Приложение МААМ

Практико-ориентарованный проект по культуре общения «А ежели вы вежливы…» (1 фото)

Марина Лобанова
Практико-ориентарованный проект по культуре общения «А ежели вы вежливы…»
▼ Скачать + Заказать документы

Практико-ориентарованный проект по культуре общения «А ежели вы вежливы…»

Проект : Формирование культуры общения у детей подготовительной к школе логопедической группы.

«Ежели вы вежливы…»

Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных. Любые отступления от правил культуры поведения или отсутствие культуры как таковой всегда ведут к нарушениям отношений между людьми.

Публикация «Практико-ориентарованный проект по культуре общения „А ежели вы вежливы…“» размещена в разделах

Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения, нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.

Этическое образование есть процесс погружения ребёнка в культуру общества, приобщение к миру нравственности как основе формирования личности. Главная стратегическая задача – воспитание нравственно-здорового ребёнка, имеющего представления о добре и зле, формах одобряемого обществом поведения, способного к сопереживанию и выражению нравственных чувств, знающего не только на словах. Что такое хорошо и что такое плохо, но и способного к действию и поступку.

Задача детского дошкольного учреждения заключается в формировании приоритетов в поведении, ориентированных на нравственные ценности, понимании внутренней мотивации собственных действий и способности адекватной оценки поступков других людей и своих собственных. Основным принципом формирования культуры поведения и речи ребёнка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а затем развивают у них умение совместно и дружно играть, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным. Воспитательные воздействия на детей разнообразные: это показ и объяснение действий. Способов поведения в интересной для ребёнка форме; это и доброжелательное повседневное общение взрослых с детьми; расширение «сферы действия» навыков культуры поведения в различных ситуациях; использование этических бесед; просмотр инсценировок; чтение произведений и т. д.

Нельзя не сказать и ещё и об одном, не менее важном факторе, повлиявшем на чрезвычайную актуальность проблемы культуры общения и речи.

Важно не только уметь построить своё устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения, но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на неё. При контактном общении слушающий в какой-то степени может регулировать темп новой информации, переспрашивая собеседника, прося его говорить медленнее, прокомментировать какое-либо высказывание.

Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Передовая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времён, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. В. А. Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился, и мыслить, и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

Работа по формированию культуры поведения и общения в дошкольных учреждениях находится на пути поиска эффективных методов и приёмов в формировании культуры поведения у дошкольников. Одним из способов организации нравственного воспитания является метод проекта.

Проект : Формирование культуры общения у детей подготовительной к школе логопедической группы.

«Ежели вы вежливы…»

Вид проекта : познавательный, совместно с семьей.

Направление: творческое.

Участники проекта.

Педагоги, дети и родители подготовительной к школе логопедической группы №8

Автор проекта : Учитель – логопед: Лобанова Марина Анатольевна

Сроки реализации: сентябрь – октябрь 2011года.

Продолжительность проекта : Среднесрочный. 8 недель

Актуальность. Наличие удачных и не очень удачных аспектов в решении вопросов по формированию культуры поведения и речи дошкольников методом проекта.

Цель. Формирование коммуникативных навыков, накоплению у детей словарного запаса вежливых слов и выражений, воспитание культуры общения, посредствам игр и упражнений.

Задачи:

1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;

2. Выявить педагогические условия, способствующие формированию у старших дошкольников навыков культурного общения;

3. Выявить уровень представлений о культуре общения у старших дошкольников;

4. Развивать культуру речи детей, обогащать словарный запас. Способствовать развитию памяти, мышления, мелкой моторики;

5. Разработать комплекс мероприятий по культуре общения с детьми, родителями и педагогами в рамках проекта;

6. Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта;

7. Развитие коммуникативных навыков;

8. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

Ожидаемый результат: Разработка группового ролево-игрового проекта по ознакомлению старших дошкольников с навыками культурного общения, воспитание культуры общения посредствам игр и упражнений.

Предварительная работа

• Ознакомительная консультация с родителями о проекте.

• Предложить родителям посетить с детьми общественные места : магазин, детское кафе, поликлинику, конотеатр, общественный транспорт и д. р., обратить внимание детей на правила поведения в этих местах, на культуру речи людей.

Теоретическая часть проекта :

• Подбор методической, справочной и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

• Сотрудничество с гимназией, городской библиотекой.

Ход работы над проектом

1этап. Подготовительный.

“Деятельность педагога и деятельность родителей”

• Изучить литературу по теме проекта.

• Разработать этапы проекта ознакомления с навыками культурного общения.

• Разработать конспекты занятий и экскурсий;

• Подобрать и систематизировать игры и игровые упражнения, изготовить дидактический материал для игр, карточки – символы;

• Провести родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность;

• Продумать формы работы с родителями и педагогами в процессе реализации проекта;

2 этап. Основной.

• Проводятся занятия и экскурсии, на которых дети закрепляют уже известные и знакомятся с новыми правилами культуры общения.

- «Я ли не удалец, я ли не молодец»

Цель: Познакомить детей с несловесными средствами общения. Показать детям, что мимика и жесты помогают полнее выразить мысль, а иногда они способны заменить собою целые слова.

- «Придумано кем-то, просто и мудро, при встрече здороваться»

Цель: Раскрыть этимологическое, социокультурное значение слова – «здравствуй». Выработать устойчивое эмоционально-положительное отношение к приветствиям в разной речевой форме. Добиться понимания последствий соблюдения или нарушения формы приветствия для других людей. Закрепить у детей полученные знания в различных игровых и повседневных ситуациях.

- «У русских по отчеству принято звать»

Цель: Дать представление об особенностях обращения к взрослым в разных странах. Учить образовывать и называть форму отчества. Воспитывать любовь и уважение к старшим.

- «Путешествие в Спасибоград»

Цель: Упражнять в проявлении вежливости и приветливости к сверстникам и взрослым; выражать благодарность в разных речевых формах; соблюдать правила поведения в транспорте. Воспитывать чувство деликатности, такта, чуткости.

- «Счастливого пути!»

Цель: Познакомить с разными формами прощания и способами применения их в различных ситуациях. Закрепить формы приветствия. Закрепить представление детей о видах транспорта и правилах поведения в городском транспорте.

- «Я приду к тебе в гости»

Цель: Познакомить детей с качествами, присущими хозяину (хозяйке) дома. Учить подбирать синонимы, характеризующие слово «гостеприимство».

- «У меня зазвонил телефон…»

Цель: Углублять знания детей о правилах речевого этикета во время телефонного разговора на основе схем-моделей. Упражнять детей в употреблении глагола «звонить» с соблюдением правильного ударения. Воспитывать выдержку, умение считаться с желанием других.

- «Слово лечит, слово ранит»

Цель: Познакомить детей с тем, что слово (речь) является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Показать роль интонации, и её влияние на общение людей.

- «Составление «Словаря добрых слов»

Цель: Закрепить вежливые и ласковые слова, речевые выражения, усвоенные на предыдущих занятиях.

• Проводится работа с родителями и педагогами по теме проекта.

- работа с родителями «Давайте будем вежливы»

Цель: Продолжать учить детей и родителей обмениваться опытом культуры общения; быть взаимовежливыми, совместно выполнять задания, развивать навыки сотрудничества.

- работа с педагогами Педагогический ринг «Уроки этикета и вежливости»

Цель: Уточнение и систематизация знаний педагогов по социальному развитию детей, формированию нравственной основы личности.

• Проводятся сюжетно-ролевые игры, в которых дети закрепляют навыки культуры общения :

- «Путешествие»

Цель: Закрепить нормы культурного поведения и общения в игровой ситуации. Применять правила речевого этикета.

- «Парикмахерская»

Цель: Совершенствовать навыки культурного общения. Расширять словарный запас вежливого и культурного обращения с незнакомыми людьми.

И другие игры

Проводятся дидактические игры:

- «Азбука вежливости»

Цель: Упражнять детей в употреблении вежливых слов в подходящий момент.

- «Чем порадовать маму»

Цель: Углубить чувство привязанности и любви к самому близкому человеку – маме.

- «Испорченный телефон»

Цель: Закрепит называние вежливых слов по телефону.

- «Нечаянно и нарочно»

Цель: Учить детей различать умышленные и неумышленные поступки. Вырабатывать привычку извиняться за причинённое неудобство. Показать детям, что значит быть хорошим на словах и на деле.

- «Не забывай о товарищах»

Цель: Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.

• Рефлексия ситуации «За что бы я сегодня себя похвалил»; «Кому я помог, кто помог мне»; «Какие слова мне нравится произносить, а какие нет».

• Рассматривание репродукций картин, фотографий, рисунков о культуре поведения.

• Прослушивание пластинок, аудиозаписей с песнями о дружбе.

• Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно при соблюдении определё нных педагогических условий:

- создание окружающей среды в группе и дома;

- наличие педагогического такта;

- организация воспитательно-образовательного процесса;

- обогащение словаря речевыми оборотами, соответствующими культуре общения;

- включение детей во все виды деятельности;

- интеграция знаний и умений детей в социальное окружение.

Результаты работы.

1. Итоговое мероприятие. Вечер развлечения «Урок вежливости».

Цель: Дать возможность детям переживать хорошее - как радость, испытывать неприязнь к плохому. Обратить внимание детей на то, что добрые чувства, отношения вызывают уважение, дружбу, любовь. Вызвать желание чаще совершать хорошие поступки, относиться к людям с уважением.

2. Оформлена карта «Азбука вежливых слов»

3. Пополнили групповую библиотеку новыми книгами, рассказами, аудиозаписями, иллюстрациями и др. наглядным материалом, который был использован в проекте.

4. Педагогический процесс в ДОУ выстроен так, чтобы во всех видах деятельности обогащался словарь детей различными: вежливыми словами, речевыми оборотами, соответствующими требованиям этики.

5. Педагоги в своей работе исходили из того, что если у ребёнка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником при общении друг с другом, чувствовать себя непринуждённым во время разговора.

6. Воспитатели и все остальные педагоги соблюдали тактичность. Голос педагога звучал ровно и спокойно, не торопясь.

7. Была проведена разъяснительная работа среди родителей для создания благоприятной обстановки дома. На своих индивидуальных консультациях, выступлениях на родительском собрании мы старались убедить родителей в том, что и дома необходимо поддерживать те требования, которые выдвигают педагоги в детском саду, следить, чтобы ребёнок, разговаривая, вёл себя спокойно, был подтянут, не размахивал руками, не гримасничал, не держал руки в карманах, общаясь, смотрел в глаза собеседнику, был приветлив и доброжелателен.

8. В родительском уголке повесили информацию на тему «Кто такой культурный человек», оформили папку-передвижку «Добрые дела наших детей», смастерили почтовый ящик для родителей, куда они «бросали» свои вопросы по воспитанию культуры поведения и общения у своих детей, а так же могли поделиться тем, как их ребёнок выполняет правила общения и поведения в домашних условиях.

9. Родителей радовали успехи детей, поэтому они оказывали всевозможную посильную помощь: покупали книжки с рассказами о правилах общения, помогали в оформлении «Азбуки вежливых слов», сюжетно - ролевых игр, приносили картинки на данную тему и др.

10. Родителей приглашали на занятия, чтобы они увидели методы и приёмы, помогающие ребёнку осмысливать правила вежливости, и предъявляли к нему соответствующие требования дома.

Проводилась систематическая, целенаправленная работа по развитию речи не только на занятиях, но и во всех видах деятельности, в повседневной жизни детей. Этому способствовала содержательная жизнь в детском саду, побуждающая детей к обмену впечатлениями, к объединению в совместной деятельности, и условия, в которых ребёнок постоянно общается с детьми и взрослыми.

Список используемой литературы

1. Голицына Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами [Текст] / Н. С. Голицына – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2006. - 80с.

2. Голицына Н. С. Система методической работы с кадрами в ДОУ[Текст] / Н. С. Голицына – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2004. – 80с.

3. Рылеева Е. В. Вместе веселее! [Текст] : Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет / Е. В. Рылеева. – М. :Айрис-пресс,2004.-160с.

4. Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей [Текст] / Е. Ф. Черенкова – М. : ООО Издательство ДОМ. ХХI век, 2006. – 188с.

Публикации по теме:

Работа воспитателя Я работаю воспитателем в детском саду общеразвивающего вида 4-й год. Работая в школе, я не очень задумывалась о трудностях в поведении детей.

Участвуем в районной Ярмарке педтехнологий — делимся опытом! (2)Участвуем в районной Ярмарке педтехнологий — делимся опытом! (2) Участвуем в районной Ярмарке педтехнологий -делимся опытом!Продолжаю свой репортаж с Ярмарки педтехнологии Орехово-Зуевского района Интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практико-ориентарованный проект по культуре общения «А ежели вы вежливы…»
Опубликовано: 11 декабря 2012 в 20:43
+68Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практико-ориентарованный проект по культуре общения «А ежели вы вежливы…»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Лобанова (УИ 1008) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 121.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД