Познавательно-творческий проект в старшей группе «Крошечка-матрешечка»

Елена Авдеева
Познавательно-творческий проект в старшей группе «Крошечка-матрешечка»

Тип проекта: познавательно-творческий.

Сроки проведения: средней продолжительности (1 ноября – 1 декабря)

Участники проекта: дети, родители, педагог старшей группы, муз. руководитель.

Актуальность:Народные традиции играют важнейшую роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. Важное место в комплексе народного воспитания отведено народной игрушке, которая несет особую функцию в развитии и воспитании ребенка. Помимо познавательной, развлекательной и эстетической функции народная игрушка это средство социализации ребенка, его связь со взрослыми, с миром. В наши дни ясно видно, что некоторые средства массовой информации занимают откровенно враждебную позицию по отношению к русской культурной традиции, русскому человеку, русскому языку. Воспитывать детей на традициях отечественной культуры необходимо уже потому, что они в большинстве своём – русские. Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Если человек не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.

Цель проекта: систематизация знаний детей о русской игрушке - матрешке.

Задачи проекта:

•знакомить детей с народной игрушкой-матрешкой: изучить историю русской матрешки, проследить проявление матрешки на Руси, узнать виды матрешек и процесс их создания;

•формировать возможность использовать этот образ в разных видах детской деятельности (в подвижных, музыкальных играх, изобразительном творчестве по мотивам народной игрушки);

•развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера;

•воспитывать любовь к народному искусству;

•обратить внимание родителей на значение игрушки-матрешки в развитии детей;

•Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Интеграция:

«Познание» - привлечь внимание детей к образу матрешки, воспитывать любовь и уважение к русской культуре и народной игрушке.

«Коммуникация» - развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

«Художественное творчество» - побуждать детей передавать образ матрешки в рисунке созвучно музыкальному образу.

«Чтение художественной литературы» - вызвать желание с помощью художественного слова передавать образ матрешки. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Ожидаемые результаты проекта:

•формирование эстетически осмысленного отношения к народной игрушке;

•развитие интереса к образу матрешки в музыкальном, художественном и изобразительном искусстве.

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап:

- определение цели и задач проекта;

- обсуждение проблемной ситуации (родители, педагоги);

- составление плана основного этапа проектирования;

- изучение сайтов с образцами, видами, росписью матрешек.

Основной этап:

- беседы с детьми о русской народной игрушке – матрешке (история создания русской игрушки);

- знакомство с видами, росписью матрешек;

- знакомство с портретами создателей русской игрушки;

- разучивание стихов, частушек, песенок о матрешке;

- разучивание танца к празднику «Русские матрешечки»;

- оповещение родителей об организации выставки «Матрешка в ярком сарафане»;

- проведение консультации, индивидуальных бесед по подготовке выставки;

- оформление выставки «Матрешка в ярком сарафане»;

- показ танца «Русские матрешечки» на празднике.

Заключительный этап:

- оформление музыкального зала к празднику;

- выступление детей на празднике «Ты у меня одна»»;

- совместная деятельность с детьми;

- вручение родителям грамот за участие в конкурсе;

- оформление портфолио проекта.

Реализация проекта:

1 этап: подготовительный (I неделя). Разработка плана проектной деятельности на тему: «Крошечка-матрешечка». Подбор художественной литературы, произведений искусства, музыкальных произведений по данной теме. Приготовление материалов и оборудования для творческой деятельности детей и родителей (ТСО, портреты создателей игрушки, силуэты матрешек, наборы для рисования).

2 этап: основной (II-IV неделя).

Мероприятие:Совместная деятельность: беседа с детьми о русской народной игрушке-матрешке.

ЗадачиПознакомить детей с историей создания матрешки, видами, росписью матрешек.

ОтветственныйМуз. рук., дети

Мероприятие:Совместная деятельность: разучивание стихов, загадок, песенок о матрешке.

Задачи: Формировать положительный настрой, желание выразительно и эмоционально читать стихи, песенки.

Ответственный: Педагог, дети.

Мероприятие:Совместная деятельность: знакомство с портретами создателей русской матрешки.

ЗадачиВызвать интерес к истории появления матрешки.

Ответственный Муз. рук., педагог, дети

МероприятиеСовместная деятельность:

Слушание музыкальных произведений: «Русская матрешка»,Ю. Вережникова; «Матрешки»,З. Левиной, «Матрешки», Разучивание пени «Матрешки», муз. и сл.

Задачи Вызвать эмоциональный отклик на песни. Формировать умение детей эмоционально, выразительно исполнять песню.

ОтветственныйМуз. рук. ,дети

МероприятиеРазучивание танца к празднику «Русские матрешечки», Ю. Орловой.

ЗадачиРазвивать музыкально-ритмические способности девочек при разучивании танца.

ОтветственныйМуз. рук.

МероприятиеСовместная деятельность:

проведение консультаций для родителей: «История возникновения русской народной игрушки», «Влияние народной игрушки на всестороннее развитие ребенка».

ЗадачиПознакомить родителей с мнением известных педагогов, психологов о влиянии народной культуры на развитие детей.

Ответственныймуз. рук.

МероприятиеСовместная работа:индивидуальные беседы с родителями по подготовке вставки: «Матрешка в ярком сарафане».

ЗадачиПредоставить возможность большему количеству родителей принять участие в подготовке к празднику.

Ответственныймуз. рук., родители, педагог

3 этап: заключительный (28 ноября – 1 декабря).

МероприятиеСовместная деятельность. Оформление музыкального зала к празднику.

Совместная деятельность. Оформление выставки «Матрешка в ярком сарафане»

Проведение праздника: «Ты у меня одна».Выступление девочек с танцем «Русские матрешечки»

Оформление портфолио проекта «Крошечка - матрешечка».

Итог:Можно сказать, что русская народная игрушка является одним из наиболее значимых средств эстетического развития детей дошкольного возраста. Если проводить работу систематически, последовательно, включая ее во все виды деятельности детей, то и ребенку образ русской игрушки станет близким и понятным.

Мы постоянно отмечаем, что совместная деятельность сближает педагогов, детей и родителей. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, конечно, сами дети.

Подводя итог моей работы можно сделать вывод, что необходимо продолжать начатую работу, искать новые пути сотрудничества с родителями.

Публикации по теме:

Информационно-творческий проект «Космос»Информационно-творческий проект «Космос» Паспорт проекта. 1. Название проекта: «Космос». 2. Руководитель проекта: воспитатель средней группы Царёва Татьяна Ивановна. 3. Возраст.

Проект «Мой дом — детский сад» Проект младшей группы «Мой дом – детский сад» Авторы проекта: Главатских В. С. Актуальность темы: Развивать у детей познавательную мотивацию,.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Прописи
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект в старшей группе «Крошечка-матрешечка»
Опубликовано: 8 декабря 2014 в 17:07
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
28 января. День открытия Антарктиды

Очередной тематический день посвящен открытию последнего неизведанного континента, которое совершили русские моряки. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом...

28 января. Международный день конструктора Лего

Очередной тематический день предлагаем посвятить занятиям с самой полезной игрушкой в мире – блочным конструктором. Тем более, что 28 января знаменитый конструктор Лего отмечает свой день рождения.

Аппликация «Стаканчик попкорна»
Цель : способствовать развитию продуктивно-творческой деятельности объемной аппликации. Задачи : • Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие...
Фотоотчет «Наши зимние прогулки»
Прогулки в нашем садике прекрасны в любое время года! Весной это наблюдение за просыпающейся природой, летом - солнце, чистый воздух, буйство красок зелени и...
Пособие для развития дыхания «Пингвины на льдине» ко Дню открытия Антарктиды на МAAM
Добрый день, уважаемые коллеги! Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из главных задач работы в детском саду. Правильная речь детей...