Лучший педагог года

Предметно–развивающая среда в раннем возрасте

Татьяна Ехиванова
Предметно–развивающая среда в раннем возрасте

Чудесный мешочек с помело.

Сейчас вы попали в затруднительное положение, такое бывает часто, когда встречаешься с неизвестным предметом. Так и ребенок с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия. Если усвоение происходит стихийно, то оно нередко оказывается поверхностным. 3 летний ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Сл 3

Публикация «Предметно–развивающая среда в раннем возрасте» размещена в разделах

Помело — вечнозелёное дерево высотой до 15 м с шаровидной кроной.

Плод покрыт толстой кожурой, разделён на крупные дольки, уплотнённой жестковатой перегородкой, внутри каждой дольки могут быть семена. Цвет зрелых плодов — от бледно-зелёного до жёлтого, по размеру они крупнее грейпфрута, отличаются от него также более крупными, упругими волокнами. Плод помело — самый крупный среди цитрусовых. Масса плода может достигать 10 кг, диаметр — 30 см. Вкус кисловато-сладкий с привкусом горечи. Мякоть помело более сухая, чем у других цитрусовых. Сегодня вы получили представление об этом фрукте, а формирование понятия о нем будет зависеть от вашего познавательного интереса.

- Играет ли малыш когда тянет за веревочку машину?

Играет, если видит в игрушечной машине настоящую. Не играет, если, выполняя эти действия, просто повторяет то, что показали взрослые, или что увидел у других детей. (СЛ 4)

Цепочка игровых действий имеется там, где ребенок не просто повторяет одно и тоже действие, а выполняет два и даже больше действий, по смыслу следующих друг за другом (загрузил в машину кубики, перевёз, выгрузил и т. д.)

В раннем возрасте мы учим манипулировать вещами обыгрывая их, вызывая желание

Итак какие игрушки должны быть в раннем возрасте. (перечень на столы раздать)

При организации развивающей предметно-пространственной среды мы учитывали нормативные требования следующих документов:

O Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

O - Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

O • реализацию различных образовательных программ;

O • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

O • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

- Развивающая предметно-пространственная среда 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением;

• возможность самовыражения детей.

• Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает :

• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

4) Вариативность среды предполагает :

• наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

5) Доступность среды предполагает :

• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Слайд 8

1. Организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

2. В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

3. Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Принципы создания предметно - развивающей среды

O 1. Принцип вариативности

O - определяется типом ДОУ, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями. Это конкретные варианты среды, разрабатываемые педагогами, не отходя от стержневого проекта предметно-развивающей среды.

O 2. Принцип целостности образовательного процесса

O - наполняемость предметно – развивающей среды должна соответствовать основным четырем направлениям развития ребенка : физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно эстетическому. Так если предметно – развивающая среда одной из областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим требованиям, предъявлямым к ней ФГОС ДО.

O 3. Гендерный принцип

O - обеспечение среды как общим, так и специфичным предметным окружением для девочек и мальчиков в равной степени.

O 4. Принцип учета возрастных особенностей

O - в качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

O 5. Принцип опережающего развития

O - наполнение предметной среды определяется с учетом возрастных особенностей, но, кроме них, необходимо включать материалы и оборудование (приблизительно 15%, ориентированных на детей более старшего возраста (не более чем на год, т. к. дети различаются по уровню своего развития

O 6. Принцип интеграции

O - материалы и оборудование для одной образовательной области, могут использоваться и в ходе реализации другой образовательной области.

O 7. Принцип информативности

O - разнообразие тематики материалов и оборудования, разнообразие предметного окружения и активности детей во взаимодействии с ним. Возможность проявить свой опыт

O 8. Принцип трансформируемости

O - возможность трансформации пространства, помещений и построение непересекающихся сер активности. Дети, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями, свободно занимаются разнообразными видами деятельности, изменяя пространство.

O 9. Принцип эмоционогенности

O - индивидуальная комфортность, эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого.

Примерный перечень зон для организации предметно - развивающей среды :

– для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

– для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);

– для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

– для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

– для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

– для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

– для отдыха (уединение, общение и пр.).

И развивающая среда группы в этом им помогает. Через дидактические и настольно печатные игры происходит знакомство с окружающим миром и миром природы. В центре экспериментирования малыши знакомятся со свойствами песка, воды и снега. Очень любят дети играть с игрушками-представителями домашних и диких животных. У нас имеется богатая медиатека видеороликов, благодаря которой можно показать детям животных в природе, домашних животных на ферме, различные объекты природы и природные явления.

2-3 года – период осмысленной речи. Ребенку важнее смысл слова, а не то, как оно звучит. Целевые ориентиры образования в области речевого развития в младенческом возрасте : владеет активной речью, речь становится полноценным средством общения с другими детьми, проявляет интерес к стихам, сказкам, рассматриванию картинок, с пониманием следит за действиями героев кукольного театра, проявляет желание участвовать в театрализованных играх. Для полноценного речевого развития в группе созданы все условия: очень много книг с красочными иллюстрациями, различные виды театра, видеоролики по стихам А. Барто, потешкам, просматривая которые дети повторяют стишки. Очень нравиться детям играть с резиновыми игрушками, проговаривая отдельные слова и фразы за персонажей сказки.

Главной целью педагога в области физического развития детей раннего возрастаявляется удовлетворение потребностей в движении. В нашей группе имеется необходимое оборудование, стимулирующее ребенка к двигательной активности. Благодаря трансформируемости и полифункциональности развивающей среды физическое развитие детей осуществляется полноценно и безопасно.

Социально-коммуникативное развитие непосредственно связано с ведущей деятельностью детей дошкольного возраста – игрой. Малыши познают правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

В ходе игры дети осваивают различные социальные роли. В группе есть полифункциональный модуль, состоящий из кухни, стиральной машины, холодильника и посудомоечной машины, мягкий конструктор, преобразующий пространство для игры в автобус, пароход, чемоданчик врача, слесаря.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

Развитие продуктивной деятельности

Развитие музыкально-художественной деятельности

Развитие детского творчества

• Приобщение к изобразительному искусству

Рисование – это любимое занятие многих детей, начиная с раннего возраста. Малышам интересно наблюдать, как ложиться краска на листы бумаги, узнавать, как получаются кляксы или знакомые персонажи мультфильмов. Но больше всего их радует, когда все это они могут сделать сами. Карандаши, краски, фломастеры, раскраски – все находится в свободном доступе для детей. Очень нравится малышам рисовать штампами, трафаретами, пальчиками. Дети сами размещают свои творческие работы на мольберте. В раздевалке у нас есть стенд для выста

Наша модель оформления группы создана на следующей идее. Детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно, где ребёнок мог получить полноценное и разностороннее развитие. В нашей группе, созданы все условия для обеспечения разных направлений развития детей : познавательно-речевого, социально-личностного, художественно - эстетического, физического. В группе созданы условия для взаимодействия детей друг с другом. В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает индивидуальные особенности и возможности развития каждого ребёнка

Игровую зону оснастили сюжетно – ролевыми играми с функционально-игровыми предметами. Это: «Парикмахерская», «Магазин», «Кухня», «Столовая», «Спальная комната». Функциональными предметами для игр стали игрушки, закупленные в магазине, а также изготовленные руками педагогов и родителей. Вручную были изготовлены одежда для кукол, сумочки. А также сшили атрибуты одежды для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Кухня» Больница.

В театральной зоне сказки представлены в разной подаче для детей.

Это: пальчиковый театр, театр-панорама, театр на прищепках, «киндер-сюрприз», театр книжка,. Богат выбор сказок для работы на фланелеграфе и магнитной доске. Изготовили ширму! Всегда на помощь педагогам приходят плюшевые и резиновые герои-игрушки. Их всегда можно детям потрогать руками, прижать к себе и поговорить с ними. Детишки любят сами перевоплощаться в героев сказок. Для этого под рукой рисованные маски

Музыкальные инструменты Родители оказали помощь в создании музыкального уголка. Принесли погремушки, купленные ранее в магазине. Дома хлам, а в детском саду впрок! Садимся в кружок и гремим погремушками.

.

В уголке ряженья всегда очередь. Наряжаться любят и девчонки и мальчишки. Одежда на выбор: сарафаны, плащи, косынки, шляпы, юбки. Этот уголок позволяет детям почувствовать себя взрослыми, когда они примеряют одежду и любуются собой.

К сожалению, а может быть и к счастью многих родителей, санитарные нормы запрещают размещение в детском саду настоящих животных и аквариумов. В уголке растут комнатные цветы. Дети всегда наблюдают за трудом взрослых, как они ухаживают за растениями. В уголке природы кукла одетая по сезону.

Уголок здоровья играет огромную роль в жизнедеятельности нашей группы. Здесь представлен для взаимодействия с детьми различный дидактический материал в виде нестандартного оборудования, изготовленный из бросового материала руками педагогов. Это ловишки, султанчики, массажёры, мешочки с песком, ленточки, массажный коврик в виде гусеницы, сухой бассейн, сплетеные веревочки для перешагивания, ребристая доска и многое другое. Применение нестандартных пособий вносит разнообразие и эффект новизны на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, в игровой подвижной деятельности с детьми

Уголок конструирования соединили с уголком для мальчиков. Многообразие конструкторов даёт возможность развивать воображение и фантазию. Дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в играх с конструктором. Снизу расположен «Гараж» - уголок для мальчиков. Машины и инструменты

Интересен сенсорный уголок. В данном уголке собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия. Дидактические пособия на любой вкус – пирамидки, вкладыши, пазлы, шнуровки, мозайки. В дидактических играх мы стремимся заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателя.

Ещё у нас есть уголок для отдыха и уединения, где ребёнок может справиться с личными проблемами. Иногда используем палатку., ширму. Они и «подушки - думушки», на которых можно полежать и отдохнуть. Они и «подушки – обнимушки», которые можно обнять и прижать к себе. Они и «подушки – игрушки», с которыми можно поиграть. Здесь же лежит телефон, альбом с семейными фотографиями и любимые игрушки детей.

Вот такой яркий и необычный дизайн развивающей среды мы придумали и сотворили своими руками и с помощью родителей. Дети, посещающие нашу группу, чувствуют себя полноправными владельцами пространства. Считаю, что нам удалось обустроить среду так, чтобы вслед за удивлением и интересом у ребёнка возникло стремление узнавать всё больше и больше о мире его окружения. Ведь среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, а жизненное пространство должно быть таким, чтобы дети в соответствии с интересами и желаниями свободно занимались одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Современные дети дошкольного возраста в настоящее время загружены не меньше взрослых. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают много информации, которую необходимо усвоить. Поэтому, так важно иметь в группе пространство, где ребёнок мог бы расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение и т. д.

Создание уголка для отдыха, где ребёнок смог бы сам справиться с рядом возникших проблем.

Восстановить психико-эмоциональное состояние детей.

Создать возможность уединиться от шумного окружения сверстников, скрыться с посторонних глаз

Таким образом, изготовив уголок уединения мы даём ребенку возможность успокоиться, отлежаться, отсидеться, т. е. оградиться от напряжения творческой жизни в группе

Мы с вами сегодня подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного происходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получит только тогда, когда задействованы все группы анализаторов

Прикреплённые файлы:

prs_ev07n.ppt | 19724 Кб
 
Публикации по теме:

Предметно-развивающая средаПредметно-развивающая среда «Предметно – развивающая среда» — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка. Оформление группы в детском саду по.

Предметно-развивающая средаПредметно-развивающая среда Опираясь на данный мною материал можно дополнить свою работу, организовать в группе подобное пространство или позаимствовать.

Консультация «Предметно-развивающая среда»Консультация «Предметно-развивающая среда» Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении - правильная организация предметно - развивающей предметной.

Фотоотчет «Предметно-развивающая среда»Фотоотчет «Предметно-развивающая среда» Предметно-развивающая среда – составляющая часть развивающей среды дошкольного детства. Предметно-развивающая и игровая среда детского.

Предметно-пространственная развивающая средаПредметно-пространственная развивающая среда Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-пространственная развивающая среда. Предлагаю вашему вниманию наш вариант.

Предметно-развивающая средаПредметно-развивающая среда - Здравствуйте, гости-господа! Вы откуда и куда? Если к нам, то заходите! Удивиться не хотите? Удивляться есть чему. Царство.

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ Предметно-развивающая среда является одним из главных компонентов успешной работы. Вопрос организации предметно-развивающей среду в дошкольном.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр творчества»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр творчества» Большое внимание уделяется предметно развивающей среде. Создаются разные центры детской деятельности. Одним из значимых для детей - это.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Развивающая предметно-пространственная среда Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно–развивающая среда в раннем возрасте
Опубликовано: 15 декабря 2018 в 22:36
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД