МААМ-картинки

Правила дорожного движения, формирование основ культуры поведения на дорогах детей среднего дошкольного возраста

Евгения Гордейчук
Правила дорожного движения, формирование основ культуры поведения на дорогах детей среднего дошкольного возраста

На протяжении 2 лет работаю по теме: «Правила дорожного движения, формирование основ культуры поведения на дорогах детей среднего дошкольного возраста».

«За безопасность необходимо платить,

а за её отсутствие расплачиваться»

Уинстон Черчилль

Публикация «Правила дорожного движения, формирование основ культуры поведения на дорогах детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Отличаясь сложностью и многоплановостью, проблема обучения навыку безопасного поведения на улицах города детей дошкольного возраста является не просто актуальной, но и, с учётом её специфики, - жизненно необходимой учебно-воспитательной деятельностью. Возросшее количество транспортных средств, их высокая скорость передвижения и плотность транспортных потоков требует повышенного внимания к реализации задач по обеспечению профилактики дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.

Обучение детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте следует начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Формирование культуры общественного поведения через знание и соблюдение норм и правил поведения на дороге важная предпосылка снижения дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.

В то же время, дети дошкольного возраста являются особой категорией участников дорожного движения, и поэтому к ним нельзя подходить с той же меркой как и ко взрослым. У ребёнка несоизмеримо меньший опыт передвижения по улице, чем у взрослого, не полностью сформировано чувство опасности, страха, ориентации в пространстве, дети подвижны и нетерпеливы. Также для них неприемлемы изложенные на нормативном, недоступном для их понимания языке обязанности пешеходов и пассажиров. Поэтому моя главная задача, как педагогов– доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, и что особо важно, не исказив при этом, их содержания.

К человеку понятие «культура» было применено Цицероном уже в I в. до н. э., после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина, а признаками культурного человека считались его добровольное самоограничение, подчинение правовым, религиозным, моральным и другим нормам.

Культура безопасного поведения в транспортной среде (транспортная культура) является одним из проявлений общей культуры личности, содержанием которой является готовность личности к поведенческому самоопределению в жизненных ситуациях возникающих в транспортной среде. Это средство упорядочивания внутреннего мира носителя, практическая направленность его содержания, которая отражает готовность личности к безопасному типу жизни.

В то же время, транспортная культура – это относительно самостоятельная ветвь общей культуры, являющаяся специфической и самобытной формой жизнедеятельности человека, социальных групп и общества, выступающая результатом активно взаимодействующих таких ветвей культуры, как экологическая, транспортировки, безопасности жизнедеятельности, культура поведения и правовая культура.

Проблема формирования культуры безопасного поведения личности на дороге сообразуется с установками традиционной педагогики. Носителями воспринимаемых культурных ценностей являются среда, личность, образовательный процесс и само взаимодействие людей между собой, взаимодействие человека с объектами деятельности и окружающей культурной средой.

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Лозунг «Берегите ребенка», под которым Екатерина II в 1764 г. издала Указ о применении смертельной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребенка, должен и сегодня стать руководством к действию для воспитателей дошкольных учреждений, ведь ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям и развитию становится к этому подготовленным.

С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Следовательно, моя главная цель воспитательной работы заключается в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения в транспортной среде.

Я считаю, что в воспитательном процессе должны применяться такие методы как: внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. Применение в качестве воспитательного метода внушения объясняется тем, что дети дошкольного возраста хорошо ему поддаются. Это даёт возможность предупредить вероятность дорожно-транспортного происшествия с участием детей внушив детям, например, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя, а на улице можно находиться только со взрослым, и обязательно держать его за руку.

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в моей работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучить дошкольников непосредственно Правилам дорожного движения, сколько сформировать и развить у них навыки и положительные устойчивые привычки безопасного поведения на улице. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

Воспитательный процесс при этом должен носить постоянный характер: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи.

При выборе форм, методов и средств обучения очень важно помнить, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска» : это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. Поэтому занятие должно быть построено с учетом их индивидуальных особенностей.

Рекомендую использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии:

- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;

- интерактивный опрос;

- коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста начинала обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также я объясняю, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя.

На прогулке полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.

На занятиях в группе мы составляем рассказы о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе, или как они шли пешком в детский сад. При этом я ненавязчиво закрепляю у детей понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняю, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.

В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру, во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.

В нашем детском саду имеется интерактивная зона ПДД, где используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно могу показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.

Интересной и эффективной формой работы для меня остается организация ролевых игр, в которых ребята доводят до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. Ведь игра для детей дошкольного возраста является одним из важнейших видов их деятельности, их самовыражением, способом совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.

С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение детьми в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях : нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком.

Для правильного проведения занятия в игровой форме необходимо поставить цель и объяснить правила игры. Кроме того, для эффективного достижения цели игры, помимо ее четкой организации, необходимо соблюдение следующих условий:

- эмоционально-психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих;

- положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость;

- формирование у играющих уверенности в своих силах, и в успехе игры.

Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному поведению на дорогах. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы.

Несоблюдение этих условий делает игру бессмысленной. Особое значение в проведении игры по ПДД имеет взаимоотношение воспитателя и воспитуемых. Отсутствие со стороны воспитателя эмоциональной окраски в процессе подготовки и проведения игры, преобладание негативных оценок приводит к снижению у детей побудительных мотивов к игровой деятельности, сковыванию и подавлению инициативы и потере интереса к игре.

Мной были разработаны основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения :

1. Целевые прогулки и экскурсии.

2. Чтение художественной литературы.

3. Целенаправленные занятии.

4. Сюжетно – ролевые игры.

5. Дидактические игры.

6. Создание атрибутов к играм.

7. Праздники развлечения.

Воспитание и обучение детей безопасному поведению на улице, может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведётся совместно с родителями, ведь именно родители являются авторитетом и предметом подражания. Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими Правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей. Только ежедневные напоминания правил, и положительный собственный пример может выработать у ребенка привычку правильного поведения.

Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка также очень важно взаимопонимание между воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все, поэтому мною был разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

Основные направления и формы работы с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

1. Совместная детско-родительская досуговая деятельность.

2. Тематические родительские собрания.

3. Консультации для родителей.

4. Изготовление стендов с наглядной информацией.

5. Участие родителей в укреплении материально-технической базы группы № 10.

«Правила дорожного движения, формирование основ культуры поведения на дорогах детей среднего дошкольного возраста» - проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей объективной потребностью общества в сохранении жизни и здоровья детей в современной, постоянно развивающейся, высоко энерговооруженной, динамичной и опасной транспортной среде. Так же я пришла к выводу, что конечная цель обучения и воспитания детей в ДОУ выражается в подготовке ребёнка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, обеспечении личной безопасности в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах. При этом воспитательно-образовательный процесс должен быть организован таким образом, что теоретические знания о правилах безопасного поведения на улицах города должны подкрепляться продуктивной деятельностью с последующей реализацией в самостоятельной деятельности воспитанников ДОУ.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста «Дошкольный возраст та пора в жизни человека, когда в его сознание закладываются основы морали, позже определяющие характер будущего гражданина».

Конспект беседы по безопасности для детей среднего дошкольного возраста «Правила поведения в лесу» Цель: Расширить знания детей о природе, пополнить знания о правилах поведения на природе. Задачи: Воспитывать любовь и бережное отношение.

Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевой игры Анисимова В. Ю., Елдашова А. В., Косогорова Е. Н., Лаврушина О. В. Актуальность Проект «Формирование основ безопасного поведения в природе.

Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста с ВОЗ через организацию сюжетно-ролевой игры Косогорова Е. Н., Лаврушина О. В. Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного.

Конспект интегрированного занятия «Правила дорожного движения — правила жизни» для среднего дошкольного возраста Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода. Задачи: 1. Расширять и закреплять.

Конспект занятия по ОБЖ «Правила безопасного поведения» для детей среднего дошкольного возраста Конспект занятия по ОБЖ для детей 4–5 лет: «Правила безопасного поведения для детей среднего возраста» Тема: Правила безопасного поведения.

Дидактическое пособие-лэпбук «Правила дорожного движения» для детей среднего и старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие-лэпбук «Правила дорожного движения» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если содержание.

Лэпбук «Правила дорожного движения» для детей среднего и старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Правила дорожного движения» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Для своих детей группы №41 детского сада "Гусельки" в городе Тольятти, я создала лэпбук по Правилам Дорожного Движения. Лэпбук «Правила.

Лэпбук «Правила дорожного движения» для детей среднего и старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Правила дорожного движения» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие Лэпбук «Правила дорожного движения», предназначен для детей среднего и старшего дошкольного возраста, содержание лэпбука.

Презентация для детей среднего возраста «Правила дорожного движения» слайд 1. название презентации. слайд 2. Правила движения – Важная наука. Соблюдать их все должны И бабушки и внуки! слад 3. Немного из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Правила дорожного движения, формирование основ культуры поведения на дорогах детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 ноября 2019 в 07:43
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД