Папки-передвижки

Практический курс по развитию речи дошкольников

наталья малюганова
Практический курс по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Задание 1.

Наблюдение и анализ НОД по развитию речи в старшей возрастной группе.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Солнышко» «Чтение произведения Н. Носова «На горке»».

Таблица 1. Фотозапись занятия.

Структура занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей

Вводная часть Приветствует детей в круге; задает загадки с использованием «Волшебного мешочка» (по произведениям Н. Носова); педагог отмечает детей, дающих полные ответы.

Публикация «Практический курс по развитию речи дошкольников» размещена в разделах

Приветствуют друг друга и педагога в общем круге; садятся на стулья в полукруг; отгадывают загадки (выкрикивают, поднимают руки); дети дают полные ответы (это котенок Васька из сказки, ой, из рассказа «Живая шляпа»); ответ на последнюю загадку отвечают хором (огурцы).

Педагог задает вопрос: «Кто написал все эти произведения? А композитор ли он?» Предлагает рассмотреть портрет на доске. Ответ Вани: «Композитор Николай Носов. НЕТ, он детский писатель. Смотрят на портрет» .

В: «Какие рассказы пишет этот автор? А если мы забавляемся он какой? Забавный! Давайте повторим вместе». Д: «Смешные, полезный рассказ, умный.

Забавный.»

В: «А если рассказ нас учит он какой? Поучительный, давайте повторим». Хоровые и индивидуальные ответы детей.

Основная часть Открывает иллюстрацию на доске к рассказу Н. Носова «На горке», озвучивает вопросы, какие будет спрашивать после прочтения. Рассматривают иллюстрацию, слушают чтение рассказа.

Выразительно, эмоционально читает произведение. Внимательно слушают.

Задает вопросы : «Кто главный герой этого рассказа?» Отвечают: «Котька, Котька Чижов».

-Какой он по характеру? Почему вы так решили? - Хитрый, ленивый. Он сидел дома и не хотел помогать, он хотел только кататься.

Предлагает в помощь иллюстрации (6 шт.) по развитию сюжета рассказа. Рассматривают иллюстрации.

Задает вопросы: «Что построили дети во дворе?»

В: «Отвечайте полным ответом. Ева скажи». Отвечают: «Горку» (хором).

Ева: «Дети построили во дворе горку».

В: «Кто может рассказать а они ее строили? Что они делали?» Ксюша: «Трудились».

Матвей: «Носили снег».

Кристина: заливали горку водой.

В: «Какие были ребята?»

Заостряет внимание детей на слове «трудолюбивые». Данила: «Не ленивые».

Ева: «Старательные, трудолюбивые». Индивидуальные и хоровые ответы детей.

В: «Легко ли детям было строить горку? А где в это время был Котька? Что сделал Котька, когда горка была готова, Саша? Получилось ли у него кататься? Что же он придумал? Где он взял песок? Что такое дворницкая?» Педагог показывает картинку дворницкой.

Педагог рассказывает и показывает картинки, как дети раньше катались с горки, без ледянок и ватрушек. Отвечают (поднимают руки) : дети работали сообща, вместе; Котька смотрел в окно, он был дома. Он быстро оделся и побежал на горку, он одел коньки и пошел кататься. У него не получилось, потому что горка была скользкой. Он придумал посыпать горку песком. Он его взял в дворницкой. Ваня: «Дворницкая – это кладовка, где дворник хранит свои приборы, чтобы очищать дорогу, то есть инструменты».

В : «После того как мальчик посыпал горку песком, получилось ли у него покататься? А как он спустился с горки? Это как так на четвереньках? Кто сможет показать? Ах, вот как! Это опора на 4 точки». Ответы: «Нет» (хоровой). «Забраться смог, а скатиться не смог, потому что горка была засыпана песком». «На четвереньках спустился». Дети показывают, как спускался Котька.

В: «А что же было потом? Котьке понравилось трудиться? Д: «Потом Котька вместе с ребятами строил горку. Да, ему понравилось трудиться. Он даже построил лесенки».

Физкультминутка: педагог рассказывает текст (как на елке снег., сопровождая его движениями. Встают, совместно с педагогом выполняют движения.

Озвучивает пословицу: «Любишь кататься…» «Как вы думаете, что обозначает эта пословица?», «Если ты хочешь что-то получить, нужно потрудиться», «А какие вы еше знаете пословицы о труде?»

Дети договаривают пословицу. «Надо самому санки возить», «Это значит без труда ничего хорошего не выйдет», «Дело мастера боится» (хором, «Сделал дело, гуляй смело», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Делу время – а потехе час», «Меньше слов, больше дела».

В: «Ребята, ка вы думаете, какой по характеру этот рассказ?»

«А чему вас научил это рассказ?» Поправляет речь детей. Д: «Забавный, поучительный»

«Что нужно помогать друг другу», «Трудолюбию»

Заключительная часть Предлагает сыграть в игру «Скажи наоборот». Эмоционально говорит и показывает.

Показывает детям книгу, дает мальчику, чтобы он ее поставил на полку с книжками.

Благодарит детей за работу. Поднимают руки, отвечают (хоровые и индивидуальные ответы).

Данила несет книгу, ставит на полочку с книгами (выставку).

Цели: познакомить детей с произведением Н. Носова «На горке».

Задачи:

1. образовательные:

- продолжать знакомить детей с творчеством Н. Носова;

- формировать мнение, давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту;

- формировать умение понимать характер героев художественных произведений;

- формировать умение усваивать последовательность развития сюжета;

2. развивающие :

- развивать умение высказывать собственное мнение;

3. воспитательные:

- воспитывать уважение, бережное отношение к чужому труду, самостоятельность.

Форма проведения: чтение художественной литературы

Методы и приемы: словесные (чтение произведения, вопросы, наглядные (показ иллюстраций, портрета автора)

Анализ речи воспитателя : присутствуют следующие критерии

1. звуковая культура речи :

- четкое правильное произношение звуков, слов, фраз;

- присутствие выразительных средств: сила голоса, темы, высота, тембр, пауза, ударение;

2. связная речь:

- умение воспитателя четко, последовательно излагать свои мысли;

- какие предложения использует в своей речи;

- словарный запас (его богатство, своеобразие, соответствию возрасту, детей;

3. грамматика:

- правильное построение предложений;

- правильное употребление слов;

- правильное использование способов словообразования.

Анализ условий: педагог продумал условия проведения занятия, дети сидят полукругом, всем виден демонстрационный материал. Детям предложены: портрет самого автора, большой плакат с иллюстрацией к произведению, серия сюжетных картинок по развитию сюжета рассказа, так же имелись картинки дворницкой и фанеры (для словарной работы). Воспитателем была проведена предварительная работа – чтение других произведений Н. Носова, в книжном уголке на полке собрана выставка книг автора (личные книги воспитателей, групповые, книги детей).

Конспект предложенного комплексного занятия см. приложение 1.

Задание 2.

Провести комплексную диагностику уровня развития речи 8 детей в старшей возрастной группе.

Таблица 2. Результаты диагностики.

Ф. И. Словарь Грамматика Звуковая культура речи Связная речь Средний балл

Зарина 3 3 3 3 3-высокий

Никита 1 1 2 1 1-низкий

Кристина 3 3 3 3 3-высокий

Иван 2 2 2 2 2-средний

Матвей 3 3 3 3 3-высокий

Степан 2 2 3 1 2- средний

Ульяна 3 3 3 2 3-высокий

Ева 2 3 1 2 2- средний

2.4 2.5 2.5 2.1 2.4

В старшей группе «Солнышко» проведена диагностика 8 детей. Диагностика проведена по методике О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной (см. приложение 2).

В результате диагностики выявлены следующие показатели:

- 4 детей имеют высокий уровень, что составляет 50% от диагностируемых;

- 3 детей имеют средний уровень, что составляет 28% от диагностируемых;

- 1 ребенок имеет низкий уровень, что составляет 12% от диагностируемых.

В целом дети хорошо справились со всеми заданиями, предложенными в данной диагностике. На достаточном уровне развиты грамматика и звуковая культура речи. Большее внимание нужно уделить развитию связной речи детей. Лишь у одного из детей задания вызвали значительные затруднения.

По результатам диагностики составлен индивидуальный план работы по развитию речевых навыков с данным ребенком.

Таблица 3. План индивидуальной работы по развитию речевых навыков.

Направления Задачи Планируемые мероприятия, оборудование

Словарь Совершенствовать объем активного и пассивного словаря Рассматривание сюжетных картинок, рассказ по ним.

Пополнять глагольный словарь детей д / и «Что можно сделать?» (подбирать слова действия к игрушкам)

Совершенствовать навык детей правильно употреблять прилагательные в речи д / и "Какой? Какая? Какие?» (Образование и употребление в речи относительных прилагательных.)

Помочь усвоить слова обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др. Отгадывание и придумывание загадок.

Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память Чтение художественных произведений воспитателем, совместный просмотр картинок, обсуждение.

Грамматика Упражнять в образовании ед. и мн. числа имен существительных (лист - листья; птица - птицы; и т. д.). Картины с изображением времен года; предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, овощей, фруктов.

Упражнять в согласовании существительных с числительными (один огурец, два огурца, пять огурцов). Картинки с изображением овощей, муляжи овощей, корзинка, схемы для описательного рассказа.

Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Картинки с изображением диких животных и их детенышей, картинки к игре «Что перепутал художник?», схемы для описательного рассказа.

Формировать умение образовывать приставочные глаголы. Закреплять навык использования в речи предложных конструкций (машина подъехала к гаражу). Предметные картинки с изображением различного вида транспорта, частей разных видов транспорта. Схемы для описательного рассказа.

Звуковая культура речи Развивать речевой слух и внимание. Д / и «Угадай, что я сказала?»

Формировать звукопроизношение. Д / и «Угадай, кто это?»

Развивать речевой слух и речевое дыхание. Упражнение на речевое дыхание «Бабочка летит»

Работать над выразительностью речи. Заучивание потешек, считалок, используя игрушки(3-5минут)

Работать над орфоэпической правильностью речи. Артикуляции звука и упражнения в его произношении с использованием «Сказок Веселого Язычка»

Работать над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением. С / р / и «Варим суп» звуки: с-водичка, з- комарика

Связная речь Формировать умение детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки; Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок

Формировать умение детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания. Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему

Формировать умение детей составлять связный последовательный рассказ по серии сюжетных картинок;

- формировать умение объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию. Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества)

Формировать умение детей выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов. Пересказ рассказов Е. Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту)

Формировать умение детей составлять описательные рассказы о людях, используя их портреты и фотографии. Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку

Данный план считается примерным, количество мероприятий по каждому направлению может варьироваться в зависимости от уровня усвоения конкретным ребенком той или иной темы.

Приложение 2

Методика "Обследование связной речи" Ушаковой О. С., Струниной Е. М.

Для диагностики была использована методика «Обследование связной речи» Ушаковой О. С., Струниной Е. М., представленная в книге: Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : «Владос», 2004 – 288с.

Старший возраст (5-6 лет).

Цель: выявление умения описывать предмет (картину, игрушку, составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

Задание 1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть;

2) рассказывает по вопросам педагога;

3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

Задание 2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

1) Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют;

2) перечисляет признаки (красный, резиновый);

3) называет отдельные слова.

Задание3. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.

1) Ребенок составляет описание (рассказ);

2) перечисляет качества и действия;

3) называет 2—3 слова.

Задание 4. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

1) Составляет рассказ самостоятельно;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) отвечает на вопросы односложно.

Задание 5. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду») и предлагает пересказать.

1) Ребенок пересказывает самостоятельно;

2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым;

3) говорит отдельные слова.

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

Ушаковой О. С., Струниной Е. М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:

I уровень – высокий

Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.

II уровень - средний

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом

III уровень – низкий

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.

Публикации по теме:

Альбом по развитию речи для старших дошкольников с ТНРАльбом по развитию речи для старших дошкольников с ТНР Идея создать что-то необычное созрела давно, но как это воплотить? Многолетний опыт работы с детьми, как школьного, так и дошкольного возраста,.

Игра по развитию речи «Кто как двигается?» для старших дошкольниковИгра по развитию речи «Кто как двигается?» для старших дошкольников Материал для игры:цветные картинки с изображением разных животных,слайды с движущимися животными. Игра проводится около стола. На столе разложены.

Конспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНРКонспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР (2 год обучения, 3 период)Конспект подгрупповой НОД логопеда по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы компенсирующей.

Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников. Тема «Время» Ход НОД. Загадываю детям загадку: Оно весь век бежит вперёд И никогда не устаёт. (Время) - Правильно отгадали, это время. Оно постоянно.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Консультация для родителей «Игры, способствующие развитию речи у дошкольников» Хочу предложить Вашему вниманию игры, которые разовьют мышление и речевые навыки Вашего ребёнка. 1. Весёлые фонарики: Вместе с малышом лягте.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Перспективное планирование «Дидактические игры по развитию речи дошкольников в совместной деятельности» Первая младшая группа (2-3 год жизни) Сентябрь, октябрь, ноябрь Основные задачи развития речи Звуковая культура речи Учить детей : правильно.

Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников»Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников» добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня суббота- выходной! Но работу никто не отменял! Работаем не покладая рук) В данной статье хочу.

Автор публикации:
Практический курс по развитию речи дошкольников
Опубликовано: 6 ноября 2021 в 10:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практический курс по развитию речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем наталья малюганова (УИ 2456610) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД