Папки-передвижки

Познавательный проект по экологическому воспитанию «Природа Мордовского края» для детей 4–5 лет

Татьяна Тюрькина
Познавательный проект по экологическому воспитанию «Природа Мордовского края» для детей 4–5 лет

Познавательный проект

по экологическому воспитанию

«Природа мордовского края»

(для детей 4 – 5 лет)

Срок реализации с 14.09.2020 – 14.05.2021 гг.

Вид проекта : познавательно - творческий

Тип проекта : долгосрочный

Сроки реализации проекта : 14 сентября 2020 г. – 14 мая 2021г.

Участники проекта : Воспитатель, дети средней группы, родители.

Актуальность.

Публикация «Познавательный проект по экологическому воспитанию „Природа Мордовского края“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах

Приобщение детей к миру природы начинается в дошкольном возрасте. И начинать это знакомство необходимо с информации о природе того региона, той местности, в которой живет ребенок. Наши дети живут и воспитываются в Республике Мордовия. Природа нашего края позволяет нам не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их восхищаться, любить, сострадать, трудиться. На территории нашей Республики много редких видов растений и животных, занесенных не только в Красную книгу Мордовии, но и России.

Дошкольники смотрят на окружающий мир с большим интересом, но часто не замечают главного. Благодаря разнообразию форм, методов и приемов работы: бесед, рассказов, наблюдений, игр, сказок, фольклора, можно окунуть наше маленькое поколение в прекрасный мир природы своей родины, чтобы влюбить их в природу родного края.

Наблюдая за детьми нашей группы и разговаривая с ними, я пришла к выводу, что дети лучше знают представителей животного и растительного мира других природных зон лучше, чем представителей природы своего родного края. Воспитанники имеют небольшой запас знаний о природе, они не всегда могут правильно назвать птиц, деревья, животных, не имеют достаточных знаний о правилах поведения в природе. Поэтому, я считаю, необходимо привлечь внимание детей к природе своего родного края, познакомить детей с животными и растениями Мордовии, с их средой обитания, особенностями внешнего вида, а также подвести их к пониманию, что природа и ее обитатели - это живая часть мира, поэтому их нужно любить, беречь, сопереживать.

Цель: познакомить детей с представителями животного и растительного мира Мордовии, сформировать убеждение, что природа бесценна, поэтому ее надо беречь и охранять.

Задачи:

• Обобщить знания об окружающем мире.

Познакомить детей с представителями животного и растительного мира Мордовии.

• Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

• Развитие исследовательской деятельности детей.

• Развивать познавательный интерес к окружающему миру, через чтение произведений о природе, через практическую деятельность.

• Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, мышление, воображение, творческие способности.

• Развивайте художественное творчество путем передачи в рисунках, аппликации, лепке образов природы.

Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие ее красоты и разнообразия.

Методы работы над проектом.

• Словесные (тематические рассказы, беседы, чтение художественной литературы, консультации и пр.)

• Наглядные (наблюдение, презентации, демонстрационный материал).

• Игры (игровые ситуации, дидактические и подвижные игры, экскурсии).

• Практические (эксперименты, опыты, творческая деятельность).

Этапы реализации проекта

1 этап. Сбор информации, материала и выявление проблемы. Постановка цели и задач.

2 этап. Разработка и составление плана, подбор и оформление наглядной информации, разработка конспектов образовательной деятельности.

3 этап. Работа над реализацией проекта, согласно разработанному плану.

4 этап. Подведение итогов реализации проекта.

Ожидаемые результаты проекта

• Дети приобретут знания о флоре и фауне Мордовии.

• Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологического поведения в природе.

• Узнают о взаимосвязях в природе, а также о зависимости жизни растений и животных от сезонных изменений в природе

• Сформируется с к исследованию объектов природы.

• Научатся наблюдать за отдельными объектами природы, делать простые сравнения тех или иных видов растений.

• Развитие у детей любознательности, творчества, познавательной активности и коммуникативных навыков.

• Научитесь отражать свои впечатления от природы родного края в рисунках, поделках, рассказах, играх.

Перспективный план проекта

№ Тема недели Мероприятия

1.

14.09.20-25.09.20 Что такое природа? Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа

Д/и «Природа - не природа»

Д/и «Живая и не живая природа»

Просмотр передачи «Шишкина школа» по теме «Царства природы» (https://youtu.be/428aWY-USMk)

Консультация для родителей «Учите детей любить природу»

Сбор природного материала с родителями (шишки, семена, листья).

2.

28.09.20-09.10.20 В гостях у осени Беседа «Жизнь природы осенью»

Цикл прогулок «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»

Пальчиковые игры «Собираем листочки», «Хозяйка»

Дыхательная гимнастика «Листопад»

Д/и «Когда это бывает»,

Чтение Г. Скрябицкий «Четыре художника. Осень»

Лепка «Ветка рябины» (пластилинография)

Конкурс поделок из природного материала «Дары природы»

3.

12.10.20-23.10.20 Птицы нашего края Познавательный рассказ «Птицы мордовского края»

Д/И «Кого не стало», «Назови 5 птиц»

Загадки о птицах

Речевая игра «Кто как кричит», «Закончи предложение»

Пальчиковая игра «Десять птичек - стая»

Чтение Ф. Атянин «Ласточка», Т. Тимохина «Серый воробей», Я. Пинясов «Доктор Тук –Тук»

Мордовская подвижная игра «В журавлей»

4.

26.10.20-06.11.20 Зимующие и перелетные птицы Беседа «О зимующих и перелетных птицах Мордовии»

П/И «Перелет птиц»

Д/и «Найди по описанию», «Перелетные и зимующие птицы», «Кто чем питается?»

Наблюдение и сравнение птиц у кормушек

Чтение А. Яшина «Покормите птиц зимой»

Конкурс кормушек «Птичья столовая»

Акция «Покормите птиц зимой»(установка и подкормка птиц)

Составление картотеки загадок о птицах

Аппликация из сердечек «Зимующие птицы»

Изготовление фотоальбомов «Зимующие птицы Мордовии» и «Перелетные птицы Мордовии»

5.

09.11.20-20.11.20 Дикие животные Беседа «Дикие животные нашего края»

Чтение Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу», В. Степанов «Животные наших лесов»,мордовская сказка «Медведь-песельник».

Создание экологического альбома «Животные Мордовии»

Рассматривание картин П. С. Меньшикова из серии «Дикие животные»

Д/И «Четвертый лишний», «Найди пару»(детеныши)

Речевая игра «Какой, какая»

Морд. подвиж. игра «Зайцы и волк»

6.

23.11.20-04.12.20 Жизнь животных зимой Познавательный рассказ «Как готовятся звери к зиме»

НОД «Почему заяц зимой белый?»

Викторина «Как зимуют звери?»

Д/и «Кто в домике живет», «Чьи следы»

Пальчиковая игра «Кто спит зимой»

П/и «Лиса и зайцы»

7.

7.12.20-18.12.20 В гости к зиме Беседа «К нам пришла зима»

Цикл наблюдений «Особенности изменений в природе»

Изготовление макета из соленого теста «Зимний лес»

Д/и «Зима – не зима»

Знакомство с зимними приметами

8.

11.01.21-22.01.21 Растительный мир Беседа «Царство растений»»

Наблюдение «Растения на территории детского сада»

Чтение Л. Толстой «Дуб и орешник»

Зрительная гимнастика «Ёлка»

Д/и «Назови 5 деревьев», «С какого дерева листок», «Назови дерево по описанию»

9.

25.01.21-05.02.21 Что такое лес Беседа «Что такое лес?»

Познавательный рассказ «Правила поведения в лесу»

Д/и «С какого дерева детки», «Можно- нельзя»

Эксперимент «Сравнение веточек и шишек сосны и ели»

Физич. упраж «Кто дальше?» (бросание шишек)

Физкультминутка «В лесу»

Дыхательная гимнастика «Вдыхаем запах леса»

Слушание аудиозаписи «Звуки леса»

10.

8.02.21-19.02.21 Растения луга и поля НОД «Путешествие на луг».

Познавательный рассказ «Дикие и культурные растения Мордовии»

Дид. игра «Дикие и культурные растения»,

«Четвертый лишний»

Чтение рассказа М. Пришвина "Золотой луг"

Игра с движениями «Урожай».

Создание картотеки загадок о растениях.

Рисование «Полевые цветы»

11.

22.02.21-05.03.21 Водоемы Мордовии НОД «Путешествие по водоемам Мордовии»

Чтение Т. Тимохина «Куда торопиться речка Синарка»

П/и «Ерши и щука»

Д/и «Назови ласково», «Назови одним словом»

Лепка «Птицы на реке»

12.

09.03.21-19.03.21 Обитатели водоемов Мордовии Познавательный рассказ «Обитатели водоемов Мордовии»

Д/и «Назови 5 рыб», «Найди рыбу по названию», «Назови одним словом», «Кто где живет?»

Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим»

П/и «Ерши и щука»

Рисование «Рыбы»

13.

22.03.21-02.04.21 Весна пришла НОД «Весна пришла»

Д/И «Приметы весны», «Назови ласково», «Весенняя поляна», «Назови одним словом»

Физкультминутки «Краски весны», «Мишка вылез из берлоги», «дует ветер с высоты»

Загадки о весне.

Разучивание закличек о весне.

Весенние эксперименты (почему тает снег, где быстрее тает снег, первые проталины, плывет-тонет, когда бывает капель и др.)

Долгосрочное наблюдение «Огород на окне»

14.

05.04.21-16.04.21 По страницам красной книги Мордовии Беседа «Что такое Красная книга?»

Познавательный рассказ «растения и животные Красной книги Мордовии»

Д/и «Найди по описанию», «Собери картинку», «Правила поведения в природе»

Рассматривание фотоальбома «Редкие и исчезающие растения и животные Мордовии»

Выставка рисунков «Редкие растения и животные Мордовии»

15.

19.04.21-30.04.21 Заповедники Мордовии - Беседы «Что такое заповедник?»,

«Заповедные места Мордовии»

- Рассматривание фотоальбома «Заповедные места Мордовии»

Д/и «Кто где живет?»

Экологический субботник «Природа любит чистоту»

16.

11.05.21-14.05.21 Обобщение и мониторинг Викторина «Знай и люби свой край»

В процессе работы над проектом в группе была создана необходимая предметно - развивающая среда. В специальном уголке дети имеют возможность закреплять свои полученные знания. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, наборы дидактических карточек по темам, книги с произведениями художественной литературы, фотоальбомы для рассматривания (их я изготавливаю сама).

Разработана так же система организованных занятий и наблюдений. Материал проекта старалась распределить согласно сезонам, чтобы иметь возможность изучать тот или иной объект в естественных условиях. Если мы рассматриваем бабочку, то лучше наблюдения проводить весной; если даём знания об овощах, то делать это лучше осенью. Так же материал идёт от простого, знакомого и понятного детям, к более сложному. На занятиях знакомимся, как с живой природой : животными и птицами, растениями, рыбами, насекомыми, грибами, так и с неживой: почвой, водой, солнцем. На примере ухода за комнатными растениями и выращивании огорода на окне, дети знакомятся с условиями необходимыми для роста и развития растений. Дети учатся различать живые объекты природы от неживых. Знакомятся с образом жизни животных: местом обитания, способом передвижения, чем питаются, как добывают корм, знают части тела и их особенности. Учатся устанавливать связи между сезонными изменениями и приспособлениями животных и растений.

В ходе ознакомления дошкольников с природой Мордовии использовалась и опытно-экспериментальная деятельность. Вместе с детьми мы проводили следующие эксперименты и опыты: «Почему тает снег», «Где быстрее тает снег», «Первые проталины», «Плывет-тонет», «Когда бывает капель», «Сравнение веточек сосны и ели» др. В процессе выращивания «Огорода на окне» проводили исследования «Какая земля», «Солнце», «Вода», «Человек», выясняя насколько растения нуждаются в каждом из этих факторов. Данная деятельность позволяет формировать у детей исследовательские навыки и интерес к познанию родной природы.

Большое внимание уделяла проведению сезонных прогулок, где мы с детьми отмечаем изменения в природе, учимся любоваться красотой вокруг нас. В процессе наблюдения стараюсь побуждать каждого ребенка отражать свое отношение (нравиться, не нравиться, почему). В качестве объектов выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев кустарников, трав, мхи, грибы, старые пни, муравейники, и. т. д.) Наблюдения и прогулки позволяют более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Одни и те же объекты изучаем много раз особенно в разные сезоны года.

Особое значение мы с детьми придали организации зимнего кормления птиц. Кормушки у нас самой разнообразной конструкции, все их сделали воспитанники со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке. Вместе с детьми мы заготавливаем корм из семян растений и деревьев. Зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию, что человек, кормящий птиц зимой, спасает их от смерти.

На территории детского сада организован цветник, где дети знакомятся с культурными и декоративными растениями. Учится ухаживать за ними, приобретают первые навыки и знания ухода за растениями, при этом трудовая деятельность детей всегда содержит элементы игры, подражания взрослой жизни. В процессе труда в природе дети подчиняют свою деятельность, свои желания определенным социальным мотивам, учатся понимать, что их труд приносит пользу людям для сохраняет растения и животных.

Самое главное - что можно сделать - это объяснить, что все в природе все взаимосвязано на примере простейших и известных детям объектов (например "цветы- бабочки" : если собрать все цветы без разбора, бабочкам нечем будет питаться и они погибнут; поэтому в лес мы ходим как в гости к друзьям – общаться с обитателями и любоваться красотой природы.

Также при ознакомлении с природой родного края, детей знакомила с множеством произведений художественной литературы (в т. ч. произведения мордовских писателей, которая помогает обогатить представления об окружающем мире. Большое внимание уделялось разгадыванию и составлению загадок о птицах, животных, растениях, временах года, заучиванию пословиц и народных примет.

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической компетентности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. Для этого я оформляла соответствующие стенды, проводила консультации, давала рекомендации, где и как наблюдать за природой с детьми. Родители прислушиваются к моим рекомендациям и выполняют все мои пожелания. Например, родители участвовали в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми зимой развешиваем на территории прогулочного участка. Родители также участвуют в весенне-осенних работах на цветнике, помогают в изготовлении пособий и атрибутов. Вместе с детьми они участвовали в конкурсе поделок из природных материалов.

В результате проделанной работы, наблюдаются положительные тенденции:

• расширение знаний детей о представителях растительного и животного мира Мордовии;

• дети стали осознанней относиться к природе, оценивать и контролировать свое поведение в природе;

проект научил детей рассматривать природу в деталях, восхищаться ее красотой;

• дети пришли к пониманию зависимости изменений в жизни растений и животных жизни от сезонных изменений погоды;

• активизировалась познавательная деятельность.

Если я научила детей наблюдать за летящей бабочкой, ползающим муравьем, цветущей сиренью, полетом ласточки и тем самым пробудила интерес к огромному миру природы, то проделанную работу можно считать успешной. И я верю, что когда мои воспитанники вырастут, они будут любить свой родной край и относиться к ее природе с заботой и любовью.

Список литературы.

1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.

2. Голубчик М. М. «География моей республики», С, 1990 г.

3. «Все о Мордовии» Энциклопедический справочник, С, 2005 г.

4. Красная книга Республики Мордовия. В 2-х томах/ Сост. В. И. Астрадамов – С, 2005.

5. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми», М, 2003 г.

6. Николаева С. Н. «»Воспитание экологической культуры в дошкольномдетстве», М. : Просвещение, 2002

7. Ручин А. Б. «Природа мордовского края», С, 2007 г.

Список использованных Интернет-ресурсов.

https://rodnaya-tropinka.ru/priroda-i-rukotvornyj-mir-didakticheskie-igri-dlya-detej

http :// wikipedia .гu

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/10/04/kartoteka-didakticheskikh-igr-po-ekologii-dlya

https://zapoved-mordovia.ru/

https://bio.mrsu.ru/ru/news/179-krasnaya-kniga-respubliki-mordoviya-redkie-vidy-rastenij-i-gribov

https://zoogalaktika.ru/photos/red-data-book-region/red-data-book-privolzhskij/red-data-book-mordoviya#glava1

https://ecoportal.info/krasnaya-kniga-mordovii/

https://tourismportal.net/nature/zivotnyj-mir-12

Публикации по теме:

«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников Программа по экологическому воспитанию "ПРИРОДА - НАШ ДОМ" «Человек! Возведи взор свой от земли к небу, — какой, удивления достойный,.

Информационно-познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию к Дню Победы «На суше, в небе, на морях…»Информационно-познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию к Дню Победы «На суше, в небе, на морях…» Информационно – познавательный проект по нравственно – патриотическому воспитанию «На суше, в небе, на морях…» во 2 младшей группе Сроки.

Мастер-класс «Коллективный коллаж по экологическому воспитанию «Природа и мы»Мастер-класс «Коллективный коллаж по экологическому воспитанию «Природа и мы» Наша планета. Есть одна планета — сад, В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных, Лишь на ней одной цветут,.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Наш дом — природа» ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» Занятие по экологическому воспитанию Тема: «Наш дом – природа» Воспитатель: Саакян К.

Конспект занятия во второй младшей группе «Животные мордовского края»Конспект занятия во второй младшей группе «Животные мордовского края» Цель: Расширять и систематизировать знания и представления детей о диких животных наших лесов. Развитие связной речи детей Задачи: учить.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края»Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Ольга Андреева Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Макет "Дикие животные. Лес.

Фотоотчет «Проект «Природа родного края — Северной Осетии-Алании» ПРОЕКТ В ДОУ ТЕМА «Природа родного края- Северная Осетия- Алания» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети старшей.

Проект «Вкусные тарелочки» по экологическому воспитанию детей в подготовительной группеПроект «Вкусные тарелочки» по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе Цель: Формирование у детей дошкольного возраста экологических представлений через познавательно-исследовательскую деятельность. Задачи:.

Проект по экологическому воспитанию «Зеленый дом»Проект по экологическому воспитанию «Зеленый дом» Проект "Зеленый дом" Тема проекта: "Формирование экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста". Руководитель проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный проект по экологическому воспитанию «Природа Мордовского края» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 22 сентября 2021 в 08:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД