Папки-передвижки

Формирование чувства любви к родному краю через экологическое воспитание дошкольников

Елена Водясова
Формирование чувства любви к родному краю через экологическое воспитание дошкольников

Представление собственного педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 8» городского округа Саранск

Водясовой Елены Валерьевны

1. Ведение.

Тема опыта: «Формирование чувства любви к родному краю, через экологическое воспитание дошкольников»

Сведения об авторе: Водясова Елена Валерьевна, воспитатель.

Публикация «Формирование чувства любви к родному краю через экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

Образование: Высшее, «Мордовский государственный педагогический институт» им. Евсевьева.

Квалификация: «Организатор-методист дошкольного образования», специальность «Педагогика и методика дошкольного образования».

Актуальность опыта: Одна из главных нравственных задач, которая стоит перед педагогом дошкольного учреждения – воспитать любовь к родине и к природе родного края, учить сохранять и бережно относиться к ней. Большую роль здесь играют взрослые, участвующие в процессе его воспитания. Важно, чтобы ребенок не только слышал о культуре, но и видел пример природоохранного поведения.

Любой край имеет свои достопримечательности – природные, исторические и культурные. Все мы обязаны знать и оберегать свою малую родину, и, поэтому, важно знакомить дошкольников с природой родного края, воспитывая в них тем самым экологическую культуру и любовь к природе Мордовии.

Наблюдение за животным и растительным миром, беседы на основе полученных наблюдений, отгадывание загадок, чтение национальных сказок – все это помогает приобщить детей к экологической культуре. С этих небольших, но значимых ступенек начинается восхождение детей по лестнице познания природы родного края. Однако дети растут, и их интерес становится обширнее. Для большего понимания природы Мордовии необходимо изучать флору и фауну республики.

Поэтому, полученные знания детьми о природе родного края существенно повышают уровень экологического воспитания, выражающееся в качественно новом отношение к природе.

Основная идея опыта заключается в формировании экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с природой Мордовии.

Работа в данном векторе направлена формирование устойчивой положительной мотивации у дошкольника к познанию природы родного края через удовлетворение их естественных потребностей в развитии на основе наблюдения, игр, бесед на экологические темы, проведение исследований и через взаимодействие с родителями.

Теоретическая база опыта. В ходе работы был изучен ряд методической литературы, в которой раскрывалась методика экологического воспитания посредством ознакомления с природой. Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику. Так, все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. И. Г. Песталоци отмечал, что это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. Многие педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы». (В. А. Сухомлинский).

На современном этапе существует множество наработок и методических пособий по развитию экологической культуры в дошкольном образовательном учреждении. Среди широкого круга литературы выбрала базовые источники, специфику которых применяла в своей работе. Это труды С. Н. Николаевой «Теория и методика экологического образования детей», «Создание условий для экологического воспитания детей» и «Как приобщать ребенка к природе», А. М. Федотовой «Экологическое воспитание дошкольников», М. М. Макаровской «Уголок природы в детском саду»,

Н. Г. Лаврентьевой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», А. Ручина «Природа Мордовского края: рассказы для самых маленьких читателей».

Основываясь на изученном материале, выработала свою концепцию воспитания детей, где ведущую роль сыграла программа О. В. Бурляевой «Мы в Мордовии живём».

Вся деятельность по экологическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления с природой Мордовии строилось с учётом потребностей и интересов детей, настоятельных пожеланий родителей; с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, которые позволяют решать задачи совместной деятельности детей и взрослого, а также самостоятельной деятельности дошкольников, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.

Новизна педагогического опыта заключается в том, чтобы осуществлять экологическое воспитание посредством ознакомления с природой Мордовии с помощью тесного практического взаимодействия детей с объектами природы. Работа представлена в виде системы мероприятий по экологическому воспитанию старших дошкольников, в которую органически вошли сказки, легенды, стихи, мудрые изречения народов Мордовии; определено содержание регионального компонента экологического образования старших дошкольников (в изучении экологических объектов региона).

2. Технология опыта.

Основной целью данного педагогического опыта является воспитание экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с природой Мордовии.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

– расширять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях луга, сада, леса Мордовского края;

– знакомить с представителями животного мира (лось, зубр, косуля, крот, бобр, кабан) и птицах (глухарь, тетерев, беркут, серая цапля, проживающих на территории Мордовии;

– расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах Мордовии;

– ознакомить с природоохранными объектами Мордовии;

– использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;

воспитывать у дошкольников стремления участвовать в экскурсиях, беседах, наблюдении, исследованиях;

– вызывать интерес у родителей к экологическому воспитанию, побуждая беседовать с детьми и наблюдать за явлениями природы, активно включаться в процесс организации и проведения совместных прогулок.

Был разработан перспективный план деятельности по целенаправленному воспитанию экологической культуры посредством ознакомления с природой Мордовии по блокам: «Природа Республики Мордовии: «Растительный мир», «Животный мир», «Заповедные уголки Мордовии»

Были определены формы интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, а так же поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей :

Использовались традиционные интегрированные ООД в рамках одной темы решающие разные задачи развития детей и строящиеся на разных видах деятельности.

Особый интерес у детей вызывали нетрадиционные формы деятельности :

- Уроки доброты по темам: «Что значит быть добрым?», «Когда я был добрым по отношению к природе?», «Кто может считаться заботливым?», «Как заботиться о комнатных растениях?», «Когда можно сказать, что ребенок бережно относится к природе?», «Чем красив цветок?», «Что значит быть ответственным?», «Чем удивительна лягушка?».

-Обсуждение и проигрывание ситуаций. Например: дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему? Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь?

-Экологические выставки и экспозиции по темам: «Лес – друг человека», «Богатство земли Мордовской», «Дары природы», «Космос» и т. д.

-Экологический музей. Дети совместно с родителями собирали такие экспонаты как: «Растительный мир родного края» (гербарий); «Редкие исчезающие виды растений и животных»(альбомы и фотографии); «Вода: ее использование и охрана» (иллюстрации); «Зеленая аптека» (паспорт объект экологической тропы ДОО); «Таинственный мир насекомых» (альбом) и т. д.

-Экскурсии: в парк, в поле, в огород, цветник – в целях ознакомления с трудом взрослых.

- Практическая деятельность детей. Дети принимали участие в уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев, кустарников, подкармливали птиц.

-Занятия и наблюдения на экологической тропе.

-Экологический кружок

-Экологические акции : «Синичкин день», «Батарейки. Сдавайтесь!», «Добрые крышечки», «Покормите птиц зимой» и др.

-Экологический проект – «Эколята-дошколята», «Эколята-юные защитники природы «Огород на окне», «Съедобно - несъедобно» направлены на решение определенных задач в процессе исследования.

Кроме того, активно использовались совместные с родителями мероприятия: вечер «Мой край родной», фотовыставка «Край родной – Мордовия моя. Дошкольники с огромным желанием участвовали во всех мероприятиях и беседах, с интересом выполняли все задания и упражнения. Данные формы обучения дают возможность достигать в работе наиболее значимых результатов, активно привлекать к экологическому образованию родителей

Для педагогов, с целью повысить профессиональную компетентность в области современных методов и форм экологического воспитания, были организованы:

- мастер-класс по изготовлению эко-игрушки в детском саду «Травник»;

- открытое ООД «Юные помощники планеты Земля»;

- консультация «Создание условий для экологического воспитания в детском саду», «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края».

3. Результативность опыта.

Использованная система работы, оказала значительное влияние на рациональное использование детьми полученных знаний в повседневной жизни в рамках дошкольного учреждения и за его пределами, дома, на улице.

Так в ходе применения комплекса занятий я отметила, что у детей сформировалась установка на бережное отношение к окружающей среде, любовь к природе. У дошкольников сформировалось представление о том, что все вокруг тоже нуждается в заботе, как и они сами. Дети овладели правильными формами поведения в различных ситуациях.

В результате проделанной, работы есть положительные результаты:

сформированы начала экологической культуры у детей;

сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

– дети учатся практическим действиям по охране природы;

– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Уровни Экологические

представления Экологическое

поведение Экологическое

отношение

Уровень начальных представлений Контро-

льный мониторинг

Уровень начальных представлений Контро-

льный мониторинг

Уровень начальных представлений Контро-

льный мониторинг

Высокий 10% 40% 10% 40% 10% 40%

Средний 50% 60% 50% 60% 40% 60%

Низкий 40% 0% 40% 0% 50% 0%

Воспитанники моей группы являются постоянными различных конкурсов, выставок, акций. Самые яркие из них:

- Фомкин Кирилл - Диплом за II место в городском конкурсе новогодних ёлочных игрушек «Время сказочных затей!» 2022г.

- Базанов Павел - Диплом в онлайн - марафоне фотографий «Крещенские забавы» МБУК «Дом культуры Луч». 2023г.

- Аброськина Ксения - Диплом победителя республиканского конкурса «Флора Дизайн». В номинации : «Модели одежды из бросовых и прочих материалов» 2023г.

- Базанов Павел - Грамота за II место в XX республиканском конкурсе детско – юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина» 2023г.

- Резяпкина София - Грамота за III место в XX республиканском конкурсе детско – юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина» 2023г.

- Рыженкова Ульяна - Диплом I степени в международной викторине «Явления природы» 2023г.

- Пиняева аделина - Диплом I степени в международной викторине «Правила безопасности на льду» 2023г.

Можно отметить тот факт, что возрос уровень компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей, а также профессионализм и творческий потенциал педагогов по вовлечению дошкольников в совместные мероприятия, проведение круглых столов и консультаций.

Одним из эффективных показателей по данному направлению за период с 2019г. по 2023г. считаю личностный профессиональный рост. За время реализации опыта имею следующие результаты работы:

Участие в профессиональных конкурсах:

- Призёр всероссийского конкурса учебно-методических разработок среди студентов спо и во. педагогов дошкольных образовательных организаций и учителей начальной школы «Педагогическое мастерство и творчество»-2023 год;

- Диплом III Республиканский конкурс профессионального мастерства «Педагог поколения «Альфа» - 2022»;

Распространение педагогического опыта на заседаниях методических объединений, научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, секциях, форумах:

- Выступление на Международной научно-практической конференции – 59-е ЕВСЕВЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, посвященной году педагога и наставника с докладом «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников» - апрель 2023г

- Выступление на круглом столе: Проведение мастер-класса для педагогов: «Дидактическая игра «Одень солдата», как средство патриотического воспитания дошкольников». Государственное бюджетное учреждение дополнительно профессионального образования Республики Мордовия ЦНППМПР «Педагог 13. ру»

- Выступление на городском семинаре для воспитателей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста с докладом : «Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей Родины». МУ «Информационно-методический центр»;

Публикации в различных печатных и электронных изданиях :

- Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно – практической конференции г. Саранск 20– 21 апреля 2023 год. «Дети и детство в современном провинциальном социуме». Текстовое электронное издание. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева;

- Публикация на Международном сайте научных статей elibrary.ru «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»

Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы:

В ходе реализации педагогического опыта пополнилось материально техническое и методическое оснащение группы:

-Оформлен уголок патриотического воспитания с необходимыми атрибутами национальной культуры, детской литературы, альбомами: «Заповедная Мордовия», «Природа мордовского края», «Красная книга Республики Мордовия»;

- Оснащен экологический мини музей в группе;

- Центры экспериментирования,

- Центры наблюдения за природой и др.

Пополнилась методическая копилка:

- разработаны конспекты открытых занятий («Юные помощники планеты Земля», «Природа мордовского края», «Заповедники Республики Мордовия»,

- консультации для родителей («Как научить ребенка беречь природу», «Как развить у ребенка интерес к природе», «Советы родителям про экологическое воспитание в семье»).

- разработана и апробирована дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию «В гостях у природы» для детей 4-5 лет,

- оформлена картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста,

- создан лэпбук «Животные и растения Мордовии».

В ходе реализации данного педагогического опыта было установлено:

– единство дошкольной организации и семьи в вопросах экологического воспитания;

– создана система работы, по приобщению детей к экологической культуре на основе любви к природе Мордовии;

В дальнейшем, планирую продолжить работу по данной теме, так как только систематичность и последовательность может привести к положительному результату.

4. Список литературы:

1. Бурляева, О. В. Мы в Мордовии живем / О. В. Бурляева // Образовательный модуль дошкольного образования. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2015.

2. Веракса, Н. Е. От рождения до школы : программа / Н. Е. Веракса,

Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М. : Наука, 2017. – 273 с.

3. Жуковская, Р. Н. Родной край : пособие для воспитателей детского сада / Р. Н. Жуковская и др. ; под ред. С. А. Козловой. – М. :Просвещение, 2018.

4. Лаврентьева, Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / Н. Г. Лаврентьева. – Чита : Заб ГПУ, 2012.

5. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2019.

6. Николаева, С. Н. Юный эколог / С. Н. Николаева. – М. :Мозаика-Синтез, 2017.

Публикации по теме:

Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю»Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные.

Формирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей РодиныФормирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей Родины Целью современного дошкольного образования является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма»Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма» Актуальность проекта заключается в том, что знания современных детей о живой природе окрестностей города Севастополя, о животном мире.

Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Паспорт проекта Тип проекта: Практико-ориентированный Сроки реализации проекта: среднесрочный (29.03.2021 г. – 20.04.2021 г.) Участники:.

Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской ЛукеВоспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование чувства любви к родному краю через экологическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 2 ноября 2023 в 09:44
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД