МААМ-картинки

Познавательный проект «Занимательная математика»

Толстых Анастасия
Познавательный проект «Занимательная математика»

Б. Паскаль: Предмет математики настолько серьёзен,

что надо не упускать случая, сделать его занимательным.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Публикация «Познавательный проект „Занимательная математика“» размещена в разделах

В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека знания компьютерных технологий, причем все более глубоко, поэтому в наше время математика востребована как никогда раньше.

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

Проблема: неумение детьми применять математические знания в нестандартных ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнить её до конца.

Гипотеза:

1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

2. Активизация мышления, памяти, внимания, воображения; сформировать навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества;

3. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Цель:

Создать условия для повышения уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.

знакомить с составом чисел в пределах 10; учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание.

учить распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

формировать у детей первоначальные измерительные умения.

учить читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.

дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времён года.

Развивающие: развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать. Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Основные формы реализации проекта :

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

Беседы;

Игровые ситуации на образовательной основе;

Чтение художественной литературы;

Заучивание стихотворений;

Игры: подвижные, творческие, дидактические;

Праздники и развлечения;

Просмотр мультфильмов.

Изготовление поделок из различных материалов.

Самостоятельная деятельность:

Игры;

Продуктивная деятельность.

Работа с родителями:

Анкетирование;

Консультации, памятки;

Наглядно-текстовая информация;

Совместные мероприятия детей с родителями;

Предполагаемые результаты:

• Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

• У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.

• Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

• Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

• Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

Результаты реализации проекта :

В результате проектной деятельности дети создадут различные продукты деятельности: картотеку загадок и стихов по математике, альбомы с картинками, нарисуют рисунки, участвуя, в весёлых математических играх, получат максимум знаний, навыков, и свои первые награды по математике.

После завершения проекта дети смогут :

• Показать все свои приобретённые представления и умения, проявить выдумку и фантазию, поучаствовать в весёлых математических играх;

• Осуществить поиск информации (самостоятельно и совместно со взрослыми) из разных источников;

• Осуществлять подбор различных материалов, создавать продукты деятельности (самостоятельно и совместно со взрослыми);

• Собирать и обобщать факты, формировать и представлять собственную точку зрения.

• Улучшилось логико-математическое мышление, внимание, память.

• Дети стали использовать математические знания в разнообразной самостоятельной деятельности;

• Улучшились навыки ориентировки в окружающем пространстве, на плоскости и во времени;

Усовершенствовали умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, классифицировать, считать, группировать.

Реализация проекта :

1 этап. Подготовительный.

1. Изучение методической литературы.

2. Составление плана работы.

3. Выявление первоначальных математических знаний, умений, навыков и представлений детей. (Диагностика).

4. Информирование родителей о предстоящей деятельности.

5. Подбор литературы о математике, раскрасок, дидактических игр, стихотворных задач, математических считалок, «математика в сказках», оформление математического центра, изготовление различных пособий по ФЭМП («Игровизор», подготовка различных игровых презентаций по математике.

2 этап. Основной этап.

Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась в двух формах: в совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах (организационно-образовательная деятельность, беседы, чтение художественной литературы) и в самостоятельной деятельности детей.

3 этап. Заключительный

1. Используя диагностику, выявить уровень элементарных математических представлений у детей подготовительной группы.

2. Создание презентации по итогам реализации проекта.

3. Провести совместный досуг с родителями.

Дальнейшее развитие проекта :

В условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, можно сформировать у них полноценные представления об отдельных математических понятиях. Обучение при этом рассматривается как непременное условие развития, которое в свою очередь становится управляемым процессом, связанным с активным формированием математических представлений и логических операций. Под математическим развитием следует понимать изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой, но и всестороннее развитие детей.

Таким образом, работа с дошкольниками строится на основе следующих дидактических принципов:

• Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

• Новое знание вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности)

• Обеспечивается возможность разно уровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

• При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

• У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);

• Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми своего собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

• Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Развивающая предметно – пространственная среда:

В группах старшего дошкольного возраста центр познавательного развития по математике может содержать :

• Обучающие настольно-печатные игры по математике;

• Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

• Геометрические мозаики и головоломки;

Занимательные книги по математике;

• Тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы;

• Тетрадь в крупную клетку;

• Простой карандаш; набор фломастеров; ручка шариковая;

• Линейка и шаблон с геометрическими фигурами;

• Небольшие ножницы;

• Набор цветной бумаги;

• Счетный материал;

• Набор цифр.

Список методической литературы:

1. «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, издание 3-е, исправленное и дополненное соответствует ФГОС, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015

2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет, перераб. – Волгоград: Учитель, 2016. (ФГОС ДО)

3. Козина Л. Ю. «Игры по математике для дошкольников»-М. : Сфера, 2008 г.

4. Михайлова З. А. «Игровые задачи для дошкольников»- СПБ. : Акцидент, 1996г.

5. Данилова В. В., Рихтерман Т. Д. и др. «Обучение математике в детском саду»-М. : Академия,1997г.

6. Сербина Е. В. «Математика для малышей»-М. : Просвещение, 1992г.

7. Шарыгина Т. А. «Точные сказки. Формирование временных прдставлений» М. : Книголюб, 2005г.

8. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников( 5-7 лет).

Приложение №1

Перспективный план по реализации проекта

На основе ситуативных высказываний детей, записей сделанных в модели трёх вопросов, и исходя из своего профессионального опыта создали план реализации проекта.

Модель трё х вопросов:

Что мы знаем о математике?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать чтобы узнать?

№ Этапы проекта

Цели Мероприятия Дата проведения

1 Подготовительный этап

Цель: Изучение возможностей и потребностей детей и родителей по развитию и формированию у детей математических представлений.

1. Анкетирование родителей: «Зачем нужна математика»

2. Диагностика детей.

3. Сбор и анализ литературы по данной теме.

4. Подборка демонстрационного материала, видеофильмов.

5. Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, художественных произведений по теме.

6. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

7. Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды. Декабрь

1-2 неделя

2 Основной этап

Цель: Создание условий для реализации проекта, развития познавательных способностей детей, усвоения и закрепления знаний детей по математике. Тема: «Мы считаем»

1. Предварительная беседа в рамках проекта

«Раз, два, три, четыре, пять - всё мы можем посчитать»

2. «Математика в нашей жизни»

3. «Путешествие в мир счётных устройств»

4. «Математика важна, математика нужна»

5. Дидактические игры

6. Подвижные игры

(Приложение к проекту) Декабрь

3-4 неделя

Январь

2-3 неделя

Тема: «Решаем задачи»

1. Логические задачи

2. Задачи – шутки

3. Математический конкурс КВН

(Математика Т. И. Дорофеева стр. 115, 189.)

4. Стихи, считалки

(Приложение к проекту) Январь

4 неделя

Февраль

1 неделя

Тема: «Форма и величина»

1. Одинаковые, разные, больше, меньше, столько – же.

2. Условная мера, длина, объем жидких и сыпучих тел.

3. Ориентация в пространстве.

4. Ориентация в клеточном поле.

5. Геометрические фигуры.

(Ж. «Дошкольник» стр. 159 – 163)

6. Игры к теме «Форма и величина»

(Дошкольник стр. 170 – 182)

7. Сюжетно – ролевые игры

(Приложение к проекту) Февраль

2- 3 неделя

Тема: «Пространство и время»

1. Познавательный рассказ о часах.

2. Беседа на тему: «Кто и как считает время».

3. НОД «Часы. Как узнать время» Февраль

4 - неделя

Март

1 - 2 неделя

3 Заключительный этап Математический праздник «Теремок» - открытый просмотр.

Ж. Воспитатель №7/2010 стр. 64 Март

3- 4 неделя

Работа с родителями

1. Консультации:

«Математика и в шутку и всерьёз»

«Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики»

2. Родительское собрание на тему:

«Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики»

3. День открытых дверей

4. Беседы с родителями на тему:

«Интеллектуальные игры в жизни детей»

«Развитие математических способностей детей»

5. Семинар для родителей выпускников:

«Первоклассник и новая социальная действительность»

«Какие интеллектуальные игры вы используете дома».

Публикации по теме:

«Занимательная математика для дошкольников». Презентация .

Дидактическая игра «Занимательная математика»Дидактическая игра «Занимательная математика» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю дидактическую игру «Занимательная математика». Начиная, с младшего возраста по программе знакомят.

Конспект НОД для подготовительной к школе группы «Занимательная математика»Конспект НОД для подготовительной к школе группы «Занимательная математика» Конспект НОД для подготовительной к школе группы. "Занимательная математика". Цель: 1. Доставить детям радость и удовольствие. 2. Поддержать.

Конспект НОД по ФЭМП «Занимательная математика. Легкий — тяжелый. Больше, меньше, поровну. Решение задач» в старшей группе Программное содержание: -закрепить умение сравнивать понятия «легкий», «тяжелый»; -закрепить умение классифицировать предметы; -закрепить.

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе Тема НОД: Занимательная математика Ведущая образовательная деятельность:.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Занимательная математика»Конспект занятия по математике в старшей группе «Занимательная математика» Цель: создание условий для закрепления математических знаний. Задачи: обобщить знания детей о целом и частях, закрепить умение делить.

Лэпбук «Занимательная математика» для детей 3–4 летЛэпбук «Занимательная математика» для детей 3–4 лет Такое пособие, как лепбук, используют уже многие педагоги дошкольного образования в своей работе. Это не просто книжки, а целые "сокровищницы".

Лэпбук по математике «Занимательная математика»Лэпбук по математике «Занимательная математика» ЛЭПБУК по математике "Занимательная математика". Приветствую всех моих коллег, дорогих друзей и уважаемых гостей на моей страничке. Я.

Познавательный проект «Занимательная математика» для детей старшей группыПознавательный проект «Занимательная математика» для детей старшей группы Познавательный проект на тему: «Занимательная математика» для детей старшей группы. Актуальность. Математика – один из наиболее сложных.

Занимательная математика «По следам Колобка» Цель. Совершенствовать навыки счета в пределах 5. Продолжать учить классифицировать предметы по одному признаку (по цвету). Учить различать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный проект «Занимательная математика»
Опубликовано: 23 августа 2021 в 21:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД