валентина мелетиева
Масленица. План-конспект фольклорного праздника «Открывай ворота — идет красавица Весна!» для старшей и подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №93»
План-конспект
фольклорного праздника
«Открывай ворота –
идет Красавица Весна!»
(сценарий для старшей и подготовительной групп)
Подготовила музыкальный руководитель Мелетиева В. С.
Саранск 2017г.
Пояснительная записка.
Место проведения: Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №93».
Публикация «Масленица, План-конспект фольклорного праздника „Открывай ворота — идет красавица Весна!“ для старшей и подготовительной групп» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Проекты, планы
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2018
Цель: Доставить детям радость, веселое праздничное настроение, приобщать детей к народным традициям.
Задачи:
Обучающие:
– Научить детей свободно и выразительно держаться, участвуя в небольших инсценировках, музыкальных номерах;
– Приобщить детей к культуре наших предков через активную музыкальную, игровую и коммуникативную деятельность;
– Давать конкретные сведения о сезонных приметах, быте и обычаях русского народа;
– Знакомить с народными играми и учить в них играть, соблюдая правила, используя стихи, загадки, заклички.
Развивающие:
– Способствовать всестороннему, в том числе художественно-эстетическому развитию детей;
– Развивать творческие способности детей;
Воспитывающие:
– Воспитывать культуру общения между взрослыми и детьми;
– Поддерживать весёлую праздничную атмосферу, дружеские отношения;
– Воспитывать любовь к народным песням, играм, традициям;
– Воспитывать детей на народных традициях, воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине.
Оборудование и атрибуты: музыкальные инструменты, домик для декорации, плетень, декорации для оформления избы, костюмы, фортепиано, музыкальный центр, лавочки.
Описание: данный материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям детских садов и педагогам образовательных учреждений.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний весной, людей в народных костюмах, прослушивание народной музыки, пение песен, беседы о наступающей весне, разучивание плясок, потешек, закличек, поговорок, народных игр, хороводов. Проведение занятия по ознакомлению детей с календарно-обрядовым праздником «Встреча Весны».
Участники мероприятия:
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Воспитанники
Родители
Хозяюшка и Хозяин
Музыкальные номера и заставки:
1. Заставка: русская народная песня «Калинка»
2. Заставка: русская народная песня «Ой, зоря, ты зорюшка»
3. Русская народная хороводная песня «Перед весной»
4. Русский народный танец «Зоря моя, зорюшка»
5. Песня «Веснянка», музыка и слова З. Лозинской.
6. Песня «Весеннее настроение», слова М. Пляцковского, музыка
В. Рубашевского
Игры:
Игра «Родничок»
Игра: «Золотые ворота»
Ход мероприятия.
Часть музыкального зала оформлено под русскую избу.
Звучит русская народная песня «Калинка», выходят из домика Хозяин и Хозяюшка.
Хозяйка. Здравствуйте, родные, гости дорогие!
Приветствуем вас в деревеньке нашей!
Хозяин. А гостей то у нас сегодня много!
И каких гостей – почетных!
Гостям мы рады, гостей мы ждем!
Пожалуйста, смело входите в наш дом.
Под русскую народную мелодию заходят парами дети в зал. Строятся перед зрителями с музыкальными инструментами.
Ребенок 1. Доброе утро! Птицы запели!
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам.
Ребенок 2. Ты приди, Весна – веснянка,
Выходи к нам на полянку!
Дружно, дружно, всем народом,
Мы пройдемся хороводом.
Песни, пляски заведем,
Вместе весело споем.
Дети исполняют народную песню, подыгрывая музыкальными инструментами.
«Перед весной»
1. Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,
Люли, люли, проходит. (2 раза)
2. Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит,
Люли, люли, приводит.
3. Встает солнышко пораньше,
Светит красное подольше,
Люли, люли, подольше!
4. Теплый луч на снег бросает,
От него снежок растает,
Люли, люли, растает!
5. Почернеет на дорожках,
Побежит ручьем в канавках,
Люли, люли, в канавках.
6. Прощай, саночки-саночки,
Наши зимние дружочки,
Люли, люли, дружочки!
7. Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка,
Люли, люли, холодушка!
Хозяйка: Милости прошу, гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.
Дети складывают муз. инструменты и садятся на свои места
Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Давно мы Вас поджидаем, праздник без Вас не начинаем.
Хозяйка: Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Мальчик: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?
Хозяин: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой.
Дети говорят пословицы и поговорки.
Ребенок 1. Не красна изба углами, а красна пирогами.
Ребенок 2. Дом вести — не лапти плести.
Ребенок 3. Без хозяина и дом — сирота.
Ребенок 4. Изба крепка запором, а двор забором.
Ребенок 1. Домом жить – не лукошко шить!
Ребенок 2. Домом жить – обо всём не тужить!
Ребенок 3. Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:
Она приберёт, она позовёт,
Она одна за всех отвечает!
Хозяйка: Спасибо, гости дорогие! Вон сколько пословиц про нашу избу знаете, и про меня не забыли.
Хозяин: Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей, Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
Мальчик: Солнышко-ядрышко,
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну-красну кликают,
Со стрехи капели,
Кулики прилетели!
Девочка: Красны девицы,
Да добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь.
Дети исполняют русский народный танец
«Зоря моя, Зорюшка»
Мальчик: А теперь скорей вставайте,
Да в игру «Родничок» с нами поиграйте.
Проводится игра «Родничок»
Описание: Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся вдоль ручейка – обозначенного на полу двумя шнурами.
Все поют: Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый снеговой.
У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам.
У-ух!
Закончив песню, перепрыгивают через ручей боком на другую сторону. При этом придерживают, мешают друг другу, стараясь толкнуть в воду. Кто коснется воды, выбывает из игры.
Под русскую народную мелодию выходит Авдотья.
Авдотья: Доброго дня вам, Хозяева и гости дорогие! Я – Авдотья – Плющиха. Зимой Земля – матушка спала, «замерла», «замкнута» была, нельзя её тревожить было. Но пришла я, Авдотья – Плющиха, снег сплющила, он осел, ручьями побежал.
Пробуждаю я Землю – матушку от зимнего сна. Решаю, Весну пускать или не пускать. А ведь люди ждут Весну, кличут, зазывают. Снаряжаю я Весну- красну, и поэтому ещё меня называют «Авдотья-Весновка». Мой праздник отмечают в марте. Говорят:
«Если в этот день Авдотья красна – то и весна красна».
«На Авдотью солнышко – лето погожее».
«Если на Авдотью снег – будет урожай».
Авдотья: Люди ждут теплое солнышко, называют ласково, уважительно – Ярило-солнышко.
Дети встают в хоровод, говорят заклички о солнышке:
1-ый ребенок:
Приди, приди, солнышко,
Загляни в оконышко,
Засвети щедрее,
Всех согрей скорее.
2-ой ребенок:
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись.
3-ий ребенок:
«Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди,
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать».
4-ый ребенок:
Солнышко-солнышко,
Красное семенышко,
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее!
Авдотья: Весною вся природа оживает,
И русская березка нам кивает.
Мы по кругу все пойдем,
Хоровод наш заведем.
«Веснянка»
Музыка и слова З. Лозинской.
1. Солнышко, солнышко,
Пригревай скорей,
Чтобы наши луга
Стали зеленей.
Припев: Ясные, ясные, ясные денечки.
Так и хочется плясать
И играть в садочке.
2. Цветики, цветики, яркие цветочки,
Расцветайте скорей, маки, василечки!
Припев: Ясные, ясные, ясные денечки.
Так и хочется плясать
И играть в садочке.
3. Заведем хоровод дружно на лужочке,
И пойдем мы плясать
В садике — садочке.
Припев: Ясные, ясные, ясные денечки.
Так и хочется плясать
И играть в садочке.
После песни, дети возвращаются на лавочки.
Авдотья: Друзья, а знаете ли вы приметы весны?
Дети по очереди выходят и говорят приметы весны.
Ребенок 1: Рано затает — долго не растает.
Длинные сосульки — к длинной весне.
Ребенок 2: Из березы течет много сока — к дождливому лету,
Мокрый апрель — хорошая пашня.
Ребенок 3: Вода с гор потекла, весну принесла.
Ласточки прилетели — скоро гром загремит.
Увидел скворца — весна у крыльца.
Авдотья: «В старину люди верили, что именно с прилетом птиц, наступает весна.
Говорит пословицы:
Авдотья: Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!
Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам.
Авдотья: Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, ведут за собой сорок птиц, которые несут на крыльях весну. Этот праздник так и называют – День Сороки.
Люди пекли из теста жаворонков, выходили с ними на гулянья, зазывали, кликали весну. Давайте и мы испечем своих жаворонков.
Выходит один ребенок и делает вид, что замешивает тесто, при этом приговаривает закличку несколько раз:
Ребенок: Жаворонушки, перепелушки!
Прилетите к нам,
Принесите нам,
Весну красную да красно летеце.
Авдотья: А пока пекутся наши жаворонки, ну-ка, красны девицы да добры молодцы, выходите на широкую поляну! Играть, забавляться!»
Проводиться игра: «Золотые ворота».
Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
«Золотые ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается, второй – запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
После игры дети встают возле лавочек.
Авдотья достает жаворонков из печи (ранее приготовленные булочки - жаворонки из сдобного теста).
Авдотья: А вот и наши «Жаворонки» готовы.
Выходят Хозяин и Хозяйка.
Хозяин: Развернулась душа,
К нам Весна пришла,
Принесла Весна золоты ключи.
Хозяйка: Ты замкни, Весна, зиму лютую,
Отомкни, Весна, тепло летечко!
Дети исполняют заключительную песню.
Песня «Весеннее настроение»
Слова М. Пляцковского Музыка В. Рубашевского
1. Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
На праздники похожие.
А в небе солнце теплое,
Веселое и доброе,
Веселое и доброе.
Припев:
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения,
Поэтому у всех людей
Настроение весеннее,
Настроение весеннее.
2. Все речки разливаются,
Все почки раскрываются,
Все почки раскрываются.
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами,
Сугробы стали лужами.
Припев.
3. Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки,
Сидят и чистят перышки.
Припев.
Дети идут пить чай с печеньем.
Список литературы
1. Аникин В. Н. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор // В. Н. Аникин, Пособие для учителя. – М., 1977.
2. Богатырев П. Г. Фольклор как особая форма творчества // П. Г. Богатырев, Вопросы теории народного искусства: Сб. ст. – М., 1971.
3. Виноградов Г. С. Детский фольклор / Публ. А. Н. Мартыновой // Из истории русской фольклористики / Отв. ред. А. А. Горелов. – Л., 1978.
4. Капица О. И. Детский фольклор : Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. // О. И. Капица, – Л., 1928.
5. Соколов Ю. М. Русский детский фольклор. // Ю. М. Соколов, – М., 1991.
6. https://www.maam.ru//
7. https://www.nsportal.ru/
Методические рекомендации.
Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю. Проведение праздника эмоционально насыщено выразительными средствами устного, музыкального и изобразительного искусства. Яркостью, колоритностью и простотой фольклорные праздники особенно привлекательны для дошкольников. Они могут быть разнообразными по содержанию, посвящены многогранным сторонам социальной жизни дошкольного образовательного учреждения, природе, разным видам народного искусства.
Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику можно осуществлять в виде проектной деятельности детей и взрослых. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребенка, делает процесс познания увлекательным, доступным, а общение дошкольника с окружающими – более интересным и содержательным. Немаловажным является и то, что фольклорно-праздничный проект заканчивается ярким, красочным, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринужденной, веселой форме.
Я предложила небольшой сценарий по проведению фольклорного праздника «Открывай ворота – идет Красавица Весна!»
Приступая к подготовке фольклорно-праздничного сценария, необходимо продумать цель, задачи и методы организации мероприятия. Обращение педагогов к такой форме проведения праздника не должно быть стихийным или случайным. Его подготовка и проведение требуют от детей обладания определенным запасом знаний об устном, музыкальном и изобразительном народном искусстве.
С детьми необходимо провести предварительную работу: рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний весной, людей в народных костюмах, прослушивание народной музыки, песен, провести беседу о наступающей весне, разучить пляски, потешки, заклички, поговорки, народные игры, хороводы. Немаловажно провести занятие по ознакомлению детей с календарно-обрядовым праздником «Встреча Весны».
Для оформления места проведения праздника можно привлечь родителей и педагогический коллектив. Собрать атрибуты для оформления русской избы, смастерить макет русской печи, договориться с родителями, кто испечет печенья («жаворонки»).
Чтобы праздник получился ярким и красочным немаловажным фактором является подготовка костюмов. Костюмы можно предусмотреть как для детей, как и для участников мероприятия.
Успешному осуществлению фольклорно-праздничного мероприятия способствовали следующие моменты:
– объединение дошкольников и взрослых вокруг единой цели;
– подбор художественной, научно-популярной литературы и музыкального репертуара;
– определение ролей участникам праздник;
– рассматривание мероприятия как единой воспитательно-развлекательной системы, в процессе осуществления которой личность ребенка развивается целостно;
– рассматривание мероприятия как одного из направлений культурно-досуговой деятельности, способствующих развитию познавательной и художественной деятельности детей и взрослых.
Основная цель фольклорного праздника – через народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины, народными традициями и обычаями. Необходимо определить идейно-тематический замысел мероприятия, то есть четко сформулировать идею и программное содержание и продумать его сценарный ход.
И только после этого выстраивать композиции, определять очередность развития событий, кульминацию праздника. Сценарий завершить развязкой.