Папки-передвижки

Преодоление затруднений в применении песочной игротерапии в детском саду

Людмила Чеботарева
Преодоление затруднений в применении песочной игротерапии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Всё, что нужно человеку для жизни, находится рядом с ним. Иногда мы даже не замечаем, насколько близко то, что может нам помочь. Неспроста народная мудрость гласит - «Где родился – там и пригодился».

Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Именно в песочнице ребёнок строит первый дом, сажает дерево, создает семью. Все это мир в котором он чувствует себя защищенным, где ему комфортно, все понятно и близко.

Мы идём по жизни, оставляя следы на песке, не представляя, сколько тайн и загадок он в себе таит.

Публикация «Преодоление затруднений в применении песочной игротерапии в детском саду» размещена в разделах

Если рассмотреть песок под микроскопом, вы увидите красоту песка. Мы должны учить детей видеть прекрасное, зачастую, оно совсем рядом.

Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Но наряду с ограничениями и правилами в группе и на участке детского сада есть место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтает, фантазирует, создаёт. Такое пространство предоставляет детям волшебница-песочница.

Песочница является маленькой моделью окружающего мира.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Она стабилизирует эмоциональное состояние. У детей лучше развиваются познавательные функции, речь, моторика, коммуникативные навыки. Именно в игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира.

Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Тема роли песочной игротерапии в развитии позитивной коммуникации, тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики руки у детей 5-7 лет мне особенно близка, так как это именно тот возраст детей с которым я сейчас работаю.

Работа проходит в соответствии с инновационным вариантом программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы, Комаровой и Васильевой с учётом ФГТ.

Применение песочной игротерапии в на занятиях в детском саду включает в себя интеграцию областей «Познания» (сенсорное развитие дошкольника, «Коммуникации» (эмоциональное воспитание, «Здоровье» (развитие мелкой моторики руки) и «Художественное творчество» (развитие творческого воображения и способностей).

Песочную игротерапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми.

С чего же всё началось…

В 1929 г. английский педиатр, психотерапевт Маргарет Ловенфельд стала применять песочницу и миниатюрные фигурки в игровой психотерапии с детьми - так родилась «Техника построения мира». Далее детский психотерапевт Дора Кальфф, дополнив «Технику построения мира» разработала Юнгианскую песочную психотерапию. Она создавала для своих клиентов «свободное и защищённое пространство» где те, чувствовали бы себя свободно.

Песочная терапия помогает :

1. Справиться со страхом и неуверенностью.

2. Вскрыть ресурс в отношениях и обстоятельствах.

3. Активизировать творчество и спонтанность.

Имеются и противопоказания.

Не рекомендуется в случаях, когда: 1) уровень тревожности ребёнка очень высок;

2) Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;

3) Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Основные цели занятий песочной игротерапией :

1. Формирование у ребенка представления об окружающем мире;

2. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности общей и мелкой моторики рук.

3. Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, творческого мышления, воображения и фантазии, навыков самоконтроля и саморегуляции.

Принципы задают «правила и условия игры» и в системе занятий отражаются в каждом «шаге» и действии педагога.

При работе с песком применимы общие принципы взаимодействия с детьми 5-7 лет:

1. Принцип комфортной среды.

2. Принцип безусловного принятия.

3. Принцип доступности информации.

4. Принцип интегрированности в социальную среду.

А так же дополнительные принципы песочной терапии :

Оживотворение абстрактных символов, реальное «проживание» и, конечно же, обмен в песочной игре.

Формы организованной деятельности с песком включают в себя игры, упражнения, макетирование и арт-терапию.

Оборудование, необходимое, для занятий:

Пластиковый таз, синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см.

Песок, просеян, промыт и обеззаражен (прокаливаю в духовке раз в неделю)

Мини-песочница с отверстием в донышке и подсветкой.

Набор игрового материала. Миниатюрные игрушки, формочки, бросовый материал.

Перед работой с песком необходимо повторить с детьми правила поведения в песочнице :

1. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

3. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

4. После игры в песке надо помыть ручки.

Работа идет поэтапно.

1. Прикосновения на поверхности сухого песка.

2. Игры и упражнения с погружением рук в песок.

3. Прикосновения и игры на поверхности мокрого песка.

Игры и упражнения делятся на дидактические и психопрофилактические.

Наиболее интересна детям такая форма занятий как арт-терапия. Арт- терапия - это терапия искусством. В песочной игротерапии она включает в себя аппликацию, мозаику и рисование песком.

Аппликация и мозаика это знакомые всем виды работ, поэтому подробнее рассмотрим рисование песком.

Из под руки ребёнка появляются очень интересные образы, как в стихотворении Семёна Кирсанова «Твои рисунки».

Твои рисунки, неземные

Твои холсты, они как ты.

На них — нигде не росшие цветы.

Их нет нигде, лишь под твоей рукой …

Базовые образы очень просты. Порядок работы доступен любому ребёнку. В этих рисунках использованы упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности общей и мелкой моторики рук. Работают пальчики и часто обе руки одновременно.

Травка (Работают пальчики, штриховые и точечные движения-прикосновения к песку).

Цветок (Пальчики – одновременно работают две руки: по 3 пальчика обеих рук вместе – движение середина (поверхности рисунка) - вверх-вниз на середину, середина -на уголок- средина. середина – в стороны – середина; стебель от середины цветка 2 пальчика движение вниз и приложить ладошки двух рук одновременно от стебля и пошевелить на песке, оставляя отпечаток, - листочки)

Роза (Пальчики, ладошка - вращаем от центра спираль либо одним пальчиком, либо двумя, либо кулачком; ладошка – листочки – см. «Цветок»)

Бабочка (Одновременно две руки, 3 пальчика вместе –круг вверх - в стороны - вместе,

2 пальчика вместе – круг вниз – в стороны- вместе, по 1 пальчику вместе вверх

и разводим усики)

Лебедь (Пальчики, ладошка. Головка – рисуем круг 1 или 2 пальчиками, расчищаем его от песка, далее – шейку –движение – вниз; кистью руки – пальчики врозь нарисовать дугу от шейки вверх и сделать хвостик; вторая дуга – от шейки вниз и к хвостику).

Картина (Создание композиции по выбору ребёнка. Например : «Цветок и бабочка».)

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

1) взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние,

дети чувствуют себя более успешными, на занятиях весело, нет скуки и монотонности;

2) дети, идущие в детский сад, легко адаптируются в детском коллективе;

3) укрепляется мелкая моторика руки;

4) развивается творческое воображение, в работах детей используются образы-символы и

элементы декоративного рисования.

Перспективой применения песочной игротерапии в практике работы детского сада является общая психологическая подготовка детей к школе, развитие мелкой моторики руки, подготовка к обучению письму и развитие навыков изобразительной деятельности.

Использованная литература:

1. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной

игротерапии. – СПб. : Речь, 2010.

2. Довгаль Н. В. Логопедические игры в песочной стране. Журнал "Логопед" № 3, 2004.

3. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий

рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей дет. сада. – М. :

Просвещение, 1985.

4. Песочная терапия для детей. "Эрудит" © 2010. Телефон: +7(812)448-47-77

E-mail :info@eruditclub.ru

5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : Речь, 2008.

Чеботарева Л. Н.

воспитатель

Павловский МК ДОУ

Центр развития ребёнка

д. сад №10

2012г.

Публикации по теме:

Авторские загадки. «Птицы» 1. Птицей мира называют, Эту птицу неспроста, Друг за другом все летают, В небе целый день паря. (Голубь) 2. По весне он караулит Во дворах.

Песочная терапия в работе педагога-психолога ВидеоПесочная терапия в работе педагога-психолога Видео Когда работаешь с маленькими детьми, начинаешь задумываться над тем, как же можно им помочь быстрее спрявиться с плохим настроением, грустью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преодоление затруднений в применении песочной игротерапии в детском саду
Опубликовано: 12 ноября 2013 в 22:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преодоление затруднений в применении песочной игротерапии в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Чеботарева (УИ 142682) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД