Предметно-развивающая среда в подготовительной к школе группе при реализации программы «Одаренный ребенок»

Лариса Нерух
Предметно-развивающая среда в подготовительной к школе группе при реализации программы «Одаренный ребенок»

Умственное развитие

- это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

Умственное развитие дошкольников осуществляется в игре, учении, труде, бытовой деятельности. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития познавательных способностей.

Поэтому в нашей группе создана такая

предметно-развивающая среда

, которая направляет внимание детей на то, что их окружает, заставляет размышлять, экспериментировать, делать выводы.

Организация предметной среды в группе также подчинена цели психологического благополучия ребенка, поэтому она построена так, чтобы гибко и вариативно использовать пространство.

Приглашаю Вас на экскурсию по нашей группе, которая называется "УМки" (от сокращения слов "умные, креативные, интеллигентные").

На лестничной клетке для детей и родителей расположен большой красочный стенд, на котором размещаются фотографии, объявления, консультации и вся важная информация о д/с

Предметно-развивающая среда в подготовительной к школе группе при реализации программы «Одаренный ребенок»

А вот и наша раздевалка. С одной стороны -шкафчики, с другой - спортивный уголок.

Зайдем в группу.

Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в группе оборудован природный уголок. Здесь представлены модели, отражающие взаимосвязь живой и неживой природы, дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений, а коллекции минералов, ракушек, камней, гербарии позволяют детям получить представления о многообразии мира природы.

А вот так мы ведем календарь.

В нашей группе существует «Лаборатория ЮнИс» (юный исследователь) – это зона для детской экспериментальной деятельности, располагается рядом с природным уголком, здесь находятся природный материал, принадлежности для игр с водой и песком, различные колбочки, бутылочки, материалы для экспериментирования. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, вы-полняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. В «Лаборатории ЮнИс» с помощью микроскопов, лупы, простейших опытов и экспериментов, дети «открывают» свойства воды и воздуха, магнетизма и т. д.

Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключена в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игра — самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя “здесь и теперь”, достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Театральный уголок – зона театральных игр. Здесь находятся атрибуты для различных видов театра, куклы и элементы костюмов; рядом с театром находится музыкальный уголок, содержащий музыкальные инструменты, атрибуты для игры в «певцов» (микрофоны, музыкальные игры, что позволяет детям использовать в процессе игр-драматизаций атрибуты из разных функциональных зон. Такое совместное расположение этих зон способствует снижению уровня тревожности при выступлениях, раскрытию творческих способностей наших воспитанников. А са-мостоятельные инсценировки, концерты, театральные этюды, дидактические музы-кальные игры стимулируют развитие творческой активности детей, как основного качества зрелой личности.

Наши воспитанники в течение года участвуют во многих театральных постановках и проектах. Этой теме я посвящу отдельную запись.

Все групповое пространство доступно детям, что способствует формированию устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию про-дуктивно- творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия. Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку. Для этого нами разработаны модели последовательности трудовых действий, которыми дети пользуются при выполнении кратковременных поручений и во время хозяйственно – бытового труда.

Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов. Ребенок старшего дошкольного возраста интересуется не только процессом и непосредственными результатами работы, но тем значением, которое она имеет для других. Эту тенденцию мы развиваем, ибо она свидетельствует о том, что у ребенка начинают складываться (конечно, постепенно) представления об общественной полезности трудовой деятельности человека. Педагоги нашей группы постоянно поощряют трудовую активность воспитанников, их уверенность в собственных силах, в итоге - трудолюбие станет чертой их личности. Для поддерживания интереса к трудовой деятельности мы нашли эффективный способ педагогического воздействия, который позволяет ребенку быть субъектом своей деятельности. Эффективными формами работы является: проблемное обучение, игровые и образовательные ситуации, использование моделей и схем в ходе трудового процесса, «Гора достижений», сделанная совместно с детьми из цветной бумаги.

Посредством этого макета дети могут реально оценивать себя и свои достижения (в основном в трудовом воспитании, повышать свою самооценку и значимость в детском коллективе.

Наша цель – помочь каждому ребенку достигнуть своей вершины. Это положительно сказывается на активизации дошкольников в трудовой деятельности.

Также в группе организована зона дежурств - «Мы - помощники». Здесь нахо-дятся наглядные модели, которые отражают различную последовательность трудовых действий, алгоритмы сервировки столов к завтраку, обеду и полднику, соответствующая атрибутика (фартуки, трудовой инвентарь, графики дежурств).

Пояснение схемы:! - Я молодец! Отлично потрудился! (.) - да, я сегодня трудился.? -а я сегодня трудился?

В этой зоне нами созданы комфортные условия для дежурства. Дети научаются контактировать в коллективе в процессе трудовой деятельности:

- делить обязанности дежурного,

-уметь контролировать свои действия - и в конце дежурства провести самооценку своего дежурства.

Особое внимание в программе «Одаренный ребенок» уделяется конструированию. Поэтому для формирования у детей эталонно-модельной формы опосредования в группе есть уголок конструирования, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Дети самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Уголок дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного уголка позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет ребенку комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

В группе оборудована библиотека. Это зона, где находится художественная литература, подобранная таким образом, что она знакомит детей с различными сторонами действительности. Хорошей традицией нашей группы является домашнее чтение. Родители дома читают детям, а дети в группе делятся прочитанным дома, рисуют рисунки, тем самым выражают свои эмоциональные впечатления на произведения детской литературы. Такая традиция позволила нам создать доверительный треугольник отношений: детский сад, родители и ребенок. И ребенку в этом треугольнике комфортно.

А для домашнего чтения мы предлагаем список литературы (ежемесячно,который вывешивается в родительском уголке.

В группе есть еще одна зона, которая называется «Этот разноцветный мир». Здесь подобраны энциклопедии по разным темам. Последнее приобретение - коллекция энциклопедий Диснея «Открой мир вокруг себя» собиралась и покупалась совместно с детьми и их родителями. Мы вместе рассматриваем иллюстрации, читаем, а в последствие дети могут сами взять интересующую их книгу и самостоятельно пересмотреть ее еще раз. Здесь же ребята могут познакомиться с родным краем: природой, особенностями климата, традициями и бытом, и узнать побольше о родной стране.

УМки – эта познавательно-развивающая зона, где решается несколько задач: сен-сорное, математическое развитие, пространственное ориентирование, обучение грамоте и т. д. Здесь собраны материалы, используемые на занятиях и в индивидуальной работе с детьми.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в нашей группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста. Поэтому среда в нашей группе выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда в группе «Калинка»Предметно-развивающая среда в группе «Калинка» Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании.

Развивающая среда старшей группы.Развивающая среда старшей группы. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования).

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда в подготовительной к школе группе при реализации программы «Одаренный ребенок»
Опубликовано: 27 июня 2012 в 21:29
+83Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 50.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о выставке «Дары осени»
В нашем дошкольном учреждении прошла выставка «Осень! Осень в гости просим! » И в садах, и в огороде, И в лесу, и у воды Приготовила природа Всевозможные...
Фотоотчет «Элементы осеннего оформления группы и окон»
Принёс сентябрь зонтики, Полил на рощу дождиком И выросли на кочке Волнушки и груздочки. Просил детей заботливо Ходить по лужам в ботиках. И с грустью...
Конкурс-выставка осенних даров «Чудеса с обычной грядки» в ДС «Сказка»
Осень- удивительная пора! С садов и огородов собирают богатый урожай овощей и фруктов. Лес угощает человека своими дарами и радует небывалой красотой. Осень-...
Оформление группы к празднику «День знаний»
По всей России ежегодно 1 сентября отмечается праздник День знаний. Он получил свое название благодаря тому, что является первым днем осени, когда...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей второй младшей группы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей второй младшей группы по теме «Улитка – длинные рожки» Интеграция образовательных областей:...