Марина Александровна
Предупреждение задержки речевого развития у детей трёхлетнего возраста Игровые приёмы коррекции речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Предупреждение задержки речевого развития у детей трёхлетнего возраста
Игровые приёмы коррекции речи.
Подготовила : учитель-логопед Петрова М. А.
Простыми словами о непростой речи
Взаимосвязанные между собой части :
регулирующая
исполнительная
Регулирующая часть
Локализация основных функций в коре головного мозга:
Публикация «Предупреждение задержки речевого развития у детей трёхлетнего возраста Игровые приёмы коррекции речи,» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
1 - двигательный центр; 2 - чувствительный центр; 3 - центр зрения; 4 - центр слуха; 5 - моторный центр речи; 6 - слуховой центр речи.
Какие же функции они выполняют?
Лобные извилины принимают участие в образовании устной речи, это область, где зарождаются движения органов речи.
Височные извилины отвечают за восприятие и понимание чужой речи.
Теменная доля связана с распознаванием и уточнением поступающей речевой информации.
Затылочная доля принимает участие в восприятии рисунков, чертежей, букв и позволяет обучаться чтению и письму.
Исполнительный речевой аппарат
. Дыхательный - грудная клетка, легкие, бронхи и трахея.
• Голосовой - гортань и находящиеся в ней голосовые складки.
Артикуляционный - язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо
Рассмотрим, как развивается речь малыша
Форма речи
Лепетные слова (Ребенок использует в речи "нянькин язык" : слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др., много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.)
• Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить, папа нет (папы нет дома) и т. п.)
• Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется)
• Появление грамматических форм слова (ребенок начинает изменять слова в речи по числам, родам, падежам и др.)
• Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом
Примерный возраст появления
• 8 месяцев - 1 год 2 месяца
• 1 год 6 месяцев - 2 года 2 месяца
• 1 год 9 месяцев - 2 года 6 месяцев
• 2 года 4 месяца - 3 года 6 месяцев
• 2 года 6 месяцев - 3 года 6 месяцев
Особенно продуктивным и важным является период от 0,8-1 года до 3-4 лет.
В течение этого времени ребенок овладевает основными закономерностями языка.
К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления.
Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
Признаки благополучного развития речи у ребенка
• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
• У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
• Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
• Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
• Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
• Ребенок перенес тяжелые заболевания.
• У ребенка есть неврологические заболевания.
• Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
• Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью ("самостоятельный" ребенок).
• Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
• Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания "Скажи еще раз лучше" не реагирует.
• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит Вашему ребенку необходима помощь!
Родители должны знать.
• Если, вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова "скажи" и "повтори" хотя бы на первое время!
• Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в возрасте от 2,5 до 5 лет. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.
Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет. Дорогу осилит идущий…
Помните!
Никакие логопеды не добьются быстрых результатов без эффективной и умелой помощи родителей.
- Занятия по исправлению и постановке звуков нужно проводить ежедневно по 10-15 минут (артикуляционная гимнастика, массаж, логоритмика).
- Ребенок должен стремиться сам научиться правильно произносить звук.
- Чтобы во время занятий ребенок не потерял интерес, поощряйте малейший его успех.
- Помните, что малыш испытывает огромные трудности и не может сразу придать нужное положение губам, языку, выполнить то или иное упражнение.
- Прежде чем приступить к работе над звуком, сами перед зеркалом изучите правильное положение губ, языка, зубов при его произношении.
Игровые приёмы
коррекции речи
Артикуляционная гимнастика
Цель:
• укрепление мышц артикуляционного аппарата
• развитие силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе
• объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады
«ДО ПЯТИ ЛЕТ РЕБЁНОК - СТРОИТЕЛЬ САМОГО СЕБЯ ИЗ ЧЕГО БЫ ТО НИ БЫЛО» М. МОНТЕССОРИ