 этап – заключительный
Педагогическая диагностика на конец проекта,
Ожидаемый результат реализации проекта :
• Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
• Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
• Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
• Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
• В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Перспективы:
• Внедрить в работу ДОУ данный проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста;
• Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
• Пополнять предметно – развивающую среду;
• Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.
Месяц Вид деятельности Тема Цель
сентябрь Беседа - рассказ Экскурсия в центр экспериментирования Повышение интереса к исследовательской
деятельности.
Беседа «Воздух невидимка» Расширять знания о воздухе.
Подвижная игра «Поймай воздух» Закреплять знания о воздухе в процессе игр
Беседа «Органы дыхания» Расширить знания у дошкольников об органах
дыхания человека.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Презентация «Воды земного шара» Познакомить детей, что большую часть земного
шара
занимает вода.
Опыт «Куда делась вода» Выявить процесс испарения воды.
Опыт «Помощница вода» Использовать знания о повышении уровня воды
для решения познавательной задачи.
Познавательный мультфильм
Развлечение «Фиксики» (магнит)
«Волшебница вода в гостях у детворы» Познакомить с происхождением магнита.
Обогатить знания детей о воде
Игра Солнечный зайчик познакомить с естественным источником света
– солнцем.
Экспериментирование Пейте куклы вкусный сок выявить свойство воды и красок, способность
красок растворятся в воде и изменять её цвет.
Экспериментирование Рисовальнички вызвать желание рисовать на мокром листе,
выяснить что краски смешиваются, а не
имеют чёткой границы, получаются новые цвета.
Чтение сказки и экспериментирование Сказка о том, как радуга в воде купалась познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.
Опыт Тает льдинка познакомить с тем, что замерзает на холоде
и тает в тепле.
Экспериментирование
Мыльные пузырьки вызвать желание пускать мыльные пузыри,
познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.
февраль Опыт «Фильтрование воды» Познакомить с процессами очистки воды разными
способами.
Опыт «Крепкий спичечный коробок»
Определить упругость воздуха.
Беседа
Фото-выставка Юные исследователи
Март
Беседа «В мире цветов» Расширять знания о цветах
Труд в уголке природы «Пересадка цветов» Овладение навыками пересадки комнатных растений.
Опыт «Вершки корешки» Выяснить, что раньше появляется из семени.
Чтение х/л «Цветок огонек» Закреплять знания детей о цветах в процессе
чтения х/л.
Опыт «Куда тянуться корни» Установить связь видоизменений частей
растения с факторами внешней среды
Наблюдение «Вода испаряется с помощью ветра» Доказать что ветер быстрее испаряет влагу.
Труд на участке «Животворное свойство воды» Выделить факторы внешней среды,
необходимые для роста и развития растений.
Д/игра «Что где растет» Уточнить и закрепить знания детей о
принадлежности объекта.
Экскурсия «Территория детского сада» Расширять представление детей о многообразии
растительности и его обитателях в процессе
Презентация «Лес защитник и лекарь» Выявить защитную роль леса в лесостепной
климатической зоне.
«Свойства песка и глины» Физкультурного досуга с детьми среднего возраста «В гостях у Водяного»
Формировать знания детей о свойствах песка и глины.
Перспективный план работы с родителями
Форма работы Тема
Беседа дома с детьми: «Кто такие учёные», «Что такое эксперимент?»
Консультация: «Организация детского экспериментирования в
домашних условиях»
Ручной труд:
Беседа: Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных
материалов.
«Как организовать игры с водой».
Памятка:
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания
интереса детей к познавательному экспериментированию?»
Консультация: «Играя, познаем».
Привлекать родителей к пополнению коллекции: «Разные ткани»
«Бумажная страна»
Мастер – класс: «Интересные опыты с детьми»
Диагностика исследовательской активности детей среднего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л. Н. Прохоровой, Т. И. Бабаевой, О. В. Киреевой).
1. Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности;
2. Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми;
3. Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде;
4. Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде;
5. Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы;
6. Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения, умеет ли соотносить результат с целью.
Критерии, уровни усвоения программы:
Высокий уровень (3 балла) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Средний уровень (2 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Ниже среднего (1 балл) - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
Список литературных источников:
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М. : Мозаика-синтез, 2015.
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. СПб. : Детство-пресс, 2012.
Куликова И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. М. : Педагогическое общество России, 2005.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : Сфера, 2001.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, - 2003. – С. 64.
Бабаева, Т. И., Михайлова З. А. Развитие познавательноисследовательских умений у старших дошкольников / Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. - СПб. : Детство-Пресс, - 2012.
Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Методические рекомендации /Л. Н. Прохоровой, Т. И. Бабаевой, О. В. Киреевой – СПб. :Детство-Пресс, -2013.
Нищева, Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / Н. В. Нищева – СПб. : Детство-Пресс, - 2013.
Диагностика исследовательской активности детей среднего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л. Н. Прохоровой, Т. И. Бабаевой, О. В. Киреевой).
Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности;
Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми;
Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде;
Выявить знания детей о плавучести предметов
Выявить умение детей анализировать объект или явление
Выявить способность ребенка принимать цель деятельности,
Кузьмина В
Никитина А
Никитин С
Босов Дима
Босос Данил
Боровкова В
Тарасова С
Морозова М
Мещеряков Е
Макишева А
Дементьев В
Волосникова Л
Чемезов Р
Чемезов М
Хлобыстова В
Вусик С
Ерыкалов А
Комар С
Александров Д