Познавательно-речевой проект «Здравствуй, зимушка-зима, снова в гости к нам пришла»

Кияченко Лариса
Познавательно-речевой проект «Здравствуй, зимушка-зима, снова в гости к нам пришла»

Цель проекта:

Развивать речь и познавательные способности детей средствами совместного творческого взаимодействия.

Расширять представления детей о зиме, как времени года.

Задачи:

1. Обогащение и систематизация знаний детей по теме «Зима».

2. Активизация и обогащение словарного запаса дошкольников.

3. Развитие мышления и творческого воображения в процессе проектной деятельности детей.

4. Формирование лексико-грамматических категорий.

5. Развитие связной речи.

6. Развитие восприятия, художественно-творческих способностей, эстетических чувств.

Актуальность проекта:

Дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление о живой и неживой природе зимой, не владеют обобщающими понятиями, не умеют описывать объекты животного и растительного мира, так как не обладают достаточным словарным запасом слов и развитой связной речью.

Существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остается у детей в памяти, так как задействованы все виды восприятия.

Творя своими руками объекты зимней природы, дети понимают красоту зимы и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения.

В условиях образовательного процесса в ДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействие и бережное отношение к живой и неживой природе.

Приобщаем к совместной деятельности детей и родителей в саду и дома.

Ожидаемые результаты:

Знают и называют:

- зимние месяцы, приметы и явления;

- пословицы, поговорки о зиме;

- стихи, рассказы, сказки о зиме;

- зимующих птиц, животных Севера.

Расширились представления о зиме, как времени года.

Обогатился и активизировался словарь по теме проекта.

Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.

Обеспечение:

Подбор иллюстраций и картин

Детская литература

Настольно-печатные игры

Продукт проекта:

Составление текста сказки о зиме, с иллюстрацией, создание презентации.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный

- Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.

- Подбор материалов для реализации проекта.

- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

- Изготовление наглядных пособий.

- Беседы с родителями.

2 этап. Основной (практический).

- Накопление знаний и их систематизация по теме проекта

- Обогащение и активизация словаря по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», «Деревья зимой», «Зимние забавы»

- Самостоятельное составление рассказа детьми о зиме.

3 этап. Заключительный.

- Составление сказки о зиме.

-Рисование иллюстраций к тексту.

-Создание презентации по сказке.

Реализация проекта:

Подборка иллюстраций о зиме, рассматривание и обсуждение их.

Рассматривание сюжетных картин «Первый снег», «Иней», «Зимующие птицы в парке», «Зимние забавы», «В зимнем лесу», «На катке».

Составление детских рассказов по темам: «Здравствуй, зимушка-зима, «Кормушка», «Зимние забавы», «Зимний лес».

Составление описаний зимующих птиц, диких животных, деревьев по индивидуальным картинкам.

Беседы о зиме, о зимующих птицах, о диких животных зимой, о зимних развлечениях.

Развитие кругозора и познавательно-исследовательскойдеятельности в природе:

- Наблюдения за сезонными изменениями природы во время прогулок (за солнцем, небом, ветром, снегом, льдом, настом, снежинками, сосульками, снегопадом, метелью, деревьями, птицами и т. д.)

Цель: Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природе. Учить выделять изменения в природе.

- Наблюдения за красотой зимнего леса.

Цель: Закрепить названия деревьев, отметить, какие изменения произошли с деревьями.

Развивать мышление, речь.

- Наблюдения за зимующими птицами.

Цель: Расширить представления о птицах, об изменении жизни птиц зимой, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах.

Коррекционно-развивающая (логопедическая)работа:

1. Развитие мышц артикуляционного аппарата. (Упражнения для губ, щек и языка).

Цель: Развивать моторную функцию органов артикуляции.

2. Развитие речевого дыхания. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. (Дыхательные упражнения).

Цель: Формирование навыков правильного речевого дыхания.

3. Развитие мелкой моторики, графических навыков. (Пальчиковые игры, штриховка, обводка).

Цель: Развивать мышцы пальцев рук, графические навыки.

4. Развитие лексики. (Речевые игры).

Цель: Обогащать и активизировать словарный запас детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами.

5. Развитие грамматического строя речи. (Речевые игры).

Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний, согласования существительных с числительными, правильного употребления предлогов.

6. Развитие связной речи.

Цель: Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление рассказов.

7. Логоритмические упражнения. Физминутки.

Цель: Развивать координацию движений с речью.

8. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Цель: Обобщение и расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции, ловкости.

Речевые игры:

- «4-й лишний» (дождь, град, снег, зима; лыжи, зима, санки, коньки; снегирь, синица, кормушка, голубь).

Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление).

- «Узнай по описанию» (Эта птичка маленькая, у нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски, целый день чирикает и прыгает).

Цель: Закреплять умение узнавать объект по описанию, развивать мышление, память.

- «Подбери признак» (зима, какая? – холодная, морозная, снежная, долгая, пушистая).

Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.

- «Подбери родственные слова» (зима – зимний, зимушка, зимовать, зимующие, зимовье).

Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.

- «Скажи иначе» (дятел - трудолюбивый, работящий, старательный, неутомимый).

Цель: Учить подбирать синонимы к признакам и действиям объекта.

- «Скажи наоборот» (короткие уши – длинные уши, медленно ходит – быстро бегает).

Цель: Упражнять в употреблении антонимов.

- «Чей хвост, чья лапа, чье ухо?» (у медведя хвост – медвежий, у лисы – лисий, у зайца уши - заячьи).

Цель: Учить образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные.

- «Счет 1 – 10» (серебристая ель, заячий след, зимующая птица).

Цель: Учить согласовывать существительные и прилагательные с числительными.

- «Расскажи о зимующей птице», «О зимнем дереве», «О диком животном зимой».

Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы.

- «Один - много» (сорока – сорок, дятел – дятлов, ель – елей, снежинка – снежинок).

Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.

Дидактические игры:

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

- «Четвертый лишний» - (зимние приметы, зимующие птицы, зимние виды спорта).

- «Когда это бывает?»

- «Зоологическое лото»

- «Как звери к зиме готовятся?»

- «Кто как зимует

- «Узнай по описанию»

- «Чей голос?»

- Домино «Птицы»

- «Телефон» («Назови родственные слова» - снег, лед, мороз, зима)

- «Волшебная цепочка» (распространение предложений).

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Здравствуй зимушка-зима»Фотоотчёт «Здравствуй зимушка-зима» В нашем детском саду уже стало традицией оформлять группы по временам года. Это приносит детям много радости, особенно если они принимают.

Фотоотчет «Здравствуй зимушка, зима!»Фотоотчет «Здравствуй зимушка, зима!» Вот и наступил первый месяц зимы. Но у нас на Урале до сих пор нет снега, и это немного грустно. Ведь как хочется походить по снежку, послушать.

«Здравствуй, Зимушка-Зима». Лэпбук«Здравствуй, Зимушка-Зима». Лэпбук Я и моя коллега Татьяна Сергеевна Хазова разработали такое интересное и полезное пособие для наших малышей. Лэпбук «Здравствуй, Зимушка-зима».

НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Зимушка-зима в гости к нам пришла» .

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Познавательно-речевой проект «Здравствуй, зимушка-зима, снова в гости к нам пришла»
Опубликовано: 25 ноября 2020 в 18:01
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Стенгазета «15 января — день зимующих птиц России»
Мой предыдущий рассказ был о том, как мы с детьми готовили угощение для птиц в честь их «праздника». Но это было не единственное мероприятие в рамках...
Консультация для родителей «Одеваем ребёнка на прогулку»
Консультация для родителей «Одеваем ребёнка на прогулку» Прогулки в детском саду по режиму должны быть ежедневные. Они положительно сказываются на...
Фотоотчет о проведении акции «Сохраним зеленую елочку»
Ель – это прекрасное и удивительное растение. Именно оно встречает нас, когда мы входим в лес. Как свободно дышится в еловом лесу. Сколько пользы оно...