Ирина Мельникова
Практикум по использованию технологии мнемотехники при заучивании стихотворений
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум по использованию технологии мнемотехники при заучивании стихотворений с ребенком старшего дошкольного возраста (5-6 лет, посещающего группу компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: Автоматизация звука [Л] в стихотворении с помощью мнемотаблицы.
Цели:
Публикация «Практикум по использованию технологии мнемотехники при заучивании стихотворений» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Коррекционно-образовательные: закрепить правильное произношение звука [Л], обогащать словарь словами со звуком [Л], закрепить умение определять наличие звука в слове, выполнять звуковой анализ слова, определять количество слогов в слове, составлять предложения по схеме, употреблению предлогов, учить образованию слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбору слов-действий, выучить стихотворение с помощью мнемотаблицы.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа, ориентировку в пространстве, логическое мышление, па-мять.
Оборудование: магнитная доска, мнемоквадраты для мнемотаблицы с недори-сованными картинками, предметные картинки со звуком [Л], схемы для опре-деления места звука в слове, звукового анализа слова, слоговые домики, лист в клетку для графического диктанта.
ТСО: «Говорящее зеркало», запись звуков окружающего мира.
Предварительная работа: слушание записи звуков окружающего мира.
План:
I. Организационный момент
Мы сегодня будем учить стихотворение. Называется оно «Мила-помощница». Послушай:
Мила маме, как могла,
Хоть мала, а помогла.
Долго дела не искала:
Полотенца полоскала,
Вилки вымыла и ложки,
Молоком поила кошку,
Пол метелкой подмела
От угла и до угла…
- О ком это стихотворение? (О маме и Миле)
- Выучить стихотворение нам помогут картинки, но каждая картинка не дори-сована. Чтобы ее дорисовать, нужно выполнить задания.
- Возьми картинку для стихотворения, а я задание.
II. Основная часть
Взрослый и ребенок одновременно берут по одной картинке.
1. Посмотри: здесь нарисована ванная комната (сюжетная картинка). Найди предметы, в названии которых слышишь звук [Л] и назови: мыло, полотенце, зеркало, мочалка. У меня тоже есть такие картинки (логопед выкладывает цветной вариант названных картинок). Раздели на слоги, подбери слоговую схему и выбери самое длинное слово.
Делить на слоги, подобрать схему. Выбрать самое длинное слово, нарисовать его (ПОЛОТЕНЦЕ) – мнемоквадрат «тазик с водой» - «Полотенца полоскала».
2. Посмотри внимательно еще раз на картину «Ванная комната» и назови предметы, которых не должно быть в ванной. (Вилка, ложка) Найди звук [Л] в слове ВИЛКА. (Звук [Л] в слове ВИЛКА стоит в середине слова.)
Определение местоположения звука в словах – ВИЛКА, ЛОЖКА и обозначение местоположения (фишкой на схеме). Рисование предметов в мнемоквадрате для стихотворения – «Вилки вымыла и ложки».
3. Как зовут девочку в стихотворении, которая помогает маме? (Мила). Назови первый звук в слове МИЛА. (М) Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий) 2-й звук? 3-й? 4-? Сколько звуков в слове?
Звуковой анализ слова МИЛА. После выполнения звукового анализа – ребенок рисует девочку (к уже нарисованной маме в мнемоквадрате) - «Мила маме как могла».
4. МАМА большая, а МИЛА маленькая. Поиграем. Игра называется «Большой-маленький» : разложить картинки со звуком [Л] и назвать. До-рисовать мнемоквадрат : маленькое платье около большого - «Хоть мала, а помогла».
5. Послушай, что у нас получилось (показывает на первые две картинки) :
Мила маме, как могла,
Хоть мала, а помогла.
Долго дела не искала:
- Что значит «долго дела не искала»? Что Мила делала? (мыла, подметала, полоскала, поила кошку)
6. «Молоком поила кошку». Кошка с Милой играет в прятки – найди кошку и составь предложение по схеме. (Игра с предлогами).
Логопед показывает картинку и схему предложения к ней, ребенок составляет предложение («Кошка сидит под столом», «Кошка спит на сту-ле» и т. д.) «Молоком поила кошку» - дорисовывают миску с молоком уже нарисованной кошке.
7. Послушай, что делала Мила и назови.
Восприятие на слух звуков окружающего мира – ЗВУК лакающей кошки, ЗВУК воды, ЗВУК метелки. Рисуют метелку к нарисованному полу в мнемоквадрате.
8. «Пол метелкой подмела, от угла и до угла» - слушай меня и рисуй по клеткам.
Графический диктант – нарисовать в мнемоквадрате дорожку «от угла и до угла», воспринимая на слух инструкцию взрослого (картинка в тетрадную клетку).
III. Заучивание стихотворения с опорой на полученную в ходе занятия мнемотаблицу :
Мила маме, как могла,
Хоть мала, а помогла.
Долго дела не искала:
Полотенца полоскала,
Вилки вымыла и ложки,
Молоком поила кошку,
Пол метелкой подмела
От угла и до угла…
IV. Итог
Ребенок рассказывает стихотворение, логопед записывает с помощью техничеcкого оборудования «Говорящее зеркало», которое затем воспроизводит стихотворение. Ребенок слышит, как он рассказывал и оценивает себя.