Папки-передвижки

Предшкольное образование. Возможные варианты создания условий для выравнивания стартовых возможностей старших дошкольников. (2 фото)

ИННА ЕЛЬЧАНИНОВА
Предшкольное образование. Возможные варианты создания условий для выравнивания стартовых возможностей старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы

под таким заголовком я готовила свой доклад для коллег, работающих в других детских садах.

Индивидуальное развитие ребенка достигается уходом, воспитанием и обучением. Обучение совершается в школе, откуда ребенок поступает непосредственно в жизнь; детский же сад есть только подготовительное заведение для школы. Ребенок любит подвижную жизнь; весело проводит время со своими игрушками; беспечно переходит с одного предмета на другой; всюду находит наслаждение. Будущность представляется ему в самом ярком виде. Все вокруг него играет, и все создано для игры. Игра – его жизнь, в игре он обнаруживает всю свою подражательную деятельность и непременно это время ребенок должен провести в детском саду, так как в детском саду обучение всестороннее, направленно на развитие всех органов тела.

Публикация «Предшкольное образование, Возможные варианты создания условий для выравнивания стартовых возможностей старших дошкольников,» размещена в разделах

Детский сад расширяет кругозор ребенка, влияет на чувства, ребенок в детском саду живет мирно; он приходит туда с радостью, он становится старше. Задачей детского сада становится подготовка детей к школе.

Быть готовым к школе – это значит уметь совершать самые элементарные действия, необходимые для этого возраста: уметь фантазировать, рассказывать, слушать другого, задавать несложный вопрос, обобщать элементарные понятия, обслуживать себя. Если ребенок это умеет, то писать и считать он уж точно научится. Не последнее место занимает и работа над моторикой. Бывает так, что ребенок, поступив в первый класс, может и писать, и читать, и считать, знаком с компьютером, а на занятии получив задание вырезать ножницами детали, выясняется, что он не умеет выполнять такие простые для его возраста действия.

Для того чтобы ребенок безболезненно адаптировался к новым условиям школьной жизни, предлагается введение «предшкольного образования» в целях выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения.

Решение проблемы охвата детей дошкольным образованием имеет огромное значение, поскольку от его уровня зависит успешность жизни ребенка, так как предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности.

Введение новой формы образования обусловлено :

- необходимостью сохранения сети дошкольных учреждений в современных социально-экономических условиях;

- увеличением процента охвата дошкольным образованием.

Педагогам это позволит создать условия для обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.

Родители получают возможность удовлетворить потребность доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения, а так же объединить условия ДОУ и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей 5-6 лет. Основная цель работы предшкольного образования – формирования готовности к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», имеющего круг определенных обязанностей и прав. Это личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, взрослым, самому себе.

Сразу же возникает вопрос: где обучать детей? По данной проблеме проводился опрос, где 81 % анкетируемых ответили: «В детском саду», аргументируя тем, что там детям спокойнее, есть возможность для осуществления индивидуального подхода, укрепления здоровья и нервной системы. Но по данным статистики, в среднем по России детские сады посещают всего 59 % детей дошкольного возраста.

В настоящее время ДОУ имеют разную направленность: одни специализируются на художественном воспитании, другие – на оздоровительной работе, третьи – на умственном развитии. В системе дошкольного образования действует много разноуровневых программ. В результате дети получают различную подготовку, различные возможности. На базе ДОУ для детей созданы все условия в соответствии с их возрастом, необходимые для их развития. И все же равные стартовые возможности сформировать нельзя, у каждого ребенка свой характер, способности. А под стартовыми возможностями понимается тот уровень ребенка, который позволяет ему успешно учиться в школе. Можно создать равные условия, и государство обязано создавать каждому ребенку дошкольного возраста такие условия, при которых он может достичь нужного уровня развития, а дошкольное образование (не содержание) является бесплатным по Конституции РФ.

Тем не менее, в современных условиях из-за острого дефицита мест решить эту проблему на базе только детских садов нельзя. Для этих целей необходимо создание других типов образовательных учреждений с созданием в них соответствующей учебно-материальной базы, предметно-развивающей среды, игровой зоны и т. д.

То есть в стратегическом плане по переводу детей на предшкольное образование предлагается создание центров развития ребенка, общеобразовательной школы, центры игровой поддержки ребенка.

Кто обучает?

Предполагаемые изменения в систему дошкольного образования должны осуществляться только при условии полной готовности педагогических кадров к работе с детьми 5-6 лет с учетом их возрастных возможностей и потребностей. Должное качество предшкольного образования будет обеспечено опережающей подготовкой педагогов к новому виду деятельности в системе дополнительного профессионального образования или их специализация в области предшкольного образования уже на этапе обучения в средних специальных и высших педагогических учебных заведениях.

Как обучать?

Так как начальная школа перешла на четырехлетнее обучение, возраст детей при поступлении в школу составляет 6,5 лет, а это значит, что старшая дошкольная группа становится заключительной в детском саду, по окончании ее дети поступают в первый класс школы, не освоив программу подготовительной группы. В связи с этим, для работы с детьми старшего дошкольного возраста необходимо разработать единую государственную программу воспитания и обучения, обеспечивающую базис развития детей, предоставляющую возможность использования различных вариативных педагогических возможностей.

Итак, преемственность «детский сад - школа» должна строиться

- на учете возрастных и психологических особенностей детей 5-8 лет;

- на единых целях воспитания и обучения детей;

- на единстве требования взрослых (педагогов, психологов, родителей, согласующихся с выбранной образовательной программой.

На этапе дошкольного образования целесообразно основной акцент делать на интеграции предметных областей знаний. Преемственность не может осуществляться отдельно по математике, русскому, литературе, музыке и т. д. Дошкольное образование призвано создать основной фундамент развития ребенка – базовую культуру его личности. Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.

Наряду с обучающими задачами в программе должны предусматриваться специфические для школьника виды деятельности (игра, конструирование, рисование, лепка).

В нашей школе основными целями преемственности являются :

1. Развитие любознательности у дошкольников как основы познавательной активности будущего ученика. Познавательная активность не только является необходимым компонентом учебной деятельности, но обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.

2. Развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих и других задач, как средств, помогающих быть успешным в разных видах деятельности.

3. Развитие творческого воображения как направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

4. Развитие коммуникативности, т. е. умение общаться со взрослыми и сверстниками.

Для обеспечения преемственности необходимо учитывать сложные переживания ребенка, возникающие у него на пороге школы.

Вот уже четыре года учителя начальной школы и воспитатели в МБОУ «СОШ с. Сасыколи» совместно готовят детей к поступлению в школу. Дети детского сада посещают подготовительный класс два года. В сентябре на базе школы проводится родительское собрание для родителей будущих первоклассников; педагоги, психологи школы доводят до сведения родителей о том, чем в течение всего года будут заниматься дети. Занятия с детьми проводят всего два раза в неделю по два занятия продолжительностью в 30 минут. На этих занятиях дети продолжают усваивать программный материал по развитию речи, конструированию, математике, изо. Они учатся обобщать и рассуждать, классифицировать предметы, правильно выполнять задания и т. д.

Занятия начинаются с октября и продолжаются по май. Первые две недели занятия проходят со всеми детьми сразу, затем детей делят на классы и уже будущий учитель занимается с теми детьми, которые будут учиться непосредственно в его классе. Ребенок и учитель за это время привыкают друг к другу, учитель наблюдает за детьми, общается с ними, определяет, какой подход нужен к тому или иному ребенку. Дети в свою очередь, постепенно привыкают к школе, узнают условия и распорядок школьной жизни, происходит плавное становление у дошкольника позиции ученика.

Активное участие по адаптации и подготовке детей к школе принимают психологи. В течение года дважды проводится психологическое тестирование детей. Первое октября – для выравнивания уровня развития и выстраивания процесса обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Второе – в марте – апреле для определения достигнутого уровня, разработки индивидуальных рекомендаций психолога в подготовке детей к школе. Связь педагогов, родителей и психолога – это хорошее партнерство в преодолении трудностей школьной адаптации.

Ориентируясь на примерные требования к выпускнику детского сада, предъявляемые психологической диагностикой по готовности к обучению в школе, а также с учетом оснований преемственности, определенных «концепцией содержания непрерывного образования – дошкольное и начальное звено» (развитие любознательности, как основы познавательной активности будущего школьника, развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих задач, формирование творческого воображения как направления интеллектуального развития ребенка, развития коммуникативности, умение общаться со взрослыми и сверстниками) педагоги нашего детского сада проделали следующую работу:

Проанализировали программный материал основных содержательных линий дошкольного и начального образования переходного периода : разделы «Развитие ЭМП», «Введение в грамоту», «Развитие речи» в старших и подготовительных группах детского сада и соответствующих областях первого класса на предмет выявления дублирующих частей содержания образовательной деятельности.

Разработали проект перспективного планирования воспитательно-образовательной работы по реализации обозначенных образовательных областей в детском саду с учетом рационального программного содержания занятий в старшей группе детского сада. С целью обеспечения полноценной подготовки детей 6,5 лет к обучению в школе. В результате занятия, дублирующие первый класс, были сокращены, а в освобожденную часть занятий включено недостающее содержание по указанным разделам из подготовительной группы, игровые упражнения на освоение и закрепление учебного материала, познавательные игры, обеспечивающие умственное развитие. С детьми, имеющими речевые проблемы, работает логопед, специалист школы. Педагоги детского сада развивают те специфические формы деятельности дошкольников, которые смогут обеспечить ребенку легкую адаптацию к новому, школьному этапу жизни.

Это прежде всего, занятия познавательного цикла, ролевые игры, театральная и художественная деятельность, математическое и речевое развитие дошкольников. Организуя педагогический процесс, воспитатели обогащают сенсорный опыт детей, развивают внимание и наглядно-образное мышление, воображение дошкольников, формируют умения выполнять элементарные творческие задания. В детском саду созданы все условия для решения задач по подготовке детей к школе, как в организационных видах деятельности (занятия, праздники, так и во время проведения режимных моментов.

Реализация единой линии развития ребенка на этапе его перехода к обучению в школе, объединение усилий педагогов детского сада и начальной школы, методической, социальной, медицинской и психологической служб, все это обеспечивает непрерывность образования, стыковку программ, развития познавательных способностей и охраны здоровья детей.

По результатам адаптации и первого года обучения выпускников детского сада за 2007-2008 год:

Успешно адаптировались в школе 100 % детей;

Социометрический статус: принятые – 100 %;

Отличная и хорошая успеваемость у 51 %;

Учебная мотивация составляет 78 %

Однако, проблемой остается дезадаптация и неуспеваемость в школе детей 6,5 лет, детей с проблемами в развитии и детей, которые приходят в детский сад менее чем за год до поступления в школу.

Ребенок адаптируется к школе не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил организма и психики. В начале обучения почти у всех первоклашек наблюдаются двигательные возбуждения или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, утомляемость. Реакции закономерны, ведь изменяется привычный образ жизнь. Длительность и острота процесса зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к систематическому обучению. Установлено: чем менее готов ребенок к школе, тем труднее привыкает к новой жизни и тем большая вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы. Задачи дошкольного возраста заключаются не столько в том, чтобы подготовить ребенка к школе, но, прежде всего, в том, чтобы сформировать важнейшие человеческие качества и способности; такие, как творчество, воображение, гуманное отношение к другим людям и так далее. Все это гораздо ценнее, чем знание букв, цифр и другой учебной информации. Поэтому не надо торопить ребенка усвоить эти знания, а нужно помочь ему полноценно, т. е. весело, интересно, активно прожить дошкольные годы и это будет самый лучший способ подготовки ребенка к школе.

Школа не стремится научить детей писать и читать, а обучает на основе все более развитой учебной деятельности. Вместе с тем дети получают дальнейшее развитие и специфичные виды игровой деятельности, поскольку эти виды все еще имеют важное значение в его развитии.

Предшкольное образование. Возможные варианты создания условий для выравнивания стартовых возможностей старших дошкольников.
Фото №1 под таким заголовком я готовила свой доклад для коллег работающих в других детских садах
Публикации по теме:

Презентация «Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста» «Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста». Вашему вниманию предложена презентация. Материал предназначен.

Взаимодействие с семьей в условиях организации предшкольного образования. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предшкольное образование. Возможные варианты создания условий для выравнивания стартовых возможностей старших дошкольников.
Опубликовано: 2 февраля 2013 в 22:05
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предшкольное образование. Возможные варианты создания условий для выравнивания стартовых возможностей старших дошкольников.» (включая файлы) размещена пользователем ИННА ЕЛЬЧАНИНОВА (УИ 2401) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД