Наталья Панарина
Познавательно-речевое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-речевое развитие дошкольников
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Публикация «Познавательно-речевое развитие дошкольников» размещена в разделах
Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире и регулируют его деятельность. Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.
Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Познавательная деятельность - это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.
Задачи воспитания:
• Обогощать познавательную сферу детей
информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
• Обогощать эмоционально-чувственную
сферу детей в процессе непосредственного
общения с предметами, явлениями, людьми.
• Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
• Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
• Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.
Вся работа строится на следующих принципах:
• принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.
• принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
• принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.
• принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
• принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.
Приемы и технологии, используемые в ДОУ при формировании познавательно-речевой деятельности детей :
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов и т. д.
• Практические – упражнения, игры, эксперименты и опты, моделирование, проектная деятельность.
Модель развития связной речи дошкольника.
Познавательно – исследовательская деятельность многогранна: здесь и занятия, целевые прогулки, экскурсии, совместная (беседы, наблюдения, дидактические игры) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке).
Развитию речи особая роль отводится на занятиях разного вида: грамоты, где ребенок экспериментируют со словами; конструированию из разных материалов; математике с упражнениями в счете, ориентировке на листе бумаги и в пространстве, знакомстве с геометрическими фигурами и размером предметов, составлением и решением задач; ознакомлению с природой и познанием окружающего мира. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенок учится составлять фразу, пользоваться распространенными предложениями, устанавливать связи между словами, высказывать свои мысли (“У Миши было два красных флажка, а синих на один меньше. Сколько синих флажков было у Миши?”).
Важнейшую роль в познании имеют тематические занятия. Они углубляют представления детей о предмете, событии, явлении, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, делать выводы, высказывать общее мнение. Рассказы детей могут быть в форме “телефонного разговора”, “детского журнала”, “радиопередачи”, “телепередачи”, из личного опыта и т. п. Но не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание необходимо сочетать с коллективным (прием моделирования, когда один ребенок начинает рассказ, другой продолжает, третий заканчивает. Этот прием помогает неуверенным детям участвовать в обсуждении, т. к. они рассказывают свою часть текста, чувствуя поддержку сверстников, в тоже время заставляет всех детей следить за речью выступающих. В ходе таких рассказов уточняются представления детей о природе, явлениях, предметах и т. д.
Доступные и интересные дошкольникам типы исследований :
Опыты (экспериментирование).
Коллекционирование (классификационная работа).
Путешествие по глобусу и карте.
Путешествие "Назад в прошлое"
Первые два типа присутствуют в свободной деятельности старшего дошкольника. Наблюдая за деятельностью детей, мы видим, с каким азартом ребёнок разбирает механические устройства. Чтобы посмотреть, как они устроены, или манипулирует различными предметами с целью вызвать какой-либо эффект. Ребёнок может также увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой предметов (камней, фантиков, марок, вкладышей и т. д.).
Инициаторами исследования-путешествия являются взрослые, но принимаются ребёнком, поскольку воображаемый план сходен с сюжетно-ролевой игрой.
Для опытов и классификационной работы следует обратиться к событиям, которые реально происходят в природе, в социальной жизни, или специально смоделированном пространстве (например, внесении магнита, коллекции минералов и другое).
Результатом таких экспериментов становится формирование каких-либо причинно-следственных связей. В результате усвоения причинно-следственных связей обогащался словарный запас детей, улучшался грамматический строй речи (образование множественного числа существительных, образование прилагательных от существительных). Развитие получил такой вид связной речи, как описательный рассказ.
Для типа исследования "путешествие по глобусу и карте" в качестве материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат наглядно-графическими заместителями целостного "пространства мира". Начиная воображаемое путешествие с детьми, обсуждаем и выбираем пункт назначения (отправляться ли на этот раз на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита т. п., намечаем маршрут, подходящий для путешествия вид транспорта, выбираем возможные пути на глобусе, "прокладываем" его цветным маркером по карте, высказываем предположения о том, что может встретиться в пути.
Исследовательская деятельность, может быть "обрамлена" другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания:
• Исследовательская деятельность - затем сюжетно-ролевая игра.
• Чтение небольшого художественного произведения (по конкретной теме) - затем собственно исследовательская деятельность.
• Исследовательская деятельность - затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.
Процесс обучения речи и мыслительное развитие составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют описываемые предметы. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями ( Пример: песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что – либо сделать, а из мокрого можно лепить).
Познавательное развитие ребенка, развитие его мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Воспитатели, не только расширяют словарь ребенка, но и дают углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность (золотые руки, золотая голова, золотая осень, золотые браслеты, синонимами – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; словообразованием – снег – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход; антонимами – холодно – тепло, длинный – короткий.
Критерием успешности ребёнка является комплекс показателей исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста. Ребенок:
• Проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за
пределами конкретной ситуации, задает вопросы: "зачем?", "почему?", "как?";
• Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждения ("потому что. ");
• Проявляет интерес к символическим "языкам" : пытается самостоятельно «читать" схемы, карты, чертежи и делать
что-то по ним (лепить, конструировать);
• Стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных
материалов, вещей (коллекции);
• Самостоятельно составляет схемы, карты, пиктограммы;
Речь часто определяется как озвученная мысль или форма существования ребенка. По содержанию речи, ее грамотности мы судим об интеллектуальном уровне дошкольника, определяя его готовность к школе, т. е., перефразируя пословицу, можно сказать “Встречают по одежке, а провожают по уму, о котором судят по речи человека”.