Людмила Бережная
Познавательное развитие детей среднего возраста при использовании инновационных методов и приемов экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие детей среднего возраста при использовании инновационных методов и приемов экспериментирования
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряют в ДОУ.
А с введением федеральных государственных требований в систему дошкольного образования меняются требования к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников.
Публикация «Познавательное развитие детей среднего возраста при использовании инновационных методов и приемов экспериментирования» размещена в разделах
В программе «Детство» для детей среднего возраста наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая принимается не только как процесс усвоения знаний, приобретение знаний, умений, навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, неправленой на познание окружающего мира.
Выделяется два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
В чем заключается роль взрослого? Не только в том, чтобы показать способ действия, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность ребенка. В чем заключается роль взрослого? Не только в том, чтобы показать способ действия, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность ребенка.
Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами:
Во-первых, быть новыми и неопределенными, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета детьми.
Во- вторых, объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.
Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прогулки, прием пищи, игру, сон. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты. Их проводим, как в непосредственной образовательной деятельности, так в свободной самостоятельной и совместной деятельности, используя :
1. Сосуды из различных материалов (пластик, металл, керамика).
2. Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, перья, листья).
3. Утилизированный материал (кусочки кожи, ткани, проволока).
4. Разные виды бумаги (копировальная, картон, жатая, обычная).
5. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски).
6. Прочие материалы (зеркало, шары, мука, сахар, соль).
Для поддержки интереса к эксперименту некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя (например, Зайка-Любознайка). Все это позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка среднего возраста. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям не угас, это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся различные консультации: «Экспериментируем вместе с папой», «Играем с песком, водой и глиной», «Как помочь маленькому исследователю»
Использование методов и приемов экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
То, что я услышал, я забыл,
То, что я увидел, я помню,
То, что сделал, я знаю!