Получи документы

Консультация «Правовое воспитание дошкольников»

Светлана Кокорнова
Консультация «Правовое воспитание дошкольников»

Актуальность правового воспитания детей дошкольного возраста

Как показывает мировая история, цивилизованное государство всегда стремится повысить правовую культуру членов своего общества путем распространения информации среди своего населения о принятых и действующих нормативно-правовых актах. В качестве средств используются СМИ и печать, сеть интернет, политические и правовые митинги, распространение брошюр правового содержания, ознакомления детей школьного возраста с правовой системой страны и т. д.

Публикация «Консультация „Правовое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Несмотря на то, что воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в сфере образования согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации», в системе российского дошкольного образования, на сегодняшний день, еще недостаточно уделено внимания воспитанию правовой культуры у детей дошкольного возраста.

Актуальность правового воспитания в дошкольных образовательных учреждениях обусловлена тем, что социальные и политические изменения в российском обществе порождают переоценку роли ребенка в нем. Современное общество проявляет нужду в личности, в которой сформировано уважительное отношение к установленным правилам поведения, осознанное подчинение принятому правомерному стандарту поведения, понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение. Правовая культура является компонентом формирования гражданственности. Правовое воспитание, в том числе в дошкольных образовательных учреждениях, необходимо для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам, формирования личности как современного члена гражданского общества. Правовое воспитание дошкольников играет немаловажную роль в познании ими социальной действительности и в развитии их интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества. В процессе правового воспитания у детей формируются способности правильно ориентироваться в конфликтных ситуациях, формируется жизненное самоопределение дошкольников.

Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников - признание ребёнка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства, и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор, и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.

Перед нами, педагогами, встаёт необходимость поиска ответов на такие вопросы:

1. С какого возраста следует начинать правовое воспитание ребенка;

2. Какова цель, задачи и принципы воспитания правовой культуры детей дошкольного возраста?

3. Какие методы, формы, приёмы правового воспитания наиболее оптимальны для ребенка дошкольника;

1. Дети уже в младшем дошкольном возрасте в своем поведении начинают ориентироваться на нравственные нормы.

Согласно теоретическим работам Якобсон С. Г. в старшем дошкольном возрасте у детей формируются первые этические представления: о дружбе, о милосердии, о чувстве долга, справедливости.

К 6-7 годам дошкольник вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие, владеет образными и речевыми средствами упорядочивания опыта, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения. Ребёнок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками.

Именно в старшем дошкольном возрасте дошкольники способны осознанно соблюдать общественно принятые нормы и правила, объяснять их смысл и значимость. Следовательно, психологические предпосылки для формирования правового сознания возникают в старшем дошкольном возрасте.

Цель:

Работа по воспитанию правовой культуры детей старшего дошкольного возраста должна ставить своей целью, создание условий для освоения детьми правовых основ гражданского общества, государственного устройства страны, в которой они живут.

Задачи:

• формировать у детей основы личности современного члена гражданского общества;

• познакомить с политическим и правовым устройством нашей страны;

• познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

• развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.);

• развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

• способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.);

• разъяснять общественные нормы и правила поведения;

• учить детей самостоятельно находить возможные варианты поиска помощи и самозащиты в случае нарушения их прав;

Принципы:

Основными принципами реализации программы по правовому воспитанию являются систематичность работы по правовому воспитанию, взаимосвязь между различными видами деятельности: развитием речи, ознакомлением с окружающим миром, ИЗО, музыкальным воспитаниям, свободной, игровой, театрализованной деятельности, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Воспитательно-образовательная работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.

Для повышения эффективности правового воспитания дошкольников необходимо формировать нормативно-правовую компетентность их родителей.

Условия, методы, формы и приёмы:

Для реализации создания системы работы по правовому воспитанию в ДОУ рекомендуются следующие мероприятия:

• разработка системы планирования;

• обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;

• подготовка дидактического материала;

• определение содержания работы;

• создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.

Проблема правового воспитания ребенка имеет многоаспектный характер, ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов.

Существуют следующие формы их взаимодействия:

• цикл тематических НОД

• сюжетно-ролевые игры;

• конкурсы;

• инсценировки;

• встречи с интересными людьми;

• дискуссии

Главными путями реализации задач по правовому воспитанию дошкольников, на наш взгляд, являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями. Например, в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой или в Изумрудный город с Элли, либо пускаясь в приключения с весёлым Буратино, можно познакомить детей с основными правами ребёнка.

В ходе бесед, экскурсии, чтения художественной литературы, познавательных, развивающих и сюжетно-ролевых игр новый материал закрепляется и систематизируется.

Используя различные конкурсы, развлечения, досуги,можно дать детям возможность самостоятельно использовать полученные знания, проявить инициативу, творчество.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности.

Дошкольники легко осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную, проектную деятельность.

Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Также, в систему любой деятельности, хорошо включать такие формы работы с детьми, как:

- беседы с использованием сюжетов хорошо известных сказок; совместный поиск решений от своего имени или имени героя, (например, если бы я был гадким утенком, если бы я поймал золотую рыбку, если бы я вдруг превратился в);

- дидактические игры: Например: «Чьи права нарушены?», «Какие права у героев»;

- игры-драматизации: Например: «В роли другого» (посредством игры каждому ребенку предлагают побывать в роли другого, войти в его положение, «вчувствоваться» в его проблемы, или вдруг, уменьшиться в размерах и превратиться в муравья, и, от его имени, рассказать о своих правах);

Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение.

-отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов;

-выставка рисунков по теме. Например: «Государственные символы», «Страна, где я живу»;

-музыкальные развлечения, викторины;

Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Предложите детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких.

Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Работа по развитию основ правовой культуры должна проводиться совместно с родителями воспитанников. Исследования психологов и педагогов показывают, что они часто испытывают трудности в воспитании детей. Многие родители обеспокоены конфликтностью, неуравновешенностью, агрессивностью своих детей и не знают, как вести себя в трудных ситуациях, иногда применяют к своим детям телесные наказания. Правовая культура большинства родителей находиться на низком уровне

Поэтому, одной из главных задач педагогов в ДОУ, является правовое просвещение родителей, содействие им в защите прав и достоинства детей.

Таким образом, среди функций, которые выполняет ДОУ в системе образования, должно большое место занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Правовое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Правовое воспитание дошкольников» 0 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвящённый принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребёнка. Этот.

Нравственно-правовое воспитание обучающихся с ОВЗ Нравственно-правовое воспитание особенно актуально для нашей школы, где риск совершения преступлений велик. Затруднением в проведении данной.

Презентация проекта «Правовое воспитание старших дошкольников методом проектов» Презентация "Правовое воспитание старших дошкольников методом проектов" Направление: Социально - коммуникативное развитие Вид проекта: Комплексный.

Консультация для педагогов «Правовое воспитание дошкольников» Консультация для педагогов «Правовое воспитание дошкольников» Содержание: 1. Понятие «Право». Нормативные основы защиты прав детей. 2.

Консультация для родителей «Правовое воспитание дошкольников» Консультация для родителей. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Право – это совокупность, устанавливаемых и охраняемых государственной властью.

Круглый стол с родителями на тему «Правовое воспитание дошкольников» Положение детей в России в начале XXI века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства.

Презентация «Правовое воспитание в дошкольном возрасте» ГБОУ прогимназия Эрудит, город Владикавказ, Республика Северная Осетия -Алания Воспитатель Дзукаева Анна Николаевна Дошкольный возраст.

Конспект занятия «Правовое воспитание дошкольников» Игра «Где права взрослых, а где детей» Задачи: познакомить детей с их правами; воспитывать чувство ответственности и заботы об окружающем.

Правовое воспитание несовершеннолетних ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Правовая безграмотность - одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Наши.

Проект «Правовое воспитание дошкольников» Проект «Правовое воспитание дошкольников» Подготовили: Грачева Е. В, Виноградова Ю. Н. Паспорт проекта Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Правовое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 14 марта 2019 в 17:58
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД