МААМ-картинки

Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста

Лилия Садыкова
Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста

ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происходящие в настоящее время в системе дошкольного об-разования, направлены на обеспечение прав каждого ребенка на получение об-щедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Кроме этого, современная образовательная политика ориентирована на исполнение федеральных государственных образовательных стандартов, тре-бующих построения образовательного процесса на основе взаимодействия пе-дагога с воспитанниками и их семьями, учитывающего интересы, потребности и возможности каждого ребенка и его семьи.

Публикация «Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста» размещена в разделах

В связи с этим перед педагогами встают новые задачи, такие как: обеспе-чение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение со-держания образования с учетом запросов и интересов всех участников педаго-гического сообщества, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования.

Направления ФГОС ДО позволяют рассматривать процесс дошкольного образования не только как средство развития и воспитания ребенка, но также как условие повышения уровня знаний родителей в области воспитания и раз-вития ребенка.

В связи с вступлением с 01 января 2015 года Стандарта педагога, более высокие требования предъявляются и к специалистам, организующим образо-вательный процесс. В настоящее время педагогу приходится работать с совер-шенно иными детьми, которые владеют современными технологиями иногда даже лучше, чем взрослые. Воспитатель должен владеть различными компе-тенциями, в том числе информационно-коммуникационными технологиями, компьютерными программами, быть гибким и эрудированным в работе и с ода-ренными детьми, и с детьми с особыми образовательными потребностями, и с детьми, имеющими различные познавательные интересы. Соответственно, не-обходим и другой подход к образовательному процессу.

Наиболее актуальной обозначилась проблема оптимизации психолого-педагогических условий, направленных на индивидуальное познавательно-речевое развитие каждого ребенка.

Актуальность данной проблемы определяется тем, что приоритетом раз-вития ребенка раннего возраста является познание окружающего мира, которое строится на основе образов восприятия. Восприятие предметов и явлений ста-новится предпосылкой развития таких психических процессов как внимание, память, речь, мышление и воображение. Полноценное развитие любого ребенка невозможно без развития речи. Исходя из обозначенной проблемы, опыта рабо-ты, теоретического обоснования о том, что возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, определены цель и задачи.

Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для позна-вательно-речевого развития детей раннего возраста на основе интеграции тра-диционных и современных технологий формирования речи.

Задачи:

- изучить, проанализировать и внедрить эффективные технологии, формы, методы и приемы работы, направленные на стимулирование речевого разви-тия детей раннего возраста;

- обеспечить дидактическое сопровождение образовательного процесса, спо-собствующего познавательно-речевому развитию воспитанников;

- повысить собственные профессиональные компетентности, в том числе в области речевого развития дошкольников;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение педа-гогических знаний родителей в вопросах развития и образования детей ран-него возраста, охраны и укрепления здоровья детей.

Результаты речевого развития детей.

Для определения уровня речевого развития детей пользовалась крите-риями, определенными программой воспитания и развития детей раннего возраста «Кроха» авторов Г. Г. Григорьевой, Н. П. Кочетовой, Д. В. Сергеевой, с учетом которой разработана образовательная программа дошкольного обра-зования.

Анализ результатов показал положительную динамику развития речи у 100 % детей, изменилась качественная составляющая образовательной дея-тельности: в 2012-2013 учебном году высокий и средний уровень показали 88 % детей, в 2013-2014 году данный показатель изменился до 96 % (Рис. 2).

Кроме того, увеличилось количество детей :

имеющих высокий уровень в овладении средствами общения и способами взаимодействия с окружающими (с 54 % до 80 %);

проявляющих любознательность и активность (57% до 85%);

умеющих управлять своим поведением, соблюдать общепринятые нормы и правила поведения (с 52% до 83%);

владеющих умениями и навыками в игровой деятельности и самообслужи-вании (56% до 92%).

Отмечая положительную динамику в развитии каждого малыша, вместе с тем возникла необходимость дальнейшего формирования у детей способно-стей к самостоятельной речи и правильного звукопроизношения, использова-ния речи как средства общения с другими детьми и взрослыми, развития памя-ти и совершенствования мелкой моторики.

1.2. Анализ внешних условий

протекания педагогического процесса.

Для успешной реализации целей и задач были определены приоритетные направления деятельности, которые легли в основу анализа внешних условий протекания педагогического процесса. Это:

- обеспечение сохранения и укрепления здоровья дошкольников;

- изменение содержания, форм и методов организации образовательного про-цесса, использование в образовательном процессе современных образова-тельных технологий развития детей раннего возраста, в том числе современ-ных технологий познавательного и речевого развития;

- совершенствование развивающей предметно-пространственной среды;

- установление партнерских отношений с семьями воспитанников, обеспечи-вающих качественное сопровождение ребёнка в образовательном процессе.

Изменение содержания, форм и методов организации образовательно-го процесса

Организация образовательного процесса осуществлялась в соответствии с образовательной программой детского сада, разработанной с учетом комплекс-ной программы «Кроха», авт. Григорьева Г., Кочетова Н., Сергеева Д.

Наряду с традиционными методами и приемами развития речи у детей раннего возраста :

- рассматривание и обыгрывание игрушек с называнием предметов и дейст-вий с ним;

- чтение стихов соответствующих возрасту в сопровождении иллюстраций или игрушек;

- использование малых фольклорных форм в режимных моментах;

большое внимание уделяла:

- пению песенок, соответствующих времени года, определенной теме, пред-метам ежедневно находящимся в поле зрения ребенка, которые позволяют увидеть предметы, явления с новой стороны;

- ежедневным, систематическим пальчиковым играм, имеющим ритмическую стихотворную форму, позволяющую расширить пассивный словарь и знания об окружающем (о семье, о видах мебели, количественный и порядковый счет и др.);

- обыгрыванию диалогов между игрушками, имитированию в сопровождении с текстом действий предметов;

- использованию игр, направленных на совершенствование мимических мышц лица, пропеванию артикуляционных песенок, позволяющих правиль-но производить выдох и произносить гласные звуки;

- проговариванию чистоговорок, понятных детям и позволяющим различать свистящие и шипящие звуки;

- использованию стихотворных форм при организации подвижных и хоро-водных игр, имитации движений зверей, деревьев, в режимных моментах.

Так как развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики, то ежедневно предлагала детям игры с мелкой и крупной мозайкой, шнуровками и застёжками, прищепками, с разными видами конструкторов.

Для снятия эмоционального и двигательного напряжения использовала иг-ры-забавы с мыльными пузырями, заводными игрушками, водяными брызгами, подвижные игры-задания. Искренне выражала радость от общения с детьми, способствовала формированию доверительных отношений с ними.

Эта деятельность позволила развить у детей мелкую моторику, обучить целенаправленным действиям, научиться различать основные цвета, фору, размеры предметов и стимулировала речевое развитие каждого ребенка.

Публикации по теме:

Герб нашего детского сада Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2». "Грибок в песочнице". Грибок. -Символизирует основной.

Инновационная разработка по работе с родителями «Дети и их родители» Система дошкольного образования, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста
Опубликовано: 20 января 2015 в 20:25
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД