Получи документы

Практическое занятие (тренинг) для педагогов «Коммуникативная компетентность педагога».

Марина Фёдорова
Практическое занятие (тренинг) для педагогов «Коммуникативная компетентность педагога».
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги, хочу предложить вашему вниманию план-конспект практического занятия с элементами тренинга для педагогов «Коммуникативная компетентность педагога».

Цель тренинга: развитие у педагогов навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека.

Задачи:

- Создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения

- Формирование чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;

- Формировать умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других;

Публикация «Практическое занятие (тренинг) для педагогов „Коммуникативная компетентность педагога“,» размещена в разделах

- Формировать умение решать конфликтные ситуации и преодолевать конфликты в общении друг с другом;

- Развивать невербальные и предметные способы взаимодействия.

I. Представление психолога и участников тренинга.

1. Упражнение «Ладошка с надписью»

Цель: установление контакта, создание соответствующего настроения, осознание своего «Я».

Участники с помощью визуализации представляю,что находятся в первобытной пещере. На стенах пещеры изображения наскальной живописи.

Ведущий говорит о том, что всякий человек «подает» себя другим. Говорит о футболках с разными надписями, приводит примеры «говорящих» надписей.

Затем педагогам предлагается в течение 5-7 минут придумать и записать на бумажных ладошках свое имя на данном занятии, свой жизненный девиз, главное правило, сделать надпись на своей «ладошке». Важно, чтобы она что-нибудь говорила о человеке сейчас - о его любимых занятиях и увлечениях, об отношении к другим, о том, чего он хочет от себя и других.

II. Вводное слово

Психолог рассказывает о средствах коммуникативного общения, понимания.

Цель: введение в групповой процесс.

2. Упражнение «Олени»

Цель. Активизация функционального состояния.

Участники образуют два круга (внешний и внутренний) и встают лицом друг к другу. Ведущий спрашивает: «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? А хотите узнать, как они это делают?» Участникам предлагается проделать ритуал приветствия оленей: правым ухом нужно потереться о правое ухо своего партнера, затем левым ухом - о левое ухо партнера, а в завершение приветствия нужно потопать ногами. После этого внешний круг смещается на одного человека, и церемония повторяется. Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не займут свое исходное положение.

Существуют определенные ограничения на данное упражнение. Упражнение не подходит для разрозненной, малознакомой группы, а также людям, плохо переносящим телесные контакты. В последнем случае настоящие действия могут быть заменены символическими (упражнение проводится при отсутствии реального касания телом).

3. Упражнение «Толстое стекло»

Цель: отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогам в их повседневной работе.

Содержание

Участники делятся на подгруппы по 3-5 человек. Затем психолог знакомит всех с содержанием упражнения. Участникам предлагается представить, что они общаются друг с другом через толстое стекло, то есть они прекрасно видят друг друга, но не слышат. Используя невербальные средства общения, каждой подгруппе необходимо донести некую информацию до всех участников.

Каждая подгруппа получает от одной до трех карточек (по усмотрению психолога) с различными практическими ситуациями. На подготовку пантомимы уходит обычно от 3 до 10 минут. Участники сами распределяют роли.

Обсуждение: участники делятся своими впечатлениями, трудностями, с которыми они столкнулись, и находками, которые они сделали в ходе выполнения упражнения. Как правило, это упражнение вызывает много положительных эмоций.

Методические рекомендации: иногда в педагогических коллективах кто-то отказывается от выполнения данного упражнения. Это право каждого сделать свой выбор участвовать в инсценировке, быть вдохновителем и генератором идей или просто сторонним наблюдателем.

III.Основная часть

Цель: акцентирование внимания на барьерах и ошибках общения.

4. Упражнение «Горячий, холодный, никакой»

Цель: стимулировать процессы командообразования, умения чувствовать партнера, договариваться с другими.

1 из участников выходит за дверь. Все участники делятся на 3 равные группы. Каждой группе ведущий дает свою роль: беразличная, дружелюбная и не готовая к общению. Упражнение выполняется на ковриках. Пришедший участник должен постараться попробовать войти в контакт с участниками группы, сесть к ним.

После выполнения упражнения участникам дают слово, подводят итоги выполнения упражнения.

5. Упражнение «Спящие пираты»

Цель: показать участникам роль ограничений в коммуникациях и способности многих людей ошибочно оценивать свои силы в общении.

Ход упражнения: Двое участников присаживается на коврик по принципу «Спина к спине». Они будут исполнять роли пиратов. Перед ними на ковриках лежат «сокровища». Остальным участникам нужно постараться «украсть» у пиратов как можно больше предметов.

5. Упражнение"Слепой пациент и немой терапевт"

Цель: показать смысл поз и жестов; дать навыки использования невербального языка; в игровой форме подвести к основам невербальной «подстройки» к собеседнику.

Работа в группах из 3 человек. Пациент рассказывает в течение 5 минут свою проблему. Терапевт может реагировать на нее только прикосновениями к телу пациента (так как пациент ""слепой", жесты и знаки на расстоянии не воспринимаются). Наблюдатель описывает особенности контакта, как распределялась энергия. Обсудить чувства терапевта.

Упражнение № 7 «Бабушка из Бразилии»

Цель. Активизация внимания.

Все участники становятся в круг (лицом в центр круга). Ведущий показывает определенные движения: прыжки, движения руками, ногами, головой, которые сопровождаются фразами: «У меня есть бабушка в Бразилии», «У нее вот такая нога», «У нее вот такая рука и голова набок», «Она прыгает и кричит: «Я самая красивая бабушка на свете» и т. д. Все участники повторяют эти движения.

На использование данного упражнения существуют определенные ограничения, в частности связанные с возрастом и профессией участников.

Упражнение № 8 "Весеннее пробуждение".

Цель: дать участникам навыки конструктивного канализирования негативной энергии, впечатлений, повышение личностного статуса, релаксация. (В процессе упражнения используется спокойная,расслабляющая музыка)

Ведущий:

- Представьте, что сейчас весна, начинается расцвет природы. И это так заразительно, что хочется помолодеть, хорошо выглядеть, избавиться от морщин. В этом случае приходит на помощь цигун.

Приемы цигун для восстановления и укрепления зрения

Разминка будет полезной для всех, так как помимо укрепления печени и желчного пузыря дает быстрый омолаживающий и оздоровительный эффект.

Выполнение предложенных упражнений будет полезно при повышенной усталости и утомляемости, при болезнях почек и ног, при аллергии и астме.

Упражнения выполняются в «основной стойке» или сидя, в количестве от 1 до 5 и более раз. Дыхание естественное. Внимание на тех частях тела, ко-торые участвуют в движениях, и на образе дерева.

1. Прорастающее зерно

• Представьте в ладонях космическое зернышко, из которого вырастет наше тело-дерево молодым, крепким, красивым, гибким, сильным и здоровым.

• Поместите воображаемое зернышко на копчик, а наложенные друг на друга ладони — на центр низа живота.

• Покачайте бедрами из стороны в сторону, вперед-назад и по кругу (по часовой стрелке и против). Внимание на центре низа живота.

2. Выращивание дерева

• Представьте себя в образе дерева от неба до земли.

• По рукам прорастают веточки, тянущиеся к линии горизонта: три по внутренним поверхностям и три — по внешним.

• Из стоп в землю прорастают глубокие корни: по два — по внутренним, по два — по передним, по одному по боковым и задним поверхностям.

Образы веток и корней хорошо помогают укрепить энергетические меридианы.

При промывании тела-дерева представляйте появление на нем зеленых почек, побегов, а в центрах: груди, солнечном сплетении, нижней части живота — по большому белому или бело-розовому цветку.

Проливание ци из ладоней в глаза:

• разотрите до тепла ладони друг о друга и легким прикосновением наложите на закрытые глаза;

• подержите ладони у глаз, пока ощущается тепло, идущее из них.

Для большего оздоровительного эффекта ладони можно мысленно наполнить зеленым цветом или энергией образа дерева.

Проливание ци дерева из ладоней в печень. Растертые до тепла и наложенные друг на друга ладони, наполненные мысленным образом дерева или зеленым цветом, подержите около 1 минуты на печени, правом подреберье.

Массаж поясницы. Разотрите ладонями кругообразно поясницу.

Массаж стоп. Разотрите стопы друг о друга или ладонями.

Закончив выполнять упражнения, посидите от 30 секунд до 1 минуты с закрытыми глазами. Ни о чем не думайте, расслабьтесь и отдохните.

9. Завершение занятия, подведение итогов. Обратная связь участников.

Литература:

1. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ психологическое сопровождение – М. : Сфера, 2005.

2. В помощь психологу ДОУ Практические семинары для педагогов ч. 1,ч. 2.

Публикации по теме:

Календарно-тематический план занятий в рамках проекта «Хочу учиться!» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию календарно-тематический план занятий в рамках проекта "Хочу учиться!" Проект План рассчитан.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическое занятие (тренинг) для педагогов «Коммуникативная компетентность педагога».
Опубликовано: 18 января 2015 в 19:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практическое занятие (тренинг) для педагогов «Коммуникативная компетентность педагога».» (включая файлы) размещена пользователем Марина Фёдорова (УИ 276962) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД