Оксана Корабельникова
Практическое использование музыкально-педагогической технологии «Хор рук. Двигательное двухголосие»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ "ХОР РУК. ДВИГАТЕЛЬНОЕ ДВУХГОЛОСИЕ"ПО МЕТОДИКЕ Т. А. БОРОВИК В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ АТРИБУТОВ.
Корабельникова Оксана Киамовна Музыкальный руководитель
СП ДС «Золотой петушок» ГБОУ СОШ №2 п. г. т. Усть-Кинельский
Публикация «Практическое использование музыкально-педагогической технологии „Хор рук, Двигательное двухголосие“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Образовательные технологии
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Образовательные технологии в ДОУ
- Хор рук. Технология
- Темочки
Демографы считают новое поколение детей, родившихся после 2010 года, абсолютно новым и ни на что не похожим. Всем известная фраза «нынешние дети уже не те» была актуальной во все времена. Представители нового поколения отличаются от предыдущего больше, чем когда-либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного еще не случалось. Это в первую очередь связано с колоссальным техническим прогрессом, произошедшим в мире за последние десятки лет. Подрастающее поколение отреагировало на этот «скачок». Современные технологии стремительно изменили и продолжают менять мир, а также приводят к мысли о том, что современные дети должны уметь и знать намного больше, чем их сверстники из прошлого. Следовательно одной из важнейших задач педагогов является постоянный поиск новых, интересных и эффективных средств для воспитания и обучения нового поколения.
В ходе своей работы, в поиске интересных решений и ответов на вопросы в музыкальном воспитании детей я с большим интересом знакомлюсь и изучаю творчество современных педагогов, новаторов, коллег. Очень многие интересные разработки стараюсь применить на практике в своей педагогической практической работе. Одна из интереснейших методик, нашедшая горячий и восторженный отклик в сердцах моих воспитанников, их родителей и коллег, является методика замечательного педагога, исследователя, Татьяны Боровик. "Хор рук. Двигательное двухголосие".Это инновационная музыкально-педагогическая технология. Чем же она так интересна?
Технология «Хор рук» является одной их форм музыкотерапии, арт-терапии и арт-педагогики, развивает слуховое восприятие, творческое воображение и импровизацию. Во многом она способствует развитию координационной свободы движения и двигательных навыков. В процессе работы у детей накапливаются художественно-пластические умения. Данная методика направлена также на развитие чувства ритма и ансамблевого исполнения. Данная технология может быть использована в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Реализуется театрально-игровая деятельность. Хорошо проявляет себя данная технология в развитии Ассоциативного мышления. Такой вид познавательного процесса важно развивать еще с детства. Люди, имеющие хорошо развитое ассоциативно-образное мышление, воспринимают мир в более веселых красках. Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира. Например, у одного человека слово "осень" вызывает ассоциативную связь с холодом и дождем, у другого, с красочной лиственной дорожкой, окраской неба. Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно и креативно. Ребенок может сравнить себя с рыбкой, плавающей в огромном океане, холодной снежинкой, кружащейся в плавном танце или маленькой капелькой дождя. Взмахнуть рукой и парить грозной тучкой или игриво освещать мир, видя себя в роли теплого и приветливого солнышка. Может стать цветочком, игривой бабочкой, маленьким грибочком или другим персонажем. Все лишь зависит от фантазии. А рыбки, снежинки, варежки, и другие атрибуты могут быть сделаны с участием детей, что вызовет ещё больший интерес к данному виду творчества как детей, так и их родителей. Все эти герои в процессе оживут и заиграют необыкновенными красками в руках ребят. Так же для создания полной и целой картины музыкальной композиции можно использовать различные костюмы и декорации. Для этого можно ввести дополнительные персонажи, роль которых с удовольствием исполнят дети. Одна из особенностей данной технологии является ее многофункциональность и применение в различных ситуациях: это и занятия на уроках и работа совместная, коллективная со взрослыми (педагогами или родителями) на тематических мероприятиях и отдельное концертное выступление. Все зависит от задач, поставленных педагогом.
Данную технологию можно применять в разделе музыкального занятия «Восприятие музыки». Музыку я подбираю красивую и мелодичную, не громкую, волнующую, напевную. Она помогает создать соответствующее настроение, активирует внимание, поможет сосредоточиться. Слушать такую музыку особенно полезно детям, с неустойчивой и легко возбудимой нервной системой. Музыкальное произведение анализируется детьми: они высказываются о её характере, музыкальном образе. Очень важно поговорить с детьми о прекрасном и многогранном мире прекрасных звуков из которых состоит произведение. Затем детям предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в хоре рук.
Работу над произведением нужно начинать с «одноголосия», где взрослый выполняет роль дирижера, а дети становятся хором и повторяют все движения. Я стараюсь объяснить значение дирижирования, сравнивая дирижера с волшебником, который творит чудеса, заставляя свой хор слаженно двигаться и выполнять все движения. Через какое-то время роль «дирижера» предлагается занять одному из ребят. Детям очень нравится участвовать в этом процессе и чувствовать себя немного волшебником. Сначала разучивается одна партия. После того, как у детей получается освоить эту роль, можно предложить следующий этап. Детей нужно разделить на 2 группы.
«Первую двигательную партию» будет исполнять одна группа детей, ребята сидят на стульях в одном ряду и повторяют движения ведущего — «дирижера». «Вторую двигательную партию» — другая группа детей. Ребят нужно поставить за спинами сидящих детей, у них будет другая партия и другой ведущий — «дирижер». Дети должны зеркально копировать движения своего ведущего.
Можно начинать работу над «двухголосием». Сначала ведущими выступают взрослый и один из детей. После нескольких репетиций дети уже самостоятельно могут выступить в роли дирижеров всех партий. Эта форма работы интересна тем, что подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности к пониманию двигательного двухголосия. Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров».
Технология «Хор рук» это одна из интереснейших форм работы с детьми. Она предоставляет для нас полёт фантазии, вдохновляет на создания необычных, ярких и красивых номеров.
С ребятами средней группы для осеннего праздника мы прослушали несколько музыкальных произведений и выбрали для выступления "Танец осенних листочков" музыка А. Филиппенко слова А. Макшанцевой. Ребятам подготовительной группы очень понравилось произведение Андрея Петрова Вальс из кинофильма "Берегись автомобиля"
Реквизит для осенних композиций создавали совместно с детьми и воспитателями. Для осеннего хора рук нам понадобились листья деревьев и капельки дождя, еще дополнительно мы изготовили тучку, которая участвовала в партии с капельками. Сначала выбирали макеты осенних листьев. Это были листья клена, дуба, осины и рябины. Листья выбрали большие и красочные. Цвета подобрали очень яркие, багряные и золотистые, янтарного цвета и зеленые с оранжевыми прожилками. Листья распечатали на цветном принтере и заламинировали, вырезали по контуру с запасом.
Для изготовления капелек дождя и тучки использовали другой материал, экологичный коврик для йоги ярко-голубого цвета. Изготовили шаблон, обрисовали. Материал был очень мягкий, потому дополнительно вырезали шаблон из картона и склеили горячим клеем 2 материала.
В результате капли не потеряли форму и выглядели очень натуральными. Крепили капли и листья на мягкую резинку при помощи нитки и иголки и горячего клея.
Вместе с детьми нанесли блики и украсили их при помощи красок. В результате получились очень яркие и красочные атрибуты, которые дети с удовольствием использовали в наших выступлениях.
Самое главное, атрибуты получились красивыми и прочными, их можно использовать не один сезон. В настоящее время готовим зимние атрибуты для Новогодних праздников. В перспективе у нас будет реквизит: елочки и снежинки и варежки и снежки.
Вывод:
Использование данной инновационной технологии на практике позволило нам добиться хороших результатов: атмосферы радостного общения и хорошего настроения, дети были активны и раскрепощены, действительно удалось заинтересовать их. Радостный детский отклик принес удовольствие и ощущение «отдачи».
Список литературы:
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение. 1983г.
2. Баренбойм Л. А. Система музыкального воспитания К. Орфа. М. -Л., 1970г
3. Боровик Т. А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. - М. : ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с. 9-25, №2 с. 18-33, №4 с. 29-41, №5 с. 23-28,
.
.