Надежда Порфирьева
Практикум для родителей по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей раннего возраста
2. Предложить практические советы по сенсорному развитию.
Публикация «Практикум для родителей по теме „Сенсорное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
1. Теоретическая часть СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА- это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве, а так же запахе и вкусе. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания- запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
На втором- третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношениях между двумя предметами по величине. И не беда, если треугольник при этом ребёнок будет называть «угольником» или «крышей». Достаточно того, чтобы дети научились понимать слова «форма», «цвет», «такой же», «вкус», «запах» и. т. д. Большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов- эталонов, а так же последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.
Начиная с четвёртого года жизни у детей формируются сенсорные эталоны : устойчивые, закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине между несколькими предметами. (М. В. Ильина «Чувствуем- познаём- размышляем»)
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов- эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению всё более сложных глазомерных действий.
2. Практическая часть
УПРАЖНЕНИЕ «Путешествие по квартире»
Образование ребёнка не ограничивается и не исчерпывается рамками детского сада. Основное и большее он познаёт дома из общения с членами семьи, из наблюдения за их действиями, из участия в совместных делах и событиях. Вы можете быть полезны и интересны друг другу без покупки специальных дорогих «развивающих» игрушек. Ведь квартира- место самых больших открытий. Участники делятся на 3 подгруппы. Каждая получает следующее задание: составить список предметов, необходимых для сенсорного развития. Первая подгруппа может отправиться в ванную комнату. Вторая- на кухню; Третья- в комнату.
Приведенные упражнения выполняются слушателями с большим удовольствием. Я же по итогам их выполнения могу судить о том, усвоена ли слушателями основная теоретическая информация.
Упражнение: «Проблемные ситуации».
Задача №1. Проводился эксперимент. Перед детьми ставилось 2 бумажных колпака: красный и синий. Под красным колпаком пряталась конфета. Ребенок должен был ее найти. Места колпаков все время менялись.
Когда дети первой группы находили конфету, то взрослый называл цвет колпака: «красный». Детям второй группы цвет колпака не называли.
Выяснилось, что детям первой группы нужны было всего 8-10 повторений, а детям второй группы – 70-80 повторений для того, чтобы отличить сигнальный признак колпака: красный цвет.
Какой можно сделать вывод на основании этого эксперимента?
ОТВЕТ. Результаты эксперимента показали, что включение слова в деятельность ребенка существенно изменяет восприятие различных предметов.
Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое приспособление к среде именно потому, что слово позволяет обобщать сходные, хотя и разнообразные предметы (по цвету, форме и т. д.).
Задача №2. Мама двухлетней Нади называла девочке все предметы желтого и оранжевого цвета одним словом «желтый», мотивируя тем, что дочка не может выговорить слово «оранжевый».
Мама трехлетней Тамары старалась называть правильно все цвета, как ни трудно было девочке произносить.
Кто из мам поступает правильно и почему?
ОТВЕТ. Мама Тамары поступает правильно, т. к. с самого начала следует формировать правильное представление о цвете.
Задача № 3. Миша (2 года 9 мес.) ни минуты не сидит на месте. Возьмет карандаш и бумагу, немного порисует и бросит под стол; схватит машинку, повозит ее и тоже бросит; побегав по комнате, тут же карабкается на стул, затем на диван и т. д.
Чем объяснить быструю смену действий Миши?
Что можно посоветовать маме?
ОТВЕТ. Быструю смену действий Миши можно объяснить преобладанием у него процесса возбуждения над торможением. Но это может быть связано и с тем, что мальчика еще не приручили сосредоточенно действовать с одним предметом, раскрывая его особенности. Большое число игрушек отвлекает внимание Миши, не даёт сосредоточиться на каком- то одном действии. Мальчика не научили действовать с предметами.
Маме надо приручать Мишу в совместных с нею действиях целенаправленно заниматься одним делом довольно длительное время, не давать новую игрушку, пока он не научится разнообразным действиям с одной, поощрять действия и развивать речь, объясняя при этом свойства отдельных предметов.
Итог родительского практикума.
Принятие решения родительского собрания :.
-Обеспечить ребёнку условия для сенсорного развития в домашних условиях.
Использованная литература
Волков Б. С., Волкова Н. В. «Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах». М., Сфера, 2003.
Лютова Е. К., Монина Т. Б. Тренинг общения с ребёнком (период раннего возраста). СПб. : Речь. -2001
Хрестоматия для маленьких: пособие для воспитателей детского сада/ составитель Елисеева Л. Н. - М. : Просвещение. - 1987