Лилия Садыкова
Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, происходящие в настоящее время в системе дошкольного об-разования, направлены на обеспечение прав каждого ребенка на получение об-щедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Кроме этого, современная образовательная политика ориентирована на исполнение федеральных государственных образовательных стандартов, тре-бующих построения образовательного процесса на основе взаимодействия пе-дагога с воспитанниками и их семьями, учитывающего интересы, потребности и возможности каждого ребенка и его семьи.
Публикация «Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
В связи с этим перед педагогами встают новые задачи, такие как: обеспе-чение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение со-держания образования с учетом запросов и интересов всех участников педаго-гического сообщества, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования.
Направления ФГОС ДО позволяют рассматривать процесс дошкольного образования не только как средство развития и воспитания ребенка, но также как условие повышения уровня знаний родителей в области воспитания и раз-вития ребенка.
В связи с вступлением с 01 января 2015 года Стандарта педагога, более высокие требования предъявляются и к специалистам, организующим образо-вательный процесс. В настоящее время педагогу приходится работать с совер-шенно иными детьми, которые владеют современными технологиями иногда даже лучше, чем взрослые. Воспитатель должен владеть различными компе-тенциями, в том числе информационно-коммуникационными технологиями, компьютерными программами, быть гибким и эрудированным в работе и с ода-ренными детьми, и с детьми с особыми образовательными потребностями, и с детьми, имеющими различные познавательные интересы. Соответственно, не-обходим и другой подход к образовательному процессу.
Наиболее актуальной обозначилась проблема оптимизации психолого-педагогических условий, направленных на индивидуальное познавательно-речевое развитие каждого ребенка.
Актуальность данной проблемы определяется тем, что приоритетом раз-вития ребенка раннего возраста является познание окружающего мира, которое строится на основе образов восприятия. Восприятие предметов и явлений ста-новится предпосылкой развития таких психических процессов как внимание, память, речь, мышление и воображение. Полноценное развитие любого ребенка невозможно без развития речи. Исходя из обозначенной проблемы, опыта рабо-ты, теоретического обоснования о том, что возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, определены цель и задачи.
Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для позна-вательно-речевого развития детей раннего возраста на основе интеграции тра-диционных и современных технологий формирования речи.
Задачи:
- изучить, проанализировать и внедрить эффективные технологии, формы, методы и приемы работы, направленные на стимулирование речевого разви-тия детей раннего возраста;
- обеспечить дидактическое сопровождение образовательного процесса, спо-собствующего познавательно-речевому развитию воспитанников;
- повысить собственные профессиональные компетентности, в том числе в области речевого развития дошкольников;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение педа-гогических знаний родителей в вопросах развития и образования детей ран-него возраста, охраны и укрепления здоровья детей.
Результаты речевого развития детей.
Для определения уровня речевого развития детей пользовалась крите-риями, определенными программой воспитания и развития детей раннего возраста «Кроха» авторов Г. Г. Григорьевой, Н. П. Кочетовой, Д. В. Сергеевой, с учетом которой разработана образовательная программа дошкольного обра-зования.
Анализ результатов показал положительную динамику развития речи у 100 % детей, изменилась качественная составляющая образовательной дея-тельности: в 2012-2013 учебном году высокий и средний уровень показали 88 % детей, в 2013-2014 году данный показатель изменился до 96 % (Рис. 2).
Кроме того, увеличилось количество детей :
имеющих высокий уровень в овладении средствами общения и способами взаимодействия с окружающими (с 54 % до 80 %);
проявляющих любознательность и активность (57% до 85%);
умеющих управлять своим поведением, соблюдать общепринятые нормы и правила поведения (с 52% до 83%);
владеющих умениями и навыками в игровой деятельности и самообслужи-вании (56% до 92%).
Отмечая положительную динамику в развитии каждого малыша, вместе с тем возникла необходимость дальнейшего формирования у детей способно-стей к самостоятельной речи и правильного звукопроизношения, использова-ния речи как средства общения с другими детьми и взрослыми, развития памя-ти и совершенствования мелкой моторики.
1.2. Анализ внешних условий
протекания педагогического процесса.
Для успешной реализации целей и задач были определены приоритетные направления деятельности, которые легли в основу анализа внешних условий протекания педагогического процесса. Это:
- обеспечение сохранения и укрепления здоровья дошкольников;
- изменение содержания, форм и методов организации образовательного про-цесса, использование в образовательном процессе современных образова-тельных технологий развития детей раннего возраста, в том числе современ-ных технологий познавательного и речевого развития;
- совершенствование развивающей предметно-пространственной среды;
- установление партнерских отношений с семьями воспитанников, обеспечи-вающих качественное сопровождение ребёнка в образовательном процессе.
Изменение содержания, форм и методов организации образовательно-го процесса
Организация образовательного процесса осуществлялась в соответствии с образовательной программой детского сада, разработанной с учетом комплекс-ной программы «Кроха», авт. Григорьева Г., Кочетова Н., Сергеева Д.
Наряду с традиционными методами и приемами развития речи у детей раннего возраста :
- рассматривание и обыгрывание игрушек с называнием предметов и дейст-вий с ним;
- чтение стихов соответствующих возрасту в сопровождении иллюстраций или игрушек;
- использование малых фольклорных форм в режимных моментах;
большое внимание уделяла:
- пению песенок, соответствующих времени года, определенной теме, пред-метам ежедневно находящимся в поле зрения ребенка, которые позволяют увидеть предметы, явления с новой стороны;
- ежедневным, систематическим пальчиковым играм, имеющим ритмическую стихотворную форму, позволяющую расширить пассивный словарь и знания об окружающем (о семье, о видах мебели, количественный и порядковый счет и др.);
- обыгрыванию диалогов между игрушками, имитированию в сопровождении с текстом действий предметов;
- использованию игр, направленных на совершенствование мимических мышц лица, пропеванию артикуляционных песенок, позволяющих правиль-но производить выдох и произносить гласные звуки;
- проговариванию чистоговорок, понятных детям и позволяющим различать свистящие и шипящие звуки;
- использованию стихотворных форм при организации подвижных и хоро-водных игр, имитации движений зверей, деревьев, в режимных моментах.
Так как развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики, то ежедневно предлагала детям игры с мелкой и крупной мозайкой, шнуровками и застёжками, прищепками, с разными видами конструкторов.
Для снятия эмоционального и двигательного напряжения использовала иг-ры-забавы с мыльными пузырями, заводными игрушками, водяными брызгами, подвижные игры-задания. Искренне выражала радость от общения с детьми, способствовала формированию доверительных отношений с ними.
Эта деятельность позволила развить у детей мелкую моторику, обучить целенаправленным действиям, научиться различать основные цвета, фору, размеры предметов и стимулировала речевое развитие каждого ребенка.