Товпеко
Описание опыта работы «Экологический театр как инновационная форма работы по экологическому развитию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы воспитателя МБДОУ д/с «Солнышко» г. Суража, Брянской области Товпеко Ольги Михайловны участника муниципального этапа всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»
по теме
«Экологический театр как инновационная форма работы по экологическому развитию дошкольников»
Публикация «Описание опыта работы „Экологический театр как инновационная форма работы по экологическому развитию дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Детский сад - моя жизнь!- заявляю при всех.
Это гордость моя – не грех:
Каждый детский успех – это мой успех!
И любви хватает на всех.
Актуальность
В век нанотехнологий не хватает времени оставаться, оглянуться вокруг, понаблюдать за красотой природы. Нехватка общения детей с природой, оборачиваться впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.
В воспитании будущего высоконравственного человека, самое важное место занимаем мы, педагоги. Посеяв зерно, можно вырасти сорняк. Ведь за каждым культурным растениям необходим уход, «питательная среда».
А мы на протяжении многих лет нашим детям, «нашим сажанцам», даем понять, что все для них, что любое явление природы – это все во благо человеку, все для человека и ничего взамен.
В нашем детском саду создана благоприятная среда для саморазвития педагогов. Меня заинтересовала работа по теме «Экологический театр как инновационная форма работы по экологическому развитию дошкольников», она открыла для меня огромный простор для саморазвития в профессиональном плане.
Природа, окружающий мир – это огромный театр, который действует без перерыва, круглый год. В нем постоянно меняются декорации (времена, года, погодные условия) и действующие лица. А поэтому театр гармонично вписывается в образовательный процесс ДОУ.
Изучив психолого – педагогическую и методическую литературу, я поставила цель - формирование ответственного отношения к природе средствами театрализованной деятельности.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты задачи:
- расширять экологические знания через разные виды театра;
- развивать творческие способности детей в процессе работы со сказками, постановками, театрализованными играми;
- совершенствовать творческие способности в самостоятельной деятельности, используя экологические знания.
В своей работе я использую различные формы организации экологического театра :
- театральная образовательная деятельность;
- мини – игры в свободной деятельности ;
- игры – спектакли;
- театрализованные игры на праздниках и развлечениях;
- самостоятельная деятельность в игровых зонах.
В работе с экологическими постановками применяла методы и приемы:
- чтение сказок (является основной формой знакомства с любой сказкой);
Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка».
Кроме сказок использую другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.
- элементы театрализации (наиболее эмоционально дети откликаются на представление кукольного театра. В младшем дошкольном возрасте кукол озвучивает воспитатель, а в старшем возрасте привлекаются дети.
- творческие задания– (рисование, лепка, аппликация сказочных персонажей из доступных материалов).
- проблемные ситуации и вопросы.
Например, в сказке «12 месяцев» капризная принцесса просит принести подснежники. Перед детьми ставим вопрос: «Ребята как вы думаете как можно раздобыть цветы?;
- В какое время года цветут подснежники?
- Что происходит с природой в это время года?
- игровые задания
Важное место в экологическом театре занимает игра – несложная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им.
Например, в сказке «Гуси лебеди». Чтобы яблоня сказала куда полетели гуси – лебеди. Детям предлагаются выполнить следующие задания. «Сложить яблочки в красную корзинку ежика, а желтые в желтую, и сказать сколько яблочек желтого и сколько всего яблочек у ежика. В данном случае реализуется взаимосвязь с интеграцией образовательных областей.
Игры – экспериментирования с предметами и материалами.
Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломенка и Лапоть», перед детьми ставим вопрос – как помочь героям перебраться через речку.
В ходе работы мы провели исследование: в емкость с водой поочередно опускаем бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластину. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что предмет не тонет, значит, на нем можно плавать.
Также в свою работу включаю с детьми разные виды театров.
Например:
Театр тантамарески доставляют детям радость, но их особая заслуга в том, что они помогают разрушить психологический барьер, мешающий детям разговаривать при большом скоплении народа и с малознакомыми людьми. Дети, чувствуют себя легко и раскрепощённо. Им доставляет огромное удовольствие играть роли на экологические темы.
Костюмированный или ролевой театр - это театр, где дети или взрослые берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с моей помощью или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни.
С интересом дети принимают участие в театре настроения.
Этот вид театра предназначен для эмоционального и интеллектуального совершенствования детей, для знакомства с основными врождёнными эмоциями.
Весь мир театр, а люди, как известно в нем - актеры. Стараюсь разнообразить разные виды театров, сделав их своими руками. Вместе с детьми мы придумывает игры – макеты, изготавливаем атрибуты и декорации к спектаклям. Например: Сказка «Приключение Чиполлино».
Одно из моих хобби – это игрушки из фетра. На мой взгляд фетр – это самый удачливый материал для шитья игрушек.
Например: тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. В образовательной деятельности «приходит либо Дед, либо Баба, рассказывает то о корове с теленком, то о козе с козлятами. Такая театрализованная игра позволяет детям познавать сельскую действительность через экологическое развитие.
Одним из компонентов экологического театра является моделирование сказочных сюжетов.
Например: в сказке «Заюшкина избушка»- предлагаю детям рассказать ее с помощью геометрических фигур, т. е смоделировать ее. Используем такие геометрические фигуры как (треугольник, квадрат, круг).
Квадрат синего цвета – это избушка лисы;
Треугольник – крыша;
Квадрат черный – избушка.
А вот сами герои сказки – круг, определенного цвета и размера.
Зайчик – белый,
Лиса – оранжевая,
Собака – серая,
Медведь – большой коричневый,
Петушок – красный.
Дети любят сочинять и свои экологические сказки и обыгрывать их. Интерес к такой экологической сказки определяется новизной сюжета, наличием необычных персонажей и конечным результатом.
- Очень часто задаю им начало сказки, а они продолжают.
Например: «Жил на земле очень миролюбивый народ. Они любили солнце, цветы, все живое. Но однажды прилетели инопланетяне и закрыли своей тарелкой солнце. Что было дальше?.
Или «Однажды сеньер Помидор, сеньорита Морковка и Чиполлино затеяла спор: «Что нужнее и важнее в супе…»
Вывод:
Выбранная мной форма работы с детьми доставила много интересного не только детям, но и нам воспитателям.
Экологический театр - новое направление в работе детского сада. Для воспитанников открываются различные возможности различные сферы жизни, познание которых способствуют социализации детей.
В дальнейшем я планирую не останавливаться на достигнутом, продолжать подбирать и использовать новые методические приёмы, которые будут способствовать развитию творческих способностей и воспитание экологической культуры дошкольников.