Наталья Наймушина
Практика создания и использования игровых обучающих ситуаций разного типа в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые обучающие ситуации делятся на три типа.
Первый тип ИОС - использование игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы. Существует огромное количество игрушек-животных и очень ограниченное количество игрушек-растений. Главный смысл использования такого рода игрушек - это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Использование игрушки на занятии должно быть в полном соответствии с ее функциональным назначением: помогает создавать игровые ситуации.
Публикация «Практика создания и использования игровых обучающих ситуаций разного типа в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям. Воспитатели часто используют сюжетные игрушки: кукол, персонажей знакомых сказок (Буратино, Незнайка, Петрушка и др., чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия.
Третий тип ИОС - это различные варианты в путешествие: "Поездка на выставку", "Экспедиция в Африку (или на Северный полюс)", "Экскурсия в зоосад", "Путешествие к морю" и многое другое. во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра (или ее фрагменты, присутствующая на занятиях, в наблюдениях, труде.
Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами.
"Рыбки живые и игрушечные:сравнение внешнего вида".
ИОС может быть использован в ясельной - средней группах.
Дидактическая цель: дать детям представление о строении рыбы, основных частях ее тела. Дети рассматривают рыбок в аквариуме, воспитатель задаёт вопросы: какое тело у рыб? Где голова? Где хвост? Какой он? Что у рыбок на голове? Где у них спина, а где брюшко? что есть у рыб?
"Рыбки живые и игрушечные:сравнение поведения".
ИОС для младшей - старшей групп.
Дидактическая цель: выявить с детьми главные различия: живые рыбы живут в воде, самостоятельно плавают и едят корм; игрушечные рыбки - неживые, они стоят на полке, в шкафу, самостоятельно плавать не могут.
"Сравнение живых и заводных рыб".
ИОС для младшего возраста.
Дидактическая цель: уточнить с детьми понимание, что живые рыбы - это существа, животные. У них есть потребность в пище, воздухе, они приспособлены жить в воде - имеют гладкое, обтекаемое, вытянутое тело, покрытое чешуей;голова впереди заостренная, переходит в туловище (нет шеи);на теле много плавников, помогающих передвигаться в воде; рыбы дышат воздухом, который есть в воде, при помощи жабр. Заводная рыбка - неживая, она сделана из искусственного материала, не может есть, чувствовать, плавать, производить потомство. Она может плавать, если ее заведут: люди придумали механизм, который позволяет игрушке двигаться в воде.
Игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей.
Доктор Айболит.
сама кукла-Айболит должна быть средних размеров, в белом халате и колпачке, желательны очки и борода, символизирующие учёность и доброту. Чемоданчик Айболита кроме традиционного набора содержит рецепты (чистые бумажки небольшого размере, ручку, палочку для рыхления почвы, водный термометр, вату, пластмассовые ножницы, безопасный нож и др. При Айболите должна быть машина скорой помощи с зелёными крестами по бокам (символизирующие помощь природе).
"Айболит осматривает комнатные растения".
Дидактическая цель: научить детей внимательно осматривать растения, находить признаки нездорового их состояния, делать вывод о недостатке каких-либо условий, находить способ оздоровления, воспитывать бережное отношение к растениям, понимание, что они живые организмы, которым нужны хорошие условия жизни.
Воспитатель сообщает детям, что в детский сад приехал Айболит, который ходит по группам и осматривает растения. Предлагается убрать игрушки, навести порядок, чтобы встретить гостя. Приходит Айболит, осматривает цветы, проверяет делается ли опрыскивание, рыхление, подкормка. По каждому растению делает рекомендации.
"Колобок".
"Колобок вникает в жизнь лесных обитателей: начало путешествия".
ИОС для младшей группы.
Дидактическая цель: дать детям первоначальные представления об особенностях жизни зайца и волка в лесу.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группу пришел гость - красивый, румяный Колобок. Гость здоровается, хочет сказать ребятам важную вещь: "Девочки и мальчики, вы конечно знаете, что меня много раз ела лиса. Давайте вместе споем песенку:
Я, Колобок, Колобок:
По амбару метен, по сусекам скребён.
Я от бабушки ушёл и от дедушки ушёл.
Я от зайца ушёл и от волка ушёл.
Я от медведя ушёл и от тебя, лиса, я тоже уйду!
Я покатился и покатился, лиса меня только и видела! Вот так я стал умным и начал задумываться: как так все в лесу живут? Качусь, качусь по дорожке, а ничего про лес не знаю. Вот и пришел к вам. Знаю, что все воспитательницы маленьким ребятам про всё рассказывают"
Игровые обучающие ситуации - игры в путешествие.
"Поездка на выставку", "Экспедиция в Африку"(или на Северный полюс, "Экскурсия в зоосад", "Путешествие к морю" и многое другое. Во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра (или ее фрагменты, присутствующая на занятиях, в наблюдениях, труде.
Примеры игр: "Малыши зоопарка", "Прогулка в лес", "Посещение выставки"
В этих случаях воспитатель сам продумывает сценарий занятия, адаптированных для возраста детей.
"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"