Познавательное занятие «Путешествие по станице Мастеров»

Людмила Геннадьевна Патракеева
Познавательное занятие «Путешествие по станице Мастеров»

Познавательное занятие: «Путешествие по станице Мастеров»

(ремесла Донского края)

Задачи: вызвать интерес детей к истории Донской земли, познакомить с ремеслами, которыми люди издавна занимались на Дону: гончарным делом, плетением сетей, кожевенным делом, ремеслом бондаря. Развивать логическое мышление, воспитывать уважение к людям труда.

Оборудование: изделия народных мастеров, схема станицы с изображением усадеб мастеров, глина для лепки, плоскостные изображения рыбок.

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к стихотворению «Чем пахнут ремесла?», беседы о жизни и быте прадедов.

Словарная работа: кадка, вентерь, «морда», горшок, гончар, бондарь, кожевенник.

Ход занятия: Ребята, вы любите бывать в гостях? (да). Тогда я предлагаю вам отправиться в станицу Мастеров. Как вы думаете, почему она так называется? (Предположения детей) Да, действительно, в этой станице живут очень умелые люди, которые делают нужные и полезные вещи. Донская земля испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, творившими нечто яркое, самобытное. В творчестве своем они отражали свои мечты, свое видение мира, его духовную жизнь, добро, справедливость. Поэтому их работы не утратили ценности и по прошествии многих лет. Ученые подсчитали, что каждый крестьянин владел, примерно, двумястами умениями и навыками, которые были так привычны и так общеприняты, что их профессиями-то не считали. Как, например, не считалось ремеслом умение седлать лошадь, грузить сеном воз и многое другое, забытое сегодня. Казаки владели всеми крестьянскими профессиями, но, кроме этого, каждая станица была еще и местожительством мастеров. Например, в одной станице на протяжении столетий разводили пуховых коз и с незапамятных времен вязали сказочной красоты пуховые платки. Были станицы колесников, чеботарей (сапожников, кожевенников и др. Кроме того, внутри каждого хутора или станицы, на каждой улице жили мастера самых разных профессий. Больше всего было гончаров и корзинщиков. Глиняную посуду и плетеные изделия (мебель, корзины, тончайшие сети для ловли рыбы) использовали в казачьих землях с древнейших времен.

Ну что же, нам пора отправляться в дорогу. Хотите узнать, на чем мы поедем? Тогда отгадайте загадку: «Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива.» Правильно, это лошадь. Садимся на тележку и в путь. (Плоскостное изображение лошадки с тележкой передвигается на схеме cmaHUijbi. Вот мы и подъехали к станице Мастеров. Как вы думаете, кто здесь живет? А почему вы так решили? (Во дворе рыболовные сети). Правильно, здесь живет рыбак. Постучимся к нему?

Рыбак: Здравствуйте, проходите пожалуйста. Чем могу вам помочь?

Гости: Мы знакомимся с ремеслами, которыми издавна занимаются на Дону.

Рыбак: Мы занимаемся плетением капроновых сетей, вентерей, а из лозы изготавливаем «морды». И, конечно же, ловим рыбу. С лодки забрасываем в реку «морды» и вентеря, в которые кладется приманка. В моем ремесле мне помогают внуки казачата. Они с удовольствием ловят рыбу, научились плести бредни, а еще играют в свои игры. Хотите с ними поиграть.

Подвижная игра «Рыбки» Ведущим может быть взрослый или ребенок. Выбирают несколько «рыбок» и тех, кто будет изображать «невод». Ребята, изображающие невод, образуют круг. Берутся за руки, поднимают их.

Ведущий говорит: «Рыбки весело играют, даже в невод заплывают!» (повторить 3 раза)

Дети изображающие невод стоят с поднятыми руками, а «рыбки» бегают вокруг, обязательно заходя в круг.

Ведущий: «Рыбки что-то заигрались, зазевались и попались!» При этих словах рыбки должны покинуть круг, а дети изображающие невод резко приседают, те «рыбки», которые попались, становятся в круг, а оставшиеся продолжают игру. Выигрывает тот, кто последним остается на свободе.

Гости: Спасибо за рассказ, нам пора отправляться дальше.

Рыбак: На прощание хочу сделать вам подарок. Может кто-то из вас займется моим ремеслом? Только отгадайте загадки:

1. Я плету, плету, сплету, Да на речку понесу, Брошу в реку, выну - глядь - рыбка поймана опять.

(сеть)

2. Крылья есть, а не летаю, Но зато в реке играю.

Я молчунья, но шустра, Трудно выловить меня!

(рыба)

Рыбак дарит детям сеть, плоскостные изображения рыбок (для сюжетно- ролевых игр).

Ну что, ребята, отправляемся дальше? Посмотрите внимательно, кто может жить в этом доме? Что вы видите на плетне? (Глиняные горшки) Здесь живет человек, который делает их своими руками. А называют его гончар. Видите, он сидит за гончарным кругом и работает? Постучимся? Гончар: Милости просим. Что вас интересует?

Гости: Нам хотелось бы посмотреть, как вы делаете глиняную посуду.

Гончар: Прежде чем все это сделать, мы привозим глину, самую лучшую. Затем просеиваем ее, чтобы не попадались в ней посторонние предметы. Потом замешиваем ее, как тесто, и только после этого из бесформенной массы на гончарном круге придаем ей ту или иную форму. Это могут быть горшки, крынки для молока, тарелки, чашки. Затем изделия обжигаются, чтобы были прочными. Расписываются, чтобы были красивыми. Гости: А можно нам полепить из глины?

Гончар: Пожалуйста, только не выпачкайтесь. (Дети лепят посуду). А вы знаете, что гончары редко болеют? Дело в том, что глина вбирает всю силу матушки-земли, а потом передает ее тем, кто занимается ею. А подарю-ка я вам на прощание. Отгадайте загадку и узнаете, что это за подарок. Месили, но не тесто, Лепили, но не снежки, В печку сажали, но не пироги, На стол попал - кашей угощал.

(глиняный горшок)

Гости: Спасибо на добром слове. До свидания! Посмотрите дети, в соседнем доме тоже топится летом печь. Давайте посмотрим, чем занимаются хозяева. Здесь тоже обжигают посуду и раскрашивают ее. Какая она нарядная, правда, ребята? Дорогой хозяин расскажите нам, пожалуйста, о своем ремесле.

Хозяин: Я изготавливаю фаянсовую посуду и украшаю ее семикаракорской росписью. Ее называют так в честь семи братьев, которые первыми организовали этот промысел. Роспись изделий производится вручную порошковыми красками, растертыми на стекле. Тона не яркие, приглушенные, темно-розовые, темно-зеленые, коричневые. Отличительной чертой этой посуды считается голубая дымка, символизирующая собой туман над Батюшкой Доном. Основными элементами росписи являются травы, цветы, виноград, крыжовник.

Гости: Не посуда, а просто загляденье! Спасибо вам за ваше мастерство! Можем мы вам чем-нибудь помочь?

Хозяин: Да, конечно. Пофантазируйте и придумайте, пожалуйста, новые узоры для моей посуды (дети из готовых деталей составляют различные композиции). Хозяин: Какие замечательные узоры получились! Спасибо вам! Я обязательно использую их для украшения моей посуды. Гости: До свидания! Всего вам доброго!

А тут хозяин что-то мастерит из дерева, рядом большая кадка с водой. Зайдем?

Гости: Здравствуйте, мы уже видим, что вы делаете, но не знаем кто вы.

Хозяин: Я по профессии бондарь - тот, кто изготавливает кадки для воды и солений, ушаты для мытья. С пустыми руками мне не хочется вас отпускать, отгадайте мою загадку:

На дворе стоит толстуха, Обручами подпоясана, До краев водой налита, Хочешь пей, а хочешь - лей.

(бочка воды)

Вот получите кадку, в хозяйстве пригодится. Гости: Большое спасибо! А можно с кадкой поиграть? Хозяин: Конечно можно! Казачата учатся меткости, бросая в бочку камешки. Попробуйте и вы.

Подвижная игра «Кто меткий?»

Дети делятся на две команды, получают одинаковое количество камешков и поочередно бросают их в бочку. Подсчитывается количество попаданий и объявляется победитель.

Ну, что, зайдем еще к другому мастеру своего дела. Во дворе шкуры висят, а

живет здесь кожевенник.

Гости: Здравствуйте, а чем занимаетесь вы?

Кожевенник: Мы - кожевенники, кожу мнем.

Гости: А для чего?

Кожевенник: Чтобы потом из этой кожи чеботари сшили казакам сапоги, а скорняки - папахи.

Ребята, какая сложная работа у кожевенника. Давайте порадуем его, споем для него песню.

Дети исполняют песню «Эх, донские казаки!».

Вот и подошло к концу наше путешествие по станице Мастеров. Мы узнали много нового и интересного, познакомились с теми ремеслами, которыми издавна занимались на Дону казаки. А впереди нас ждут новые встречи, новые страницы истории Донского края.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование НОД блока «Родом из Донского края» в подготовительной группе Данное планирование разработано по программе "Родом из Донского края" "Родом из Донского края" ОКТЯБРЬ Тема:Дон-казачий край! Примерное.

Паспорт кружка по ознакомлению с историей и бытом донского казачества «Горенка» Паспорт кружка по дополнительному образованию детей в направлении ознакомления их с казачеством «Горенка». Руководитель кружка: воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Познавательное занятие «Путешествие по станице Мастеров»
Опубликовано: 28 декабря 2014 в 21:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 декабря. День рождения великого историка Карамзина

12 декабря исполняется 253 года со дня рождения Николая Карамзина – автора фундаментальной «Истории государства Российского». Исторические труды были в России и до неё, но именно Карамзин, с его даром...

12 декабря. День рождения Владимира Шаинского

«Я не делаю в музыке различий между пионером и пенсионером» — говорил автор золотой коллекции советских песен. Сегодня, 12 декабря, исполняется 94 года со дня рождения — Владимира Шаинского,...

Детский мастер-класс по рисованию красками «Снежинка»
Материал для выполнения мастер – класса: наборы бумаги для офисной техники голубого и розового цветов, шаблон изображения шестигранной розетты...
По страницам «Жалобной книги природы». Жалоба от пчелки
Наблюдая за поведением детей на прогулке, мы заметили, что они "неравнодушно" относятся к цветам. Не задумываясь срывают их, а немного поиграв, бросают....
Новогоднее украшение в группе раннего развития
Новогоднее украшение в группе раннего развития Кто искренне верит в чудеса и с трепетом ждет новогодних праздников? Конечно, наши дети! Поэтому в канун...