Ирина Аркадьевна Пикалова
Предметно-развивающая среда как средство реализации ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда как средство реализации ФГТ
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, мы создаем условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Публикация «Предметно-развивающая среда как средство реализации ФГТ» размещена в разделах
Развивающее пространство, учитывающее возрастные особенности дошкольников, мы организовали на основе следующих принципов.
1. Принцип индивидуальной комфортности позволил обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, и развить его положительное самоощущение.
2. В соответствии с принципом эстетичности и красоты в оформлении группы мы выдержали единый стиль. Стены, мебель, шторы подобраны в приятной для глаз розово-фиолетовой цветовой гамме, не нарушают общей гармонии.
3. Важным при организации предметно-развивающей среды для нас явился принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей.
4. При построении среды соблюдали принцип зонирования, что способствовало созданию в группе условий для разных видов деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).
5. Предметно-развивающая среда нашей группы отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества, а также динамичности.
6. Следуя принципу разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования осторожно подошли к вопросу насыщения группы игрушками. При выборе игр предпочтение отдавали их способности стимулировать развитие.
7. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены Центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полуфункциональности.
8. В одном и том же Центре согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Так природный уголок у нас стал исследовательским центром.
9. Принцип гендерного подхода к развитию среды позволил учесть интересы и наклонности как мальчиков так и девочек. Мы внимательно относимся к мнению детей относительно содержания предметной среды, поэтому воспитанники активно вовлекаются в процесс оборудования игровых уголков, вносят свои предложения, так у нас появился Центр Дорожной азбуки
В соответствии с перечисленными принципами мы создали следующую предметно-развивающую среду.
Для Центра Искусства отведено самое светлое, хорошо освещенное место. Здесь ребята в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки шкафа заполнены необходимым изобразительным материалом: дидактические игры, бумага разной фактуры, размера, цвета; здесь же расположилась выставка с образцами народного художественного промысла.
Детские работы мы выставляем на стене «Творческих идей», нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваем иллюстрации известных художников, что повышает самооценку детей и способствует их самоутверждению.
Для рисования песком мы смастерили соответствующее оборудование - планшет с подсветкой. Использование песка в изобразительной деятельности способствует формировании таких навыков как передача композиции, пропорции изображения, владения оттенками цвета и тени. Современные исследования доказали, что занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческий замысел.
Неизменной популярностью у детей пользуется Центр Науки, представляющий собой мебельный модуль, здесь расположены самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Главное назначение центра- деятельность детей, организуемая при помощи ситуаций удивления под девизом «Удивление – надежная тропка мышления». Удивляясь, ребенок начинает мыслить и познавать.
Материалы для познавательно-исследовательской деятельности в группе представлены объектами для исследования в реальном действии. Все предметы яркие и привлекательные: развивающие игры, вкладыши-формы, разнообразные наборы картинок для группировки, серии картинок для выстраивания последовательности событий, материал для формирования тактильных ощущений.
Развитие творческой личности тесно связано с возможностями детского экспериментирования. Если творчество – это процесс создания нового, то экспериментирование – творческий поиск, направленный на изучение свойств материалов и предметов. Большое поле для исследований открывает оборудование для игр с водой и песком. Для экспериментирования предусмотрена специальная форма.
Природный уголок является частью Центра Науки и служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Здесь расположены растения, требующие разных способов ухода, необходимое оборудование: фартуки, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы и др. А так же детские поделки из природного материала, экспонаты природы. В природном уголке с детьми проводим наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
Центр конструирование, сосредоточен в одном месте, в котором расположены: кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек позволяет организовать конструктивную деятельность с большей группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительстве на ковре либо на столе. Дети, особенно, мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, комбинирую с другими видами деятельности.
В группе выделен Центр Сюжетно-ролевых игр – «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Почта» и др. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты создавать новые игровые образы.
Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением Центр движения выполняет функции физкультурно-оздоровительного Центра, лаконично и гармонично вписался в пространство игровой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь размещено спортивное оборудование и тренажер. Одним из средств повышения двигательной активности являются двигательные импровизации под музыку. Рациональное размещение физкультурного оборудования в центре создает благоприятные условия для развертывания самостоятельной активности детей.
В шумном пространстве игровой комнаты находится островок тишины и спокойствия Центр уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам.
Этому способствует комфортное кресло, мягкие игрушки, здесь на полочке разложены альбомы с фотографиями детей, сундучок с секретом.
Центр книги оборудован библиотекой, в которой представлены книги разной тематики и жанров, портреты писателей и иллюстраторов, все игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма. Два раза в неделю, приходит в гости к дошкольникам Почемучка, принося с собой ноутбук. Вместе с ним дети смотрят любимые сказки, а затем обыгрывают их, используя выразительные театральные средства (виды театров). Здесь нашел свое место уголок краеведения, где дети могут ознакомиться с государственной символикой, национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного города и края.
Центр театра – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В центре выставлены все виды театров. Здесь же находится Мини-музей «Национального костюма». Робкие, застенчивые становятся уверенными и активными.
Музыкальный Центр – можно назвать «Музыкальной гостиной», где удобно расположилась медиотека музыкальных произведений, сказок и детских песенок; музыкальные инструменты, д/игры и портреты композиторов.
Центр дорожной азбуки интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закреплений знаний правил дорожного движения.
Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.
Центр школьных наук создан для ознакомления детей со школой и воспитания положительного отношения к школе у детей подготовительной группы в нем расположились: дидактические игры и сюжетно-ролевая игра «Школа», наглядный материал, альбомы, художественная литература.
Таким образом, предметно-развивающая среда группы вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
При этом нам воспитателям предоставляется возможность для творческой самореализации и организации образовательного процесса на новом качественном уровне.