Практико-ориентарованный проект по культуре общения «А ежели вы вежливы…»

Марина Лобанова
Практико-ориентарованный проект по культуре общения «А ежели вы вежливы…»

Практико-ориентарованный проект по культуре общения «А ежели вы вежливы…»

Проект: Формирование культуры общения у детей подготовительной к школе логопедической группы.

«Ежели вы вежливы…»

Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных. Любые отступления от правил культуры поведения или отсутствие культуры как таковой всегда ведут к нарушениям отношений между людьми.

Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения, нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.

Этическое образование есть процесс погружения ребёнка в культуру общества, приобщение к миру нравственности как основе формирования личности. Главная стратегическая задача – воспитание нравственно-здорового ребёнка, имеющего представления о добре и зле, формах одобряемого обществом поведения, способного к сопереживанию и выражению нравственных чувств, знающего не только на словах. Что такое хорошо и что такое плохо, но и способного к действию и поступку.

Задача детского дошкольного учреждения заключается в формировании приоритетов в поведении, ориентированных на нравственные ценности, понимании внутренней мотивации собственных действий и способности адекватной оценки поступков других людей и своих собственных. Основным принципом формирования культуры поведения и речи ребёнка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а затем развивают у них умение совместно и дружно играть, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным. Воспитательные воздействия на детей разнообразные: это показ и объяснение действий. Способов поведения в интересной для ребёнка форме; это и доброжелательное повседневное общение взрослых с детьми; расширение «сферы действия» навыков культуры поведения в различных ситуациях; использование этических бесед; просмотр инсценировок; чтение произведений и т. д.

Нельзя не сказать и ещё и об одном, не менее важном факторе, повлиявшем на чрезвычайную актуальность проблемы культуры общения и речи.

Важно не только уметь построить своё устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения, но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на неё. При контактном общении слушающий в какой-то степени может регулировать темп новой информации, переспрашивая собеседника, прося его говорить медленнее, прокомментировать какое-либо высказывание.

Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Передовая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времён, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. В. А. Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился, и мыслить, и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

Работа по формированию культуры поведения и общения в дошкольных учреждениях находится на пути поиска эффективных методов и приёмов в формировании культуры поведения у дошкольников. Одним из способов организации нравственного воспитания является метод проекта.

Проект: Формирование культуры общения у детей подготовительной к школе логопедической группы.

«Ежели вы вежливы…»

Вид проекта: познавательный, совместно с семьей.

Направление: творческое.

Участники проекта.

Педагоги, дети и родители подготовительной к школе логопедической группы №8

Автор проекта: Учитель – логопед: Лобанова Марина Анатольевна

Сроки реализации: сентябрь – октябрь 2011года.

Продолжительность проекта: Среднесрочный. 8 недель

Актуальность. Наличие удачных и не очень удачных аспектов в решении вопросов по формированию культуры поведения и речи дошкольников методом проекта.

Цель. Формирование коммуникативных навыков, накоплению у детей словарного запаса вежливых слов и выражений, воспитание культуры общения, посредствам игр и упражнений.

Задачи:

1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;

2. Выявить педагогические условия, способствующие формированию у старших дошкольников навыков культурного общения;

3. Выявить уровень представлений о культуре общения у старших дошкольников;

4. Развивать культуру речи детей, обогащать словарный запас. Способствовать развитию памяти, мышления, мелкой моторики;

5. Разработать комплекс мероприятий по культуре общения с детьми, родителями и педагогами в рамках проекта;

6. Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта;

7. Развитие коммуникативных навыков;

8. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

Ожидаемый результат: Разработка группового ролево-игрового проекта по ознакомлению старших дошкольников с навыками культурного общения, воспитание культуры общения посредствам игр и упражнений.

Предварительная работа

• Ознакомительная консультация с родителями о проекте.

• Предложить родителям посетить с детьми общественные места: магазин, детское кафе, поликлинику, конотеатр, общественный транспорт и д. р., обратить внимание детей на правила поведения в этих местах, на культуру речи людей.

Теоретическая часть проекта:

• Подбор методической, справочной и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

• Сотрудничество с гимназией, городской библиотекой.

Ход работы над проектом

1этап. Подготовительный.

“Деятельность педагога и деятельность родителей”

• Изучить литературу по теме проекта.

• Разработать этапы проекта ознакомления с навыками культурного общения.

• Разработать конспекты занятий и экскурсий;

• Подобрать и систематизировать игры и игровые упражнения, изготовить дидактический материал для игр, карточки – символы;

• Провести родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность;

• Продумать формы работы с родителями и педагогами в процессе реализации проекта;

2 этап. Основной.

• Проводятся занятия и экскурсии, на которых дети закрепляют уже известные и знакомятся с новыми правилами культуры общения.

- «Я ли не удалец, я ли не молодец»

Цель: Познакомить детей с несловесными средствами общения. Показать детям, что мимика и жесты помогают полнее выразить мысль, а иногда они способны заменить собою целые слова.

- «Придумано кем-то, просто и мудро, при встрече здороваться»

Цель: Раскрыть этимологическое, социокультурное значение слова – «здравствуй». Выработать устойчивое эмоционально-положительное отношение к приветствиям в разной речевой форме. Добиться понимания последствий соблюдения или нарушения формы приветствия для других людей. Закрепить у детей полученные знания в различных игровых и повседневных ситуациях.

- «У русских по отчеству принято звать»

Цель: Дать представление об особенностях обращения к взрослым в разных странах. Учить образовывать и называть форму отчества. Воспитывать любовь и уважение к старшим.

- «Путешествие в Спасибоград»

Цель: Упражнять в проявлении вежливости и приветливости к сверстникам и взрослым; выражать благодарность в разных речевых формах; соблюдать правила поведения в транспорте. Воспитывать чувство деликатности, такта, чуткости.

- «Счастливого пути!»

Цель: Познакомить с разными формами прощания и способами применения их в различных ситуациях. Закрепить формы приветствия. Закрепить представление детей о видах транспорта и правилах поведения в городском транспорте.

- «Я приду к тебе в гости»

Цель: Познакомить детей с качествами, присущими хозяину (хозяйке) дома. Учить подбирать синонимы, характеризующие слово «гостеприимство».

- «У меня зазвонил телефон…»

Цель: Углублять знания детей о правилах речевого этикета во время телефонного разговора на основе схем-моделей. Упражнять детей в употреблении глагола «звонить» с соблюдением правильного ударения. Воспитывать выдержку, умение считаться с желанием других.

- «Слово лечит, слово ранит»

Цель: Познакомить детей с тем, что слово (речь) является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Показать роль интонации, и её влияние на общение людей.

- «Составление «Словаря добрых слов»

Цель: Закрепить вежливые и ласковые слова, речевые выражения, усвоенные на предыдущих занятиях.

• Проводится работа с родителями и педагогами по теме проекта.

- работа с родителями «Давайте будем вежливы»

Цель: Продолжать учить детей и родителей обмениваться опытом культуры общения; быть взаимовежливыми, совместно выполнять задания, развивать навыки сотрудничества.

- работа с педагогами Педагогический ринг «Уроки этикета и вежливости»

Цель: Уточнение и систематизация знаний педагогов по социальному развитию детей, формированию нравственной основы личности.

• Проводятся сюжетно-ролевые игры, в которых дети закрепляют навыки культуры общения:

- «Путешествие»

Цель: Закрепить нормы культурного поведения и общения в игровой ситуации. Применять правила речевого этикета.

- «Парикмахерская»

Цель: Совершенствовать навыки культурного общения. Расширять словарный запас вежливого и культурного обращения с незнакомыми людьми.

И другие игры

• Проводятся дидактические игры:

- «Азбука вежливости»

Цель: Упражнять детей в употреблении вежливых слов в подходящий момент.

- «Чем порадовать маму»

Цель: Углубить чувство привязанности и любви к самому близкому человеку – маме.

- «Испорченный телефон»

Цель: Закрепит называние вежливых слов по телефону.

- «Нечаянно и нарочно»

Цель: Учить детей различать умышленные и неумышленные поступки. Вырабатывать привычку извиняться за причинённое неудобство. Показать детям, что значит быть хорошим на словах и на деле.

- «Не забывай о товарищах»

Цель: Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.

• Рефлексия ситуации «За что бы я сегодня себя похвалил»; «Кому я помог, кто помог мне»; «Какие слова мне нравится произносить, а какие нет».

• Рассматривание репродукций картин, фотографий, рисунков о культуре поведения.

• Прослушивание пластинок, аудиозаписей с песнями о дружбе.

• Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно при соблюдении определённых педагогических условий:

- создание окружающей среды в группе и дома;

- наличие педагогического такта;

- организация воспитательно-образовательного процесса;

- обогащение словаря речевыми оборотами, соответствующими культуре общения;

- включение детей во все виды деятельности;

- интеграция знаний и умений детей в социальное окружение.

Результаты работы.

1. Итоговое мероприятие. Вечер развлечения «Урок вежливости».

Цель: Дать возможность детям переживать хорошее - как радость, испытывать неприязнь к плохому. Обратить внимание детей на то, что добрые чувства, отношения вызывают уважение, дружбу, любовь. Вызвать желание чаще совершать хорошие поступки, относиться к людям с уважением.

2. Оформлена карта «Азбука вежливых слов»

3. Пополнили групповую библиотеку новыми книгами, рассказами, аудиозаписями, иллюстрациями и др. наглядным материалом, который был использован в проекте.

4. Педагогический процесс в ДОУ выстроен так, чтобы во всех видах деятельности обогащался словарь детей различными: вежливыми словами, речевыми оборотами, соответствующими требованиям этики.

5. Педагоги в своей работе исходили из того, что если у ребёнка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником при общении друг с другом, чувствовать себя непринуждённым во время разговора.

6. Воспитатели и все остальные педагоги соблюдали тактичность. Голос педагога звучал ровно и спокойно, не торопясь.

7. Была проведена разъяснительная работа среди родителей для создания благоприятной обстановки дома. На своих индивидуальных консультациях, выступлениях на родительском собрании мы старались убедить родителей в том, что и дома необходимо поддерживать те требования, которые выдвигают педагоги в детском саду, следить, чтобы ребёнок, разговаривая, вёл себя спокойно, был подтянут, не размахивал руками, не гримасничал, не держал руки в карманах, общаясь, смотрел в глаза собеседнику, был приветлив и доброжелателен.

8. В родительском уголке повесили информацию на тему «Кто такой культурный человек», оформили папку-передвижку «Добрые дела наших детей», смастерили почтовый ящик для родителей, куда они «бросали» свои вопросы по воспитанию культуры поведения и общения у своих детей, а так же могли поделиться тем, как их ребёнок выполняет правила общения и поведения в домашних условиях.

9. Родителей радовали успехи детей, поэтому они оказывали всевозможную посильную помощь: покупали книжки с рассказами о правилах общения, помогали в оформлении «Азбуки вежливых слов», сюжетно - ролевых игр, приносили картинки на данную тему и др.

10. Родителей приглашали на занятия, чтобы они увидели методы и приёмы, помогающие ребёнку осмысливать правила вежливости, и предъявляли к нему соответствующие требования дома.

Проводилась систематическая, целенаправленная работа по развитию речи не только на занятиях, но и во всех видах деятельности, в повседневной жизни детей. Этому способствовала содержательная жизнь в детском саду, побуждающая детей к обмену впечатлениями, к объединению в совместной деятельности, и условия, в которых ребёнок постоянно общается с детьми и взрослыми.

Список используемой литературы

1. Голицына Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами [Текст] / Н. С. Голицына – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2006. - 80с.

2. Голицына Н. С. Система методической работы с кадрами в ДОУ[Текст] / Н. С. Голицына – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2004. – 80с.

3. Рылеева Е. В. Вместе веселее! [Текст]: Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет / Е. В. Рылеева. – М.:Айрис-пресс,2004.-160с.

4. Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей [Текст] / Е. Ф. Черенкова – М.: ООО Издательство ДОМ. ХХI век, 2006. – 188с.

Публикации по теме:

Работа воспитателя Я работаю воспитателем в детском саду общеразвивающего вида 4-й год. Работая в школе, я не очень задумывалась о трудностях в поведении детей.

Участвуем в районной Ярмарке педтехнологий — делимся опытом! (2)Участвуем в районной Ярмарке педтехнологий — делимся опытом! (2) Участвуем в районной Ярмарке педтехнологий -делимся опытом!Продолжаю свой репортаж с Ярмарки педтехнологии Орехово-Зуевского района Интерес.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
Практико-ориентарованный проект по культуре общения «А ежели вы вежливы…»
Опубликовано: 11 декабря 2012 в 20:43
+68Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 121.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Дары осени»
В нашем дошкольном учреждении прошла выставка «Осень! Осень в гости просим! » И в садах, и в огороде, И в лесу, и у воды Приготовила природа Всевозможные...
Фотоотчет «Элементы осеннего оформления группы и окон»
Принёс сентябрь зонтики, Полил на рощу дождиком И выросли на кочке Волнушки и груздочки. Просил детей заботливо Ходить по лужам в ботиках. И с грустью...
Конкурс-выставка осенних даров «Чудеса с обычной грядки» в ДС «Сказка»
Осень- удивительная пора! С садов и огородов собирают богатый урожай овощей и фруктов. Лес угощает человека своими дарами и радует небывалой красотой. Осень-...
Оформление группы к празднику «День знаний»
По всей России ежегодно 1 сентября отмечается праздник День знаний. Он получил свое название благодаря тому, что является первым днем осени, когда...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей второй младшей группы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей второй младшей группы по теме «Улитка – длинные рожки» Интеграция образовательных областей:...