Из опыта работы музея «Хакасская юрта»

Караваева Татьяна Асламбековна
Из опыта работы музея «Хакасская юрта»

МБДОУ «ЦРР – детский сад «Ласточка»

Районный конкурс – смотр музеев образовательных организаций

Усть – Абаканского района «Мой музей»

«Хакасская юрта – дом для одной семьи, символ согласия и сплоченности».

Составитель:

Караваева Т. А.

р. п. Усть – Абакан

2019г.

Анкета-представление

В силу своих огромных познавательных потребностей и роста осознанности, дети дошкольного возраста впитывают в себя множество информации, эмоциональных переживаний, нравственных чувств. К сожалению, реалии сегодняшнего дня зачастую формируют у детей ложные ценности, бездуховность, негативизм по отношению к истории, культуре, социальным ценностям.

В связи с этим одной из актуальнейших задач, стоящих перед педагогами ДОО, является разработка современных программ, проектов, содержание которых позволило бы уже на этапе дошкольного детства приобщить детей к пониманию уникальности своей страны, ее природных, духовных и исторических ценностей.

«Музейный комплекс» имеет большой социокультурный потенциал, позволяет синтезировать разнообразные формы и методы коммуникативной деятельности, как с малыми, так и с большими группами детей и родителей. Эта деятельность позволяет эффективно воспитывать культуру общения, познания, потребность в содержательном проведении досуга и организации собственной свободной деятельности, служит удовлетворению познавательных потребностей, саморазвитию, самообразованию, выработке определенных черт характера, приобретению навыков общения и социального опыта.

«Хакасская юрта» - национальный символ хакасского народа (очаг, бытовая утварь хакасской юрты, сундук для вещей, подставка, шесты-вешалки, посуда, украшения).

Цель: создание социальной ситуации развития способствующей формированию у детей дошкольного возраста знаний о традициях и обычаях хакасского народа.

Задачи мини-музея «Хакасская юрта»:

- знакомить детей с культурным наследием прошлого Хакасии через работу мини-музея;

- поддерживать и развивать этнокультурные традиции в ДОО;

- воспитывать личность дошкольника в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных этносоциумов.

В музее мы используем следующие формы работы: экскурсии, конкурсы экскурсоводов среди детей, проведение занятий-бесед по тематике, занятия-исследования, театрализация, тематические вечера, развлечения, викторины, конкурсы, виртуальные экскурсии, мастер-классы по изготовлению экспонатов музея, самостоятельная деятельность детей.

Программа реализации музея «Хакасская юрта»

Программа реализации проекта построена на принципах

- наглядности,

- доступности,

- эстетичности,

- динамичности,

- содержательности (материал имеет образовательно-воспитательное значение для детей, вызывает у детей любознательность,

- последовательности ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе,

- гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей,

- поощрения детских вопросов и фантазий при восприятии выставок, экспонатов,

- активности детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

- подвижности структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Коллекции и экспозиции пополняются за счет экспонатов подаренных или изготовленных детьми, родителями, сотрудниками ДОО. В детском саду предполагается регулярное проведение акций «Подари экспонат музею».

Предполагается использование таких форм:

Из опыта работы музея «Хакасская юрта»

- модель прямого действия – приглашение детей, педагогов, родителей других ДОО на выставки в мини-музеи детского сада;

- устная форма представления опыта - РМО, конференции, семинары, педагогические чтения, педагогические мастерские на муниципальном и республиканском уровне;

- практическая форма представления опыта – открытые показы ООД, развлечений, проведения экскурсий, конкурсов экскурсоводов (детей старшего возраста) и т. д. ;

- наглядная форма – педагогическая выставка, методическая панорама, ярмарка и др. ;

- печатная форма - опыт ДОО будет описан в газете ДОО «Ласточка», статьях районной газеты, сборниках материалов Республиканских научно-практических конференций, во Всероссийском электронном журнале «Академия дошкольного образования», интернет сайтах.

В экскурсию в мини-музее «Хакасская юрта» органично вплелись виртуальная экскурсия по музеям Усть - Абаканского района под открытым небом, экскурсия в Краеведческий музей г. Абакана и выставка картин хакасских художников в картинной галерее ДОО.

Так в мини-музее представлены: домашний очаг у хакасов, устройство юрты, одежда хакасов, хакасские игры и игрушки, «Достопримечательности Республики Хакасия», «Удивительные уголки Хакасии», коллаж «Мир животных и птиц нашей Республики», альбом «Моя Хакасия. Хакасский орнамент», видеофильм о Хакасии.

В нашем музее появилась новая экспозиция «Куклы в хакасском национальном костюме». Родители вместе с детьми изготовили куклы из различного материала. Куклы получились оригинальные, интересные и непохожие друг на друга. Затем мы провели экскурсию для детей. Нами была организована выставка «Хакасское национальное украшение женщин - ПОГО». Родители и дети с интересом приняли участие в изготовлении этого украшения. Все работы получились необычными и по своему уникальными.

Среди старших групп мы проводим конкурсы «Лучший дошкольник-экскурсовод». Среди педагогов прошел конкурс «Лучший педагог-экскурсовод». На конкурсе дети и педагоги представляли правильное и грамотное описание экспонатов, продемонстрировали владение материалом экскурсии, творческий подход и новизну тематики. На экскурсии «Хакасская утварь» юный экскурсовод Сподина Таисия рассказывала об экспонате - маслобойка, которая использовалась хакасским народом в хозяйстве для изготовления сливочного масла. Тарасов Тарас презентовал историю Салбыкского кургана. Он рассказал о его происхождении и проведений хакасских обрядов.

Мини-музей очень мобильный и позволяет легко и быстро перестроить экспозиции, перенести экспонаты в группу, картины разместить на лестничных маршах или коридорах. Воспитатель может в любой момент обратиться к материалам мини-музея, а дети по желанию рассматривать предметы, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые предметы для режиссерской игры, пользоваться экспонатами в дидактических играх и проводить самостоятельные исследования.

В перспективе:

- модель прямого действия – приглашение детей, педагогов, родителей других ДОО на выставки в мини-музеи детского сада;

-подбор необходимых экспонатов для музея;

- изготовление поделок из разных материалов;

- изготовление альбомов.

Таким образом, создание в ДОО «Хакасской юрты» позволяет включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея. Формирует представление традиционного семейного уклада. Воспитывает духовно нравственные качества. Формирует чувство любви к Родине. Знакомит с традициями хакасского народа. Способствует развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту хакасского быта.

ПЛАН РАБОТЫ

На 2018 – 2019 год

Месяц Содержание работы Форма работы Ответственные

Сентябрь-

октябрь

Экскурсия по выставке

«Удивительные уголки Хакасии»

Караваева Т. А.

ноябрь-декабрь

Экскурсия по выставке

Создание коллажа «Мир животных и птиц нашей Республики».

Караваева Т. А.

Январь-

февраль

Видеофильм о Хакасии.

Создание альбома «Моя Хакасия. Хакасский орнамент»

Караваева Т. А.

Март-

апрель

Взаимодействие с детской библиотекой

«Хакасская культура»

Караваева Т. А.

Май

Экскурсия в музейно-культурный центр г. Абакана

«Каменные изваяния Хакассии»

Караваева Т. А.

Публикации по теме:

Формирование навыков самообслуживания в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы) В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Так как.

Игра — важнейшее направление коррекционной логопедической работы (из опыта работы) В настоящее время, когда цивилизация далеко шагнула вперёд - это коснулось и процесса обучения как в школе, так и в дошкольном учреждении.

Из опыта работы «Содержание работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников 4–5 лет» Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей.

Консультация для педагогов из опыта работы «Пластилинография в детском саду: особенности организации работы с детьми» В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов.

Из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми ОВЗ» Не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается.

Обобщение опыта работы «Организация работы по познавательному развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть.

Описание опыта работы «Экологический театр как инновационная форма работы по экологическому развитию дошкольников» Описание опыта работы воспитателя МБДОУ д/с «Солнышко» г. Суража, Брянской области Товпеко Ольги Михайловны участника муниципального этапа.

Из опыта работы «Оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ»Из опыта работы «Оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ» . На протяжении многих лет работы в дошкольном учреждении я поняла, что, желая приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, необходимо.

Сообщение из опыта работы «Организация совместной работы воспитателя с детьми по изодеятельности» Важным обстоятельством, определяющим необходимость внедрения совместной формы организации изобразительной деятельности, является то, что.

Здоровьесберегающие технологии в системе работы детского сада по формированию психического здоровья (из опыта работы) Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом. Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Сначала.

Автор публикации:
Из опыта работы музея «Хакасская юрта»
Опубликовано: 24 сентября 2019 в 16:07
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 апреля. День экологических знаний

Очередной тематический день посвящен вопросам экологии, которые особенно актуальны в современном мире. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы заложить в ребенке основы...

15 апреля. Всемирный день искусства

Международный день искусства отмечается ежегодно, начиная с 2012 года. 15 апреля было выбрано датой торжества потому, что это день рождения знаменитого художника и изобретателя Леонардо Да Винчи. Нам всем...

Оформление музыкального зала ДОУ к Дню космонавтики
В этом году - грандиозная дата празднования этого великого дня, 60 лет со дня полёта Юрия Гагарина ( первого человека) в космос. Было решено отпраздновать...
Фотоотчет «Наблюдение на прогулке за изменениями в природе весной в средней группе»
Цель: Формирование умения у детей замечать изменения в природе в весеннее время года. Задачи: - формировать представление о типичных весенних явлениях...
Детский мастер-класс изготовления фоторамки из картона и пазлов
Необычные фоторамки своими руками можно делать из разных материалов. Один из них – пазлы. Используя обычные пазлы, можно сделать фоторамку, которая будет...