Лучший педагог года

Познавательное занятие в старшей группе «Евпатий Коловрат — герой земли рязанской» (5 фото)

Ольга Грунтова
Познавательное занятие в старшей группе «Евпатий Коловрат — герой земли рязанской»

Цель:формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о подвиге рязанского богатыря.

Задачи.

Образовательные:

Формировать у детей представлений о Древней Руси, о набеге монголо-татарских войск на русские земли;

Развивающие:

Развивать связную речь, внимание и память;

Расширять кругозор детей;

Воспитывающие:

Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, уважение к её защитникам;

Публикация «Познавательное занятие в старшей группе „Евпатий Коловрат — герой земли рязанской“» размещена в разделах

Вызвать положительные чувства и эмоции в процессе познания.

Предварительная работа:

Чтение богатырских былинных сказок: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и ТугаринЗмеевич» и др. ;

• Прослушивание песни А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»;

• Показ презентации «Кто такие богатыри?»;

• Чтение пословиц о дружбе;

Материалы и оборудование:

Техническое оборудование:

• Проектор, ноутбук с презентацией «ЕвпатийКоловрат – герой земли Рязанской»;

• Документ-камера;

Демонстрационный:

• Чемодан с песком для раскопок, внутри которого закопаны обломок меча и палица (из гипса);

• Фотоколлаж «Узнай город».

Словарная работа: активизировать словарь по лексической теме «Богатыри».

Ход занятия:

I. Вступительная часть.

Организационный момент:

Дети здороваются с гостями, воспитатель обращает внимание ребят на чемодан (заранее принесённый в группу). Интересуется, догадались ли они, почему он появился в группе? ( Предполагаемые ответы: «Чтобы провести раскопки», «Чтобы отправиться в археологическую экспедицию».) Педагог добавляет, что найденные артефакты будут связаны с темой сегодняшнего занятия.

(Далее предлагается дошкольникам убрать на места игрушки и отправиться в археологическую экспедицию.)

II. Основная часть.

(Дети садятся на стульчики перед чемоданом, к которому подключена документ-камера.)

Воспитатель предлагает выбрать из ребят двух главных «археологов». Для этого детямзадаёт 2 вопроса. Первые из дошкольников, которые ответят правильно на вопросы, становятся «археологами».

Мотивация заинтересованности:

1 вопрос: «Как называют учёного, который изучает прошлое и разными способами пытается установить, как жили люди

много веков назад?»

(«археолог»)

2 вопрос: «Где работают археологи?»

(на природе, под водой, в музеях и библиотеках)

Первые двое ребят, правильно ответившие на вопросы, проводят «раскопки», аккуратно работая кисточкой, остальные дети наблюдают за происходящим, глядя на экран проектора.

Мотивация успеха:

Дети, ведущие «раскопки», находят «артефакты» - обломок меча и палицу (вылепленные из гипса).

Воспитатель спрашивает остальных ребят, догадались они, какая тема занятия будет сегодня? ( Предполагаемые ответы: - С богатырями; - С прошлым нашей страны.) Педагог хвалит дошкольников за правильные ответы и сообщает, что сегодня на занятии ребята познакомятся с ещё одним из богатырей. Дети узнают, где жил этот богатырь и откуда он родом, если узнают город по фотоколлажу.

Проводится игра «Узнай город» :

Перед детьми фотоколлаж Рязани с изображениями Рязанского Кремля, кукольного театра, цирка, площади Победы и площади Свободы.

Ребята узнают свой областной центр – город Рязань, и делают вывод, что этот богатырь был родом из Рязани. Воспитатель хвалит детей и сообщает, что этого рязанского героя звали Евпатий Коловрат. Предлагает пройти в кинозал, чтобы узнать о подвиге, который совершил наш славный воин.

Проводится просмотр презентации «Евпатий Коловрат – защитник земли Рязанской» :

Слайд 1- Красива и величава наша матушка Русь.

Города великие, да сёла дивные поднимаются в ней, а в городах и сёлах тех люд честной живёт и трудится, земельку пашет, да хлебушко растит, скот разводит. Славно и спокойно живёт честной народ рязанский.

Слайд 2- Жил в селе Фролово Рязанской области человек по имени Евпатий Коловрат. Силы непомерной, ростом велик, гроза для недобрых людей, защитник слабых. Он один на один боролся с матёрым медведем. А позднее стал служить у князя рязанского Юрия воеводой.

Слайд 3 - Но вот пришла беда на рязанскую землю, которую не ждали! Татаро-монгольский хан Батый двинул свои войска на город Рязань. Шесть дней героически оборонялась Рязань, но не получив подмоги, пала. Погиб и князь Юрий со своей женой и детьми. Не было в городе ни стонущего, ни плачущего – все лежали мёртвыми. Погиб славный город Рязань, весь погорел дотла. Двинулась Батыева рать дальше на север.

Слайд 4 - А, что же наш богатырь Евпатий Коловрат? В то страшное время,

когда враг напал на нашу Рязань, он находился в Чернигове.

«В поход послал рязанский князь тебя и твой отряд.

Что же застал ты воротясь, Евпатий Коловрат?.

Разорена и сожжена красавица Рязань.

Безмолвно воины глядят на опустевший град:

Лишь печи сирые торчат да вороны кричат.»

Слайд 5 – Евпатий Коловрат собрал из уцелевших мужчин небольшой отряд и пустился догонять татаро-монгол, чтобы отомстить за родимую Рязань.

Для снятия переутомления глаз проводится зрительная гимнастика:

Материалы: указка с наклеенным изображением лошади.

Воспитатель предлагает детям проследить глазами за направлением бега лошади Евпатия Коловрата :

Налево – глазки налево,

Направо – глазки направо,

Вверх – глазки наверх,

Вниз – глазки опускают вниз.

Слайд 6 – Настигнув татар, Евпатий дал бой врагу. И бил их наш герой так нещадно, что и мечи притупились, и брал он мечи татарские и сёк ими. Несмотря на малую численность отряда, русским удалось смять татаро-монгол внезапной атакой.

Слайд 7 – Богатыри из отряда Евпатия Коловрата использовали в бою тактические хитрости. Они нападали из леса ночью или под покровом тумана. Татаро-монголы начали верить, что сражаются с разгневанными лесными духами.

Слайд 8 – И сказали тогда татарские воины хану Батыю: «Во многих землях воевали мы и во многих битвах, а таких богатырей не видали. Русские воины носятся по полю, словно на крыльях.» «Кто одолеет Евпатия,- говорит хан своим воинам,- большую награду получит.» - «Я его живьём захвачу,- похваляется Хостоврул, самый сильный и лучший в войске хана Батыя,- за бороду, за космы его притащу!»

Слайд 9 – Налетел Хостоврул на Евпатия Коловрата. Недолго они бились. Взмахнул Евпатий мечом и рассёк Хостоврула от макушки до самого седла.

Слайд 10 – Видят враги, что не победить Евпатия в бою. Тогда привезли они множество орудий для метания камней и стали бить по Евпатию и его отряду.

Слайд 11 – Не мечами и копьями был сражён бесстрашный Евпатий, тяжёлые камни убили его.

Хан Батый приказал своим воинам принести к его ногам тело погибшего богатыря.

Слайд 12 – видеоотрывок из мультфильма «Сказ о Евпатии Коловрате» реж. Р. Давыдова (1985) – слова хана Батыя, который глядя на тело убитого Евпатия воскликнул : «О богатырь из богатырей! Если бы ты у меня служил, я бы держал тебя у самого сердца! Учитесь храбрости у этого великана, воины мои, держите имя его в своей памяти!»

Слайд 13 – Похоронили дружинники с честью Евпатия Коловрата, и пошла слава о нём по всей Руси.

