Ирина Ведерина
Представление опыта работы «Игра — источник детского развития!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: представление опыта по применению игр как основной формы организации детской деятельности в МБДОУ «Некрасовский детский сад «Ромашка».
- Уважаемые коллеги! Своё выступление я хочу начать со слов известного педагога Василия Александровича Сухомлинского, который сказал:
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире». Слайд-2.
Право ребенка на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка:
Публикация «Представление опыта работы „Игра — источник детского развития!“» размещена в разделах
• Статья 31. Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают. Слайд-3.
Развитие ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя, всесторонне развивают. Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, счёте войдут в мир познания ребёнка через ворота детской игры, так дети знакомятся с окружающим их миром. Ведь все мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности для ребенка дошкольного возраста. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра является механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей. Слайд – 4.
В условиях реализации ФГОС ДО в структуре основной образовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного учреждения, становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать посредством доступной для их возраста деятельности – игры.
Игры можно разделить на группы:
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
Слайд – 5. Дидактические игры. Особая роль в обучении и воспитании детей отводится дидактическим играм. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения. Планируем проведение дидактических игр в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил. Это способствует бодрому и веселому настроению на весь день. Широко используем дидактические игры при организации НОД. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, способствует проявлению волевых умений. Чередование различных видов игровой деятельности с детьми в течение дня, помогает нам обеспечить их разнообразие при сохранении ведущей роли игры.
Слайд- 6. Подвижные игры важны для физического воспитания, поскольку способствуют гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. Подвижные игры мы используем на прогулках, при организации НОД по физической культуре, при проведении спортивных мероприятий.
ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ
Слайд – 7. Театрализованные игры. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка. При организации театрализованных игр используем выразительные средства интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, дети стараются говорить чётко, чтобы все понимали. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий. Деятельность театрализованных игр строим по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Благодаря таким играм наши воспитанники доверяют нам и с удовольствием вместе с нами играют и общаются.
Слайд – 8. В сюжетно-ролевых играх дети, при помощи взятых на себя ролей, воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ребёнок познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас. Для сюжетно-ролевых игр в группе отводится время после НОД, на прогулке и во второй половине дня.
Слайд – 9. Игра «Найди клад».
Творческие игры создают дополнительные возможности общения детей со сверстниками и взрослыми, условия для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитывают у них дружеские взаимоотношения и умение действовать в коллективе. Так, например, игра «Найди клад», которая очень понравилась нашим воспитанникам, развивает умение ориентироваться на местности, умение читать символы и знаки, используя карту, при этом дети знают, что в конце этой игры их обязательно ждёт сюрприз – найденный клад.
Слайд – 10. Конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. Конструктивные игры способствуют у детей развитию пространственной ориентации, а также мелкой моторики. Эти игры мы организуем при построении конструктивно-модельной деятельности со строительным материалом в помещении, на прогулке с использованием песка, природного материала, по желанию детей в самостоятельной игре, в индивидуальной работе с отдельными воспитанниками. Если дети хотят продолжать игру после обеда или на другой день, им нужно разрешить оставить постройку со всеми игрушками при условии, что они расставлены аккуратно ( например: «гараж», «дом», «замок»).
Слайд – 11. Народные игры - хороводы, забавы, игры с народной игрушкой, игры-соревнования - всё это неотъемлемая составляющая жизни ребёнка в современном дошкольном учреждении, важный источник усвоения общечеловеческих ценностей. Народные игры помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности. Эти игры мы организуем с детьми при проведении фольклорных мероприятий, в течение дня на прогулке, при ознакомлении дошкольников с народными обычаями.
- Уважаемые коллеги, мы предоставили Вашему вниманию игровую деятельность с детьми нашего детского сада, которую проводим в процессе дня. Игры можно использовать и при организации НОД и при организации свободной деятельности детей.
Слайд – 12. Но самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми : «Не рядом и не над, а вместе!» В какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Уважать личность каждого ребёнка, учитывать индивидуальные особенности. Только такое партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Таким образом, сам ребёнок становится активным и полноценным участником образовательного процесса.
Слайд- 13.
«И идёт Педагог, и спешит Педагог,
И науки гранит грызет Педагог,
И одно только слово твердит Педагог:
«ФГОС, ФГОС, ФГОС…»
Кто видит, тот увидит,
Кто мыслит, тот поймет.
Кто слышит, тот услышит,
Кто ищет, тот найдёт…»
Слайд – 14. - Так давайте дарить радость себе и детям. В наших силах больше играть и общаться с нашими детьми. Творческих Вам успехов! Спасибо за внимание!
Выступление подготовил:
старший воспитатель МБДОУ «Некрасовский детский сад «Ромашка» Ведерина Ирина Александровна.