Познавательно-творческий проект «Как рождается сказка?»

Елена Демина
Познавательно-творческий проект «Как рождается сказка?»

Проект создан в соавторстве с Насоновой Еленой Ивановной

Тема проекта: «Как рождается сказка.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продукт проекта: книга со сказками, сочиненными детьми; театрализация лучшей сказки.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Длительность проекта: октябрь-февраль.

Интеграция с видами деятельности: «художественно – эстетическое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «речевое развитие».

Актуальность проекта:

Актуальность развития воображения детей состоит в том, что этот психический процесс является неотъемлемой частью любой формы творческой деятельности ребенка.

Благодаря воображению ребенок творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Именно дошкольный возраст является уникальным этапом в жизни ребенка, позволяющим ему проявить себя в речевом творчестве, в частности сочинения сказок и небылиц. Но при этом, для формирования такого вида творчества нужно создание специальных условий, содействующих более широкому раскрытию потенциала личности ребенка. Большую роль в данном процессе отводят родному языку, яркость и разнообразие которого отображено в русских народных сказках, а так же такому психическому процессу, как воображению.

И если в этот период не заниматься развитием воображения, в последующем наступает активное снижение этой функции.

На современном этапе развития психолого-педагогической науки изучению особенностей речевого творчества дошкольников посвящены многочисленные научно-исследовательские труды психологов и педагогов. Ученые определили, что становление в дошкольном периоде творческих возможностей, систематическое совершенствование речевых способностей, овладение литературным языком считаются важными компонентами образованности и интеллигентности в будущем. Основными источниками становления речевого творчества считаются художественные произведения и народный фольклор.

Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» писал, что детская речь на всех шагах становления питается от мощной энергии народного русского языка. Наибольшими возможностями обладают волшебные сказки. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить основные предположения ученых, которые формируют самостоятельность у дошкольников 5–6-летнего возраста в речевом творчестве на основе компонентов сказки. Эту взаимосвязь, и обозначают определяющей в данном процессе.

Вследствие вышеизложенного, мы пришли к выводу, что наш проект поможет развить у детей воображение посредствам речевого творчества.

Наблюдения в процессе работы с детьми, анкетирование родителей помогли нам разработать этот проект, который, несомненно, будет способствовать не только развитию воображения, но и сыграет определяющую роль в развитии связной речи дошкольников.

Краткая аннотация проекта:

Данный проект организуется воспитателями и выполняется совместно с детьми и родителями для выполнения запланированных мероприятий.

Эта разработка будет осуществляться через комплексную образовательную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и познавательных способностей детей, путем ознакомления с народным творчеством. Проект предполагает активное участие детей и родителей.

Методический паспорт проекта

Проблема: откуда берутся сказки?

Цель: вызвать активный интерес к сказке, как одному из видов устного народного творчества, который передается от поколения к поколению. Способствовать развитию творческого воображения у детей и развитию речи.

Цели для родителей:

Способствовать активному общению родителей и детей в процессе читательской и творческой деятельности.

Задачи:

1. Развивать познавательную активность, творческое воображение.

2. Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй; диалогическую речь, навыки общения; пополнять словарный запас.

3. Расширять знания об истории возникновения русских народных сказок.

4. Показать значение сказки для всестороннего развития и получения знаний.

5. Продолжать формировать эмоционально-окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого.

6. Воспитывать у детей нравственные качества посредством рассказывания и чтения сказок.

7. Упражнять в придумывании сказок.

8. Развивать выразительность речи, умение интонационно передавать настроение героев сказок.

Предполагаемый продукт проекта

• Создание книги со сказками сочиненными детьми, пополнение групповой библиотеки новыми сказками.

• Презентация проекта для коллег и детей детского сада (инсценировка лучшей сказки придуманной детьми с привлечением родителей).

Этапы проведения проекта

Подготовительный этап:

- определение проблемы воспитателями совместно с детьми и родителями (анкетирование родителей «Читаем, а что читаем?»);

- вызвать у родителей положительный отклик на необходимость развития у детей творческого воображения.

-определение воспитателями целей и задач для реализации проекта;

- подбор методической и художественной литературы, консультаций для родителей на данную тему;

- вхождение в проект детей (введение в проблему).

Практический этап:

- оформление в группе уголка «Сказка в гости к нам пришла».

- оформление сказок-панорам.

- дидактическая игра «Ларец сказок».

- дидактическая игра «Шкатулка со сказками» (сочинение сказки по принципу – друг за другом).

- рассказы воспитателя: «Сказка, как жанр литературы для детей», «Откуда появляются сказки, «Почему все любят сказки»; знакомство с жанром литературы «Стихотворение»;

знакомство с жанром литературы «Басня»; знакомство с жанром литературы «Сказка»;

- беседы «Почему все любят сказки», «Сказка ложь, да в ней намек»;

- чтение русских народных сказок;

- чтение сказок, придуманных детьми с родителями.

- образовательная деятельность по художественному творчеству: «Обложка для книги сказок», «Мой любимый сказочный герой»; «Сказочный дворец».

- конструирование на тему: «Такие разные дворцы».

- чтение авторских сказок (беседы, оценка поступков героев).

- систематическое оформление уголка «В гостях у сказки» в соответствии с ходом проекта.

- игровая образовательная деятельность по развитию речи «Ларец сказок»;

- образовательная деятельность по развитию речи «Храбрый заяц» (сочинение сказки);

- образовательная деятельность по развитию речи: пересказ сказки Сутеева «Под грибом».

- рабочая мастерская «Книжкина больница», реставрация старых книг.

- посещение театра «Синяя птица» (просмотр спектакля «Теремок»);

- театрализованные игры в режимных моментах;

- рассматривание иллюстраций по сказкам.

- рассказ воспитателя о художниках - иллюстраторах.

- творческая деятельность: изготовление книги «Лучшие сказки для детей».

- театрализованная постановка сказки «Что такое счастье?».

Работа с родителями

Консультации: «Развитие воображения у детей 5-6 лет», «Воспитание сказкой», «Как помочь ребенку сочинить сказку».

Сочинение семейной сказки с изготовлением книги.

Участие в городском фестивале проектов «Леонардо – 2019».

Заключительный этап

- презентация проекта для коллег и детей детского сада (театрализация придуманной детьми сказки).

- самоанализ проделанной работы по реализации целей и задач проекта.

Продукт проектной деятельности

Сказка «Что такое счастье?

Познавательно-творческий проект «Как рождается сказка?»

В одном сказочном лесу жила была маленькая Лисичка. Друзей у нее не был и она очень скучала. Вот решила пойти Лисичка искать счастье, и однажды отправилась в путь-дорогу.

Шла она, шла, и повстречался ей по дороге грустный Ручеек.

Лисичка спросила:

- Ручеек, Ручеек, почему ты такой грустный?

- Мне грустно, потому, что у меня нет друзей.

- Не грусти, пойдем со мной, я иду искать счастье.

- А что такое – счастье?

- Не знаю – ответила Лисичка, пойдем – может, узнаем.

И отправились вдвоем дальше.

Шли они, шли, и повстречался

им красный Мак.

Он стоял грустный и

покачивался на ветру.

- Смотри, какой красивый цветок – сказала Лисичка.

- Ты почему такой грустный? – спросил Ручеек.

- Я стою здесь один, и мне очень скучно.

- Пойдем с нами, мы идем искать счастье, - сказала Лисичка.

- А что такое счастье?

- Мы не знаем. Пойдем, может, узнаем.

И пошли они втроем.

Шли они, шли и повстречали Травинку.

- Почему ты такая грустная?

- Я стою здесь одна и мне очень скучно.

- Пойдем с нами, мы идем искать счастье.

- А что такое счастье?

- - Мы не знаем. Пойдем, может, узнаем.

И пошли они вчетвером.

Шли они, шли и увидели Бабочку и Колокольчик.

- Почему вы такие грустные? – спросила Травинка.

- Мы играли и веселились целый день, и нам стало скучно.

- Пойдемте с нами, мы идем искать счастье.

- А что такое счастье?

- Мы не знаем.

И отправились они вшестером.

Шли они, шли и увидели Тучку,

которая горько плакала.

- Тучка, тучка, почему ты плачешь?

- Мне очень одиноко.

Вдруг выглянуло Солнышко.

Тучка перестала плакать, а все шли, разговаривали, смеялись, и Солнышко сказало:

- Какие вы счастливые?

- А что такое счастье? – спросила Лисичка.

И Солнышко ответило:

- Счастье – это, когда у тебя есть много друзей. Всем стали радоваться, веселиться. Теперь-то друзья узнали, что такое счастье.

КОНЕЦ

Декорации и костюмы изготовлены родителями.

Обзор некоторых этапов проекта.

Оформление уголка сказки, сказок - понарам.

Книга "Лучшие сказки для детей"

Публикации по теме:

Познавательно-творческий проект «Дары природы» Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами проектом "Дары Осени" для групп старшего возраста. Я его проводила в сроки осень-зима,.

Познавательно-творческий проект «Маяк» Познавательно-творческий проект "Маяк" Вид проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: 2 недели. (краткосрочный) Участники.

Познавательно-творческий проект «Осенний мир» Познавательно-творческий проект «Осенний мир» Краткая аннотация проекта: Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект «Как рождается сказка?»
Опубликовано: 23 мая 2019 в 17:57
+179Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 53.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июня. День поделок из пластиковых бутылок на МААМ

Поделки для украшения летнего участка из бутылок могут быть самыми разнообразными: от декоративного ограждения клумб до фигурок сказочных персонажей, райских цветов и необыкновенных фонариков. Всё зависит...

20 июня. Всемирный день защиты слонов в зоопарках

Начиная с 2009 года, ежегодно 20 июня во всем мире отмечается экологический праздник — Всемирный день защиты слонов в зоопарке. Защитники природы призывают зоопарки отказаться от содержания в неволе этих...

Фоторепортаж «Рождественский сапожок»
Большинство детей, иногда и взрослые ( я в их числе) накануне новогодней ночи с большим удовольствием и надеждой оставляют носочки и тряпичные сапожки под...
Выставка поделок «Луковичка» в средней группе
Приложение к индивидуальному познавательно - исследовательскому проекту "Лук - здоровью друг" И. Ефремов У меня есть друг, Он – от семи недуг! Это -...
Сценарий праздничного концерта ко Дню Победы
Сценарий праздничного концерта ко Дню Победы Худанова Марина Викторовна Сазонова Галина Викторовна Реброва Юлия Олеговна Болотникова Ольга Викторовна МОБУ...