Слайд 14 – Народ не забыл своего героя. В самом центре Рязани на Почтовой площади находится памятник Евпатию Коловрату.

Вопросы к детям:

1. С каким богатырём вы познакомились сегодня?

2. Почему хан Батый разрешил похоронить Евпатия с честью?

III. Заключительная часть:

Педагог предлагает рассказать детям о подвиге Евпатия Коловрата своим родным. А также посетить памятник рязанскому славному воину вместе с родителями, чтобы почтить его память.

Используемые источники:

1) «Сказание о Евпатии Коловрате»/ по мотивам древнерусских сказаний/ С. Голицын, изд-во «Малыш», 1984;

2) «Повесть о разорении Рязани Батыем»// Классические произведения литературы Древней Руси/ Д. С. Лихачёв. - Л. : Художественная литература, 1987;

3) «Сказ о Евпатии Коловрате» - мультипликационный фильм режиссёра Р. Давыдова, 1985.

Познавательное занятие в старшей группе «Евпатий Коловрат — герой земли рязанской»
Фото «Евпатий Коловрат — герой земли рязанской»
Познавательное занятие в старшей группе - фото
Фото №1 Цель формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о подвиге Фото №2 Рязанская область Рязань рязанского богатыря

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Познавательное и весёлое занятие в старшей группе «Дары осени»Фотоотчёт «Познавательное и весёлое занятие в старшей группе «Дары осени» Вот и наступила осень. Меняется природа, а вместе с ней и погода за окном. Каждое время года прекрасно по - своему. Осень, не зря называют.

«Где могут жить растения?» Познавательное занятие в подготовительной группе Задачи: Дать представление о разных условиях жизни в разных регионах Земли: в Арктике и Антарктике (территории, прилегающие к Северному.

Интегрированное занятие «День Земли» в старшей группеИнтегрированное занятие «День Земли» в старшей группе Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие» В интеграции: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Познавательное занятие «Синичкин день» в старшей группеПознавательное занятие «Синичкин день» в старшей группе Цель : сформировать у детей общее представление о синицах, об их пользе для человека, об особенностях их внешнего вида и поведения. Задачи:.

Конспект НОД по рисованию «Мой любимый сказочный герой» в старшей группеКонспект НОД по рисованию «Мой любимый сказочный герой» в старшей группе Цель: Формировать и расширять представления детей о мире сказок при помощи средств изобразительной деятельности. Учить детей передавать.

Познавательное занятие в средней группе «Грибы съедобные и несъедобные»Познавательное занятие в средней группе «Грибы съедобные и несъедобные» Цель: -систематизировать знания и преставления детей о грибах, вызвать интерес раскрашиванию грибов; Задачи: -познакомить детей с ядовитыми.

Познавательное занятие по конструированию в средней группе «Многоэтажные дома»Познавательное занятие по конструированию в средней группе «Многоэтажные дома» Тема: Многоэтажные дома. Цель: конструировать многоэтажные дома. Задачи:Учить детей строить многоэтажные дома. Закрепить умение сравнивать.

Познавательное занятие в старшей группе «Осенние приметы» Осень познавательное занятие в старшей группе Цель: обобщить и закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Познавательное занятие в старшей группе с интеграцией образовательных областей «Все цветы на свете тебе я подарю…» Часть 1Познавательное занятие в старшей группе с интеграцией образовательных областей «Все цветы на свете тебе я подарю…» Часть 1 Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие". Задачи : - формировать.

Проектная деятельность в старшей группе «Для меня всегда герой — самый лучший папа мой»Проектная деятельность в старшей группе «Для меня всегда герой — самый лучший папа мой» Тип проекта: познавательно - творческий; Продолжительность проекта: краткосрочный - 2 недели (с 17.02 по 28.02.2020 года). Участники: воспитатели,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное занятие в старшей группе «Евпатий Коловрат — герой земли рязанской»
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 22:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД