Получи документы

Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Русская береза»

Юлия Чмыхало
Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Русская береза»
▼ Скачать + Заказать документы

Предлагаю вам конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме «Деревья». Данный материал может быть интересен воспитателям дошкольных учреждений. Отдельные игры, загадки из конспекта могут быть полезны воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.

Программные задачи:

- Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней;

- Уточнить и углубить знания о взаимосвязи человека и природы, продолжать знакомить с деревом, ставшим символом России;

- Дать понятие о том, какую пользу берёза приносит людям.

- Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Публикация «Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста „Русская береза“» размещена в разделах

Оборудование: компьютер, проектор и экран, мультимедийная презентация «Чудо – дерево берёза», макет берёзы, гербарий, береста, банка с берёзовым соком, стаканчики с трубочками на всех детей, для исполнения хоровода, фонограмма песни «Посадили мы берёзку», краски, кисти, альбомные листы, шкатулка с играми «Угадай с какого дерева лист», листочки с загадками.

Ход занятия

Мотивация

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на ковре лежат листочки и предлагает собрать их. Дети встают в круг, воспитатель читает загадки, которые написаны на листочках.

I. Повторение пройденного материала

* * *

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)

* * *

Вроде сосен, вроде ёлок,

Но зимою без иголок. (Лиственница)

* * *

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

* * *

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

* * *

Белые овечки

Бегают по свечке. (Верба)

* * *

Никто её не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

* * *

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

* * *

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

* * *

Платье потерялось —

Пуговки остались. (Рябина)

* * *

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Воспитатель хвалит детей и предлагает пройти к столу и поиграть в игру.

Листопад! Листопад!

Весь усыпан парк и сад!

Разноцветными коврами,

Расстелился под ногами!

В руки листики возьму,

Как зовут их, расскажу.

Дидактическая игра «Угадай с какого дерева лист».

Ответы детей: березовый – береза, тополиный – тополь, рябиновый – рябина, осиновый – осина, дубовый – дуб и т. д.

Воспитатель хвалит детей и предлагает раскрасить листочки.

II. Основная часть.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим об одном хорошо знакомом дереве. (читает загадку) Ствол белеет, шапочка зеленеет

Стоит в белой одежде, свесив серёжки. Что это? (Берёза)

Воспитатель:Какое дерево издавна считается символом нашей Родины – России? (Берёза)

(читает стихотворение) Рано утром встаёт она солнце встречать

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет берёзы родней

Ведь берёза – частица России моей.

Воспитатель: В народе говорят: «Где берёза вырастает, там русский человек приживается»

Берёзонька одинаково хороша в любое время года: в зелёной накидке весны, в лёгком ситцевом платье лета, в цветном сарафане осени, в пышном парчовом уборе зимы.

(читает стихотворение)

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет.

В шубе белой – зимой,

Вся в серёжках – весной,

Сарафан зелёный – летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

Воспитатель: Чем отличается берёза от других деревьев? (белой корой)

Чем необычна кора берёзы? (Белую кору называют берестой)

Береста – это защитный слой дерева. Она защищает берёзу от вредных воздействий. В белой коре – бересте есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевичками, через них берёзка дышит.

Рассматривание бересты

Воспитатель: В древние времена наши предки писали на бересте, сделанной из коры берёзы. Из бересты плели корзины, делали коробочки и большие короба. Из древесины берёзы делают сейчас мебель, фанеру, лыжи.

Воспитатель: Про берёзку есть много пословиц и поговорок:

Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.

Кто с берёзы кору снимает, её убивает.

Не бывать ветке толще ствола.

Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.

- А какие приметы вы знаете, которые связаны с русской красавицей?

Иней на берёзах – к морозу.

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

Если листья на берёзе появятся раньше, чем у клёна, лето будет сухое.

Когда берёза станет распускаться – сей овёс.

Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб.

Если весною береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое.

Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с березового листа.

Воспитатель: Почему берёзку называют русской красавицей?

(белоствольная, кудрявая (её ветви похожи на косы русской девицы, стройная)

Воспитатель: Где любит расти берёза? (на солнце, она не боится жары и лютых морозов, очень устойчива к переменам погоды)

Воспитатель: Берёза – не только красивое дерево. Ещё в древности люди отметили многие полезные свойства этого дерева. А какие полезные свойства берёзки мы с вами можем назвать?

(Чай из набухших почек, серёжек становится очень полезным и лечит многие болезни.

Распаренный берёзовый веник в бане угоняет болезни, даёт бодрость и силу.

Берёзовыми листьями на пасху люди в старину красили яйца.

Весной, когда деревья просыпаются, начинается сокодвижение, у берёзы выделяется вкусный сок. Светлую густоватую влагу собирали в кадушки, и она, засахариваясь, до будущей весны давала бодрость и силу, сок пьют для укрепления здоровья.

Берёзовые дрова горят долго, дают много тепла, света и выделяют приятный аромат.

Из берёзы делали самые крепкие топорища плотницких и боевых топоров, гнали дёготь – ценное снадобье и лекарство.

Из берёзовой коры, или бересты, делали посуду, она лучше любого термоса хранила свежесть малины, кваса, или родниковой воды. И было такое правило в старину: не брать у берёзы лишнего, не доводить её до болезни и тем самым не губить до смерти. Брали у неё сок, как молоко у белой коровушки, столько, сколько нужно, чтобы берёза оставалась жива и здорова.

В праздники берёзку наряжали, как невесту, украшали лентами и бусами и водили вокруг неё хороводы.

И стояли наряду с дубравами священные берёзовые рощи по Руси, убранные, ухоженные, как дворцы, в благодарность за красоту и доброту этого дерева.

Воспитатель приглашает детей отдохнуть на импровизированной полянке под кроной березы и послушать легенду.

Учебная релаксация «Березка – помощница»

А сейчас ложитесь по удобнее. Закройте, пожалуйста, глазки. Давайте отправимся с вами в далекие времена. Посмотрите: вокруг стоят деревянные дома, кругом поляны и узкие тропинки. Почувствуйте аромат трав, послушайте пение птиц. В эти времена люди еще не знали сына бога Христа. Русский народ охраняла богиня Берегиня. Посмотрите, как Берегиня подошла к красивому кудрявому дереву с белым стволом и сказала ему: «Ты будешь помогать людям. Ты будешь деревом четырех дел».

Берегиня обняла корни березки и сказала: «1 дело – мир освещать – лучинами». Потом она погладила ствол березы и сказала: «2 дело – крик утешать – люльками, игрушками, ложками». Богиня коснулась веточек и задала 3 дело – чистоту соблюдать, веники вязать. Берегиня поклонилась листочкам березки и сказал: «4 дело – людей исцелять – чагой, березовыми почками».

Подойдите к берёзке, и потрогайте её корни. 1 дело – мир освещать – лучинами. Потрогайте ствол. 2 дело – крик утешать – люльками, игрушками, ложками. Возьмитесь руками за веточки. 3 дело – чистоту соблюдать, веники вязать. Полюбуйтесь листочками. 4 дело – людей исцелять – чагой, берёзовыми почками.

Поблагодарите богиню – Берегиню за заботу о людях. Поблагодарите славную берёзку – помощницу. Теперь нам пора в группу. Почувствуйте ваши ножки. Пошевелите ручками. Сделайте вдох и откройте глазки….

Вопросы детям:

Вам понравилось путешествие? Что видели? Вам удалось увидеть берёзку? Какое дело задано корням, стволу, ветвям, листьям?

Работа с образоном березы (или макетом березы, на котором развешаны предметы по теме релаксации).

Воспитатель: Давайте подойдём к берёзоньке нашей, встанем в хоровод и споём ей песенку.

Хоровод «Посадили мы берёзку» (макет березки)

Воспитатель приглашает детей за столы, предлагает нарисовать «русскую красавицу»

III. Рефлексивный анализ.

Воспитатель хвалит детей. Воспитатель: Мне сегодня очень понравилось беседовать с вами, а теперь я предлагаю вам попробовать берёзовый сок, он полезный и очень вкусный. Пусть он напитает вас силой и бодрым духом. Благодарю вас за интересное общение и желаю вам крепкого здоровья.

Публикации по теме:

Консультационный центр «Дошкольник»Консультационный центр «Дошкольник» Белогорского района, Амурской области МОБУ школы с. Никольского. Цель работы районного консультационного центра " Дошкольник" - 1. Обеспечение.

План работы по самообразованию по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством фототворчества» 1. Якимова Юлия Владимировна 2. Образование - высшее 3. Тема самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Русская береза»
Опубликовано: 18 ноября 2014 в 16:12
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Русская береза»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Чмыхало (УИ 231236) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД