Юлия Чмыхало
Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Русская береза»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вам конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме «Деревья». Данный материал может быть интересен воспитателям дошкольных учреждений. Отдельные игры, загадки из конспекта могут быть полезны воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.
Программные задачи:
- Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней;
- Уточнить и углубить знания о взаимосвязи человека и природы, продолжать знакомить с деревом, ставшим символом России;
- Дать понятие о том, какую пользу берёза приносит людям.
- Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Публикация «Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста „Русская береза“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Оборудование: компьютер, проектор и экран, мультимедийная презентация «Чудо – дерево берёза», макет берёзы, гербарий, береста, банка с берёзовым соком, стаканчики с трубочками на всех детей, для исполнения хоровода, фонограмма песни «Посадили мы берёзку», краски, кисти, альбомные листы, шкатулка с играми «Угадай с какого дерева лист», листочки с загадками.
Ход занятия
Мотивация
Воспитатель обращает внимание детей на то, что на ковре лежат листочки и предлагает собрать их. Дети встают в круг, воспитатель читает загадки, которые написаны на листочках.
I. Повторение пройденного материала
* * *
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
* * *
Вроде сосен, вроде ёлок,
Но зимою без иголок. (Лиственница)
* * *
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
* * *
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
* * *
Белые овечки
Бегают по свечке. (Верба)
* * *
Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
* * *
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
* * *
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)
* * *
Платье потерялось —
Пуговки остались. (Рябина)
* * *
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Воспитатель хвалит детей и предлагает пройти к столу и поиграть в игру.
Листопад! Листопад!
Весь усыпан парк и сад!
Разноцветными коврами,
Расстелился под ногами!
В руки листики возьму,
Как зовут их, расскажу.
Дидактическая игра «Угадай с какого дерева лист».
Ответы детей: березовый – береза, тополиный – тополь, рябиновый – рябина, осиновый – осина, дубовый – дуб и т. д.
Воспитатель хвалит детей и предлагает раскрасить листочки.
II. Основная часть.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим об одном хорошо знакомом дереве. (читает загадку) Ствол белеет, шапочка зеленеет
Стоит в белой одежде, свесив серёжки. Что это? (Берёза)
Воспитатель:Какое дерево издавна считается символом нашей Родины – России? (Берёза)
(читает стихотворение) Рано утром встаёт она солнце встречать
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет берёзы родней
Ведь берёза – частица России моей.
Воспитатель: В народе говорят: «Где берёза вырастает, там русский человек приживается»
Берёзонька одинаково хороша в любое время года: в зелёной накидке весны, в лёгком ситцевом платье лета, в цветном сарафане осени, в пышном парчовом уборе зимы.
(читает стихотворение)
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет.
В шубе белой – зимой,
Вся в серёжках – весной,
Сарафан зелёный – летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Воспитатель: Чем отличается берёза от других деревьев? (белой корой)
Чем необычна кора берёзы? (Белую кору называют берестой)
Береста – это защитный слой дерева. Она защищает берёзу от вредных воздействий. В белой коре – бересте есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевичками, через них берёзка дышит.
Рассматривание бересты
Воспитатель: В древние времена наши предки писали на бересте, сделанной из коры берёзы. Из бересты плели корзины, делали коробочки и большие короба. Из древесины берёзы делают сейчас мебель, фанеру, лыжи.
Воспитатель: Про берёзку есть много пословиц и поговорок:
Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.
Кто с берёзы кору снимает, её убивает.
Не бывать ветке толще ствола.
Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
- А какие приметы вы знаете, которые связаны с русской красавицей?
Иней на берёзах – к морозу.
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Если листья на берёзе появятся раньше, чем у клёна, лето будет сухое.
Когда берёза станет распускаться – сей овёс.
Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб.
Если весною береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое.
Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с березового листа.
Воспитатель: Почему берёзку называют русской красавицей?
(белоствольная, кудрявая (её ветви похожи на косы русской девицы, стройная)
Воспитатель: Где любит расти берёза? (на солнце, она не боится жары и лютых морозов, очень устойчива к переменам погоды)
Воспитатель: Берёза – не только красивое дерево. Ещё в древности люди отметили многие полезные свойства этого дерева. А какие полезные свойства берёзки мы с вами можем назвать?
(Чай из набухших почек, серёжек становится очень полезным и лечит многие болезни.
Распаренный берёзовый веник в бане угоняет болезни, даёт бодрость и силу.
Берёзовыми листьями на пасху люди в старину красили яйца.
Весной, когда деревья просыпаются, начинается сокодвижение, у берёзы выделяется вкусный сок. Светлую густоватую влагу собирали в кадушки, и она, засахариваясь, до будущей весны давала бодрость и силу, сок пьют для укрепления здоровья.
Берёзовые дрова горят долго, дают много тепла, света и выделяют приятный аромат.
Из берёзы делали самые крепкие топорища плотницких и боевых топоров, гнали дёготь – ценное снадобье и лекарство.
Из берёзовой коры, или бересты, делали посуду, она лучше любого термоса хранила свежесть малины, кваса, или родниковой воды. И было такое правило в старину: не брать у берёзы лишнего, не доводить её до болезни и тем самым не губить до смерти. Брали у неё сок, как молоко у белой коровушки, столько, сколько нужно, чтобы берёза оставалась жива и здорова.
В праздники берёзку наряжали, как невесту, украшали лентами и бусами и водили вокруг неё хороводы.
И стояли наряду с дубравами священные берёзовые рощи по Руси, убранные, ухоженные, как дворцы, в благодарность за красоту и доброту этого дерева.
Воспитатель приглашает детей отдохнуть на импровизированной полянке под кроной березы и послушать легенду.
Учебная релаксация «Березка – помощница»
…А сейчас ложитесь по удобнее. Закройте, пожалуйста, глазки. Давайте отправимся с вами в далекие времена. Посмотрите: вокруг стоят деревянные дома, кругом поляны и узкие тропинки. Почувствуйте аромат трав, послушайте пение птиц. В эти времена люди еще не знали сына бога Христа. Русский народ охраняла богиня Берегиня. Посмотрите, как Берегиня подошла к красивому кудрявому дереву с белым стволом и сказала ему: «Ты будешь помогать людям. Ты будешь деревом четырех дел».
Берегиня обняла корни березки и сказала: «1 дело – мир освещать – лучинами». Потом она погладила ствол березы и сказала: «2 дело – крик утешать – люльками, игрушками, ложками». Богиня коснулась веточек и задала 3 дело – чистоту соблюдать, веники вязать. Берегиня поклонилась листочкам березки и сказал: «4 дело – людей исцелять – чагой, березовыми почками».
Подойдите к берёзке, и потрогайте её корни. 1 дело – мир освещать – лучинами. Потрогайте ствол. 2 дело – крик утешать – люльками, игрушками, ложками. Возьмитесь руками за веточки. 3 дело – чистоту соблюдать, веники вязать. Полюбуйтесь листочками. 4 дело – людей исцелять – чагой, берёзовыми почками.
Поблагодарите богиню – Берегиню за заботу о людях. Поблагодарите славную берёзку – помощницу. Теперь нам пора в группу. Почувствуйте ваши ножки. Пошевелите ручками. Сделайте вдох и откройте глазки….
Вопросы детям:
Вам понравилось путешествие? Что видели? Вам удалось увидеть берёзку? Какое дело задано корням, стволу, ветвям, листьям?
Работа с образоном березы (или макетом березы, на котором развешаны предметы по теме релаксации).
Воспитатель: Давайте подойдём к берёзоньке нашей, встанем в хоровод и споём ей песенку.
Хоровод «Посадили мы берёзку» (макет березки)
Воспитатель приглашает детей за столы, предлагает нарисовать «русскую красавицу»
III. Рефлексивный анализ.
Воспитатель хвалит детей. Воспитатель: Мне сегодня очень понравилось беседовать с вами, а теперь я предлагаю вам попробовать берёзовый сок, он полезный и очень вкусный. Пусть он напитает вас силой и бодрым духом. Благодарю вас за интересное общение и желаю вам крепкого здоровья